Как следует из названия выставки, автор вновь и вновь возвращается к этому определению, как наиболее точно отражающему ее суть – уже в девятый раз, но никогда не повторяется. Каждое «Состояние» имеет свою интонацию, даже свой характер.
Генрих Куприянов часто обращается к городским сюжетам и всякий раз находит новые. Городские пейзажи у него очень тонкие, поэтичные. Астана на закате и рассвете, в разное время года, «населенная» и безлюдная, снятая крупно и с большого расстояния – все интересно, по-куприяновски.
Тема природы для него вообще неисчерпаема. «Начало дня» и «Угасающий день» (озеро Щучье), «Дорога в осень», «Подснежники», «Февраль. После метели» и даже вид автобана – во всем он находит свою изюминку, свое состояние. Как и в натюрмортах. Вот осколки какой-то разбитой посуды, рядом елочный шар – и все это на фоне высокой узкой вазы для цветов. Прямо-таки три основных элемента икебаны – син, соэ, хикаэ. Видит Куприянов красоту даже в разбитой посуде.
К портретам Генрих Тимофеевич обращается нечасто, но и в этом случае его почерк узнаваем. Вот портрет художника Валерия Пирожкова – его многолетнего друга, зрители всматриваются и как-то сразу проникаются уважением к этому человеку. Вот «Гости из Афганистана» – к ним проникнуто искренним сочувствием все существо художника. А «Годы, годы…», где изображена старая женщина, наводят на размышления об одиночестве, быстротечности жизни. Сюжет не нов, но фотография запоминается своей особой интонацией легкой грусти, тишины и покоя.
В этой выставке Куприянов выразил все свое творческое кредо: он не просто художник, он гуманист и романтик, человек с большим сердцем и острым взором.