
Областной художественный музей вновь привлек людей, неравнодушных к живописи, организовав для них показ работ живописцев страны, объединив их в цикл «Искусство Казахстана. ХХ век». В экспозиции представлено 83 произведения, созданных авторами в разные годы прошлого столетия.
Следует отметить, что изобразительное искусство Казахстана в кратчайшие сроки прошло путь становления, развития и достижения высокого профессионализма. В 20–30-е годы в Казахстане сложилась небольшая, но сплоченная группа художников, активно работавших и много сделавших для организации творческого процесса. На выставке показаны живописные произведения А. Кастеева, А. Черкасского, В. Эйферта, Г. Исмаиловой, Ж. Шарденова, Н.-Б. Нурмухаммедова, Ш. Сариева, А. Галимбаевой, С. Мамбеева, Е. Тулебаева. Единое экспозиционное пространство гармонично выстраивают произведения оригинальной графики интереснейших авторов: У. Ажиева, Е. Бейсембиновой, С. Романова, П. Зальцмана, И. Квачко, Т. Сулейменова и многих других.
Творчество художников ХХ века вышло за пределы официальных программ, создав собственную эстетику и расширив исторические горизонты развития.
Реалистический метод в ранний период становления и развития профессиональной школы стал главным и доступным инструментом в освоении новых художественных форм как в творческом, так и в изобразительном процессе. Но узаконенные в то время приемы художественного мастерства и «социалистический реализм» не могли подавить самобытность живописцев, их нестандартное видение окружающего мира, а тем более индивидуальные приемы изображения. Вот почему выставка «Искусство Казахстана. ХХ век» – это яркая палитра страны и ее людей, неповторимой природы и художественной философии.
Как отмечают искусствоведы, и тогда, и сегодня большинству казахстанцев известно имя Абылхана Кастеева (1904–1973). Самым мощным движетелем его творчества была любовь к Родине, людям и искусству, которому был предан всю свою жизнь. Его мастерство всегда будет светлым и радостным источником искренности и подлинной любви к искусству.
В годы Великой Отечественной войны в Казахстане работало много художников. Один из них – профессор живописи из Киева, преподаватель Алма-Атинского художественного училища им. Н. В. Гоголя А. М. Черкасский (1886–1967), ставший первым педагогом многих известных казахских художников. Но не у всех художников так благополучно складывалась творческая судьба. В это же время в Караганде начинал новый этап своей жизни бывший директор музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, бывший ученый секретарь Государственной Третьяковской галереи, теперь спецпереселенец, В. А. Эйферт (1884–1960). Известный художник, когда-то выставлявшийся вместе с П. Кончаловским и Н. Альтманом, работавший в Париже и унаследовавший, по мнению специалистов, от французского импрессионизма цвето-воздушную стилевую манеру, работал в колхозе им. Пушкина недалеко от Караганды сначала учетчиком горючего, потом бухгалтером, постепенно возвращаясь к живописи, но навсегда утратив жизнерадостную цветовую палитру своих ранних работ.
А как не отметить Гульфайрус Исмаилову (1929–2013) – одну из первых женщин-художниц Казахстана. Ее творчество многообразно и многогранно и всегда узнаваемо. Ей почти 20 лет аплодировал зрительный зал Казахского государственного театра оперы и балета им. Абая, когда поднимался занавес. Исмаиловой были выполнены эскизы к костюмам и декорациям многих спектаклей.
Творчество Жанатая Шарденова (1927–1992) – выдающееся явление казахстанского изобразительного искусства. Оставаясь в целом вне официальной линии искусства, Шарденов в новом для казахстанской профессиональной культуры виде творчества – живописной станковой картине – наиболее плодотворно восстановил глубинное родовое качество национальной эстетики. Пейзажи Шарденова написаны, по утверждению знатоков искусства, на взлете импровизационного вдохновения, где живописно-пластическая фактура – это и скульптурный рельеф, и след кисти, влекущий многообразие цветовых оттенков.
Так можно говорить о каждом художнике и их работах, представленных на выставке в Павлодарском областном художественном музее. Потому что каждый мастер и их полотна – это уникальное явление.
Сергей ГОРБУНОВ, Павлодар
фото Валерия Бугаева