Взлет разрешен

970
Марина Демченко

Полеты будут осуществляться на ежедневной основе – по 4 рейса в день – авиакомпаниями Air Astana, SCAT, FlyArystan. Продажа билетов уже открыта.

Кроме того, Государственной комиссией по обеспечению режима чрезвычайного положения при Президенте РК принято решение о возобновлении с 4 мая авиарейсов из Нур-Султана и Алматы в Кызылорду, Петропавловск, Усть-Каменогорск и Семей. Рейсы будут осуществляться с усиленными нормами санитарных требований.

Разработан регламент взаи­модействия авиационных и санитарно-эпидемиологических служб. В частности, пассажирам необходимо иметь справки о прохождении теста на COVID-19 с отрицательным результатом (срок действия справки – 7 дней со дня выдачи), а также средства индивидуальной защиты (мас­ки, перчатки). Важно отметить, что тесты на коронавирусную инфекцию делаются на платной основе за счет собственных средств граждан.

Санитарные требования также включают проведение термометрии, социальное дис­танцирование, усиленную дезинфекцию аэропортов и воздушных судов.

О том, как авиаотрасль подготовилась к началу полетов, рассказал генеральный директор АО «Авиационная администрация Казахстана» Питер Гриффитс.

– Глава государства для восстановления пассажирских авиаперевозок поручил продумать меры предосторожности, разработать регламент взаимодействия авиационных и санитарно-эпидемиологических служб. Насколько Вам удалось выполнить поручение Президента?

– Авиация Казахстана готова к началу полетов, все необходимые меры безопасности, в том числе санитарные, предусмотрены. Мы можем восстановить авиасообщение уже сегодня, потому что приступили к подготовке еще 2 недели назад. Провели ряд онлайн-семинаров, основным предметом обсуждения стали действия по безопасному и эффективному перезапуску авиационной отрасли. В них участвовали представители отечественных и зарубежных авиакомпаний, аэропортов, авиационных учебных центров.

Полеты сначала возобновятся между Алматы и Нур-Султаном. Затем по мере получения дополнительных инструкций от Правительства планируем восстанавливать пассажирское авиасообщение с Шымкентом, Атырау и Усть-Каменогорском.

Первыми возобновят работу Air Astana, SCAT, Qazaq Air, позднее – FlyArystan. Рост воздушного сообщения будет проходить достаточно медленно для всех авиалиний.

Кроме того, мы вновь запускаем работу call-центра. Операторы смогут с 7 утра до 11 вечера отвечать на вопросы представителей авиалиний и пассажиров.

– Мистер Гриффитс, в целях предотвращения распространения коронавируса между странами число полетов было сокращено до минимума. Регулярное воздушное сообщение на территории Казахстана закры­лось совсем. Как отразились на отрасли карантинные меры?

– Мировая авиационная индуст­рия – одна из наиболее пострадавших от пандемии коронавируса сфер. По прогнозам ИКАО, в I полугодии 2020 года количество кресел, предлагаемых авиакомпаниями, сократится на 56%. На 593 миллиона уменьшится количество перевезенных пассажиров. При этом операционные потери авиакомпаний составят 132 миллиарда долларов.

К примеру, если в Казахстане до 22 марта 2020 года на 45 внут­ренних маршрутах выполнялось 540 рейсов в неделю (77 рейсов в день), то со 2 апреля были приос­тановлены все внутренние регулярные рейсы. Поэтому заявление Президента об открытии авиасообщения я считаю отличной новостью. Авиационная отрасль – одна из ключевых в экономике, она является драйвером многих процессов и, самое главное, поддерживает нормальное функционирование государства и комфорт его граждан.

Сейчас нужно максимально поддержать саму отрасль и защитить ее от дополнительных затрат, которые могут повлечь трудности эксплуатации в зимний период и в последующие годы. Если начнем восстановление сейчас, то нам потребуется 3 года для восполнения материальных потерь.

Однако наиважнейшим для нас делом сейчас является и поддержание безопасности.

– Расскажите, каким образом осуществляются конт­роль и надзор за обеспечением безопас­ности полетов в респуб­лике во время режима ЧП?

– Сотрудники Авиационной администрации Казахстана (далее – ААК) продолжали трудиться в период ЧП и карантина. Режим и качество работы не изменились. Мы продолжаем инспекционные проверки. Так, во время карантина приостановили действие двух сертификатов летной годности из-за несоответствия стандартам безопасности, и эти воздушные судна сейчас не летают.

– Изменились ли санитарные требования к самолетам и аэро­портам в связи с пандемией?

– Санитарные требования, конечно, усилились. К примеру, уборка в самолетах и аэропортах теперь проводится чаще.

До пандемии в Европе генеральная уборка борта проводилась раз в 4–6 недель, сейчас – гораздо чаще. Смена чехлов на сидениях, тщательная чистка с применением дезинфицирующих средств, замена воздушных фильтров самолета занимают несколько часов.

Как только авиарейсы возобновятся, генеральная уборка на борту станет обязательной каждый день. Авиакомпании должны будут обеспечивать обработку сан­узлов после каждого пассажира.

Все-таки нам придется ограничить обслуживание клиентов на борту. Оно не прекратится, но сведется к минимуму. Все отходы будут тут же утилизироваться.

В самолете пассажирам рекомендуем носить маски. Перчатки не обязательны. Важно продолжать пить воду во время полета.

Скажу несколько слов и о соб­людении физической дистанции в аэропортах. В пассажирском терминале предусмотрены
наклейки на креслах для пассажиров. Нанесены ограничительные напольные полосы. Количество граждан в терминале теперь будет ограничиваться. Возможно продление слотов (времени, выделенного в аэропорту рейсу) для исключения скопления пассажиров в часы пик.

Регистрация на внутренние рейсы будет начинаться за 2 часа, на международные – за 3,5 часа до времени отправления. Окончание регистрации – за 50 минут.

Во всех аэропортах Казахстана усилен дезинфекционный режим, увеличена частота уборки и дезинфекции залов ожидания, туалетных комнат, ручек, кнопок, поручней.

Персонал воздушных гаваней обеспечен средствами индивидуальной защиты.

– Можно ли считать самолеты объектом распространения коронавируса?

– Только при условии, что человек, который находится на борту, заражен. По этому вопросу сос­тоялось несколько дискуссий с коллегами из ИКАО и Всемирного фонда безопасности полетов, и доказательств того, что заражение произошло на воздушном судне во время полетов, нет. Я лично изучал данную проблему.

Даже в период санитарной эвакуации, когда перевозили
180–190 пассажиров на борту воздушного судна, рассчитанного на 200 посадочных мест, фактов инфицирования установлено не было. К примеру, сотрудники авиа­ционной администрации летали на самолетах, на которых ранее находились зараженные коронавирусом пассажиры, и не заболели после этого.

Это объясняется тем, что воздухообмен в салоне самолета осуществляется намного быст­рее, чем в здании. Воздушное судно – своеобразная алюминиевая труба, которая находится под давлением. Воздух поступает в нее из атмосферы и подается в верхний отсек салона. Свежий циркулирует внутри, а весь отработанный, который больше не нужен, опускается в нижнюю часть, через вентиляционные отверстия в полу попадает в хвост лайнера и оттуда – наружу.

Такая циркуляция воздуха жизненно необходима, особенно когда на борту находятся 190 пассажиров. Во время экспериментов можно увидеть, как активно происходит воздухообмен. Учитывая все эти данные, мы можем возобновить воздушное сообщение.

– В Казахстане зарегистрировано несколько случаев заражения COVID-19 среди авиаперсонала. Как будет обеспечиваться безопасность сотрудников пос­ле возобновления полетов?

– Мы проанализировали факты заражения авиаперсонала в Казахстане и не нашли подтверж­дения тому, что инфицирование произошло на воздушном судне. Источником являлись люди, которые находились на земле, инфекция передавалась через социальное общение, семьи, друзей, при посещении общественных мест.

Тем не менее мы настаиваем, чтобы сотрудники авиалиний проходили тщательную медицинскую проверку. Компании обязаны обеспечить их необходимыми средствами защиты: масками, перчатками, фартуками, а также следить за их заменой.

Во время карантина требования к допуску усилились. Сотрудники с повышенной температурой отстраняются от работы. Несколько таких случаев уже было с бортпроводниками, но с пилотами – нет. Эти меры будут действовать на протяжении долгого времени, в том числе и после того, как пройдет пандемия.

– Будет ли обеспечиваться физическая дистанция в самолете?

– Если соблюдать физическую дистанцию на борту, то банкротство авиалиний произойдет намного быстрее, чем в ситуации, когда рейсы вообще не будут выполняться. Компаниям выгодно летать только при полной загруженности.

Если соблюдаются все меры по дезинфекции воздушного судна, экипаж обследуется перед допуском к полету, проверяются работоспособность и чистота системы воздухообмена, то из опыта санитарной эвакуации во время пандемии, в которой активно участвовали Air Astana и SCAT, мы не видим причин соб­людать физическую дистанцию на воздушном судне.

Мы не рекомендуем соблюдать физическую дистанцию при посадке, так как в это время риски заражения аналогичны заражению на борту. Зато настоятельно советуем ее соблюдать в терминале для пассажиров, при регист­рации и выдаче багажа, причем люди должны пользоваться мас­ками. Данные рекомендации основаны на результатах соответствующих исследований, и их поддерживают наши коллеги из международных организаций.

– Пилоты гражданской авиации должны летать, чтобы не потерять квалификацию. Какие меры принимаются авиационной администрацией, чтобы летчики не утратили навыки?

– Пока карантин еще не был дос­таточно долгим. Но чем дольше он продолжается, тем сложнее летчикам восстановиться. Если, к примеру, пилоты не смогут летать больше 90 дней, они рис­куют потерять необходимые квалификации.

Хочу напомнить, что полеты полностью не прекращались. Основная пауза пришлась на пассажиропоток. Air Astana и SCAT продолжали выполнять грузовые рейсы, причем не только на территории Казахстана, но и международные. В среднем совершается около 250 полетов в день на территории воздушного пространства Казахстана. Сейчас «Боинг-757» используется как грузовой – для транспортировки медицинского снабжения, без пассажиров на борту. Безопасность полетов, безусловно, обеспечивается.

Что касается других авиакомпаний, то мы предложили методы смягчения сертификации пилотов на данный период. Не стоит забывать, что есть еще требования к сертификации инженеров и диспетчеров. Мы постоянно работаем над этим.

– Компания Bek Air после авиа­катастрофы лайнера в декабре находилась под пристальным надзором ААК, транспортной прокуратуры и МВД. Было принято решение отозвать их сертификат эксплуатанта. Сможет ли Bek Air когда-нибудь летать снова?

– Да, однако им придется пройти весь процесс сертификации заново. Деятельность этой компании вызывала много вопросов, она не соответствовала международным стандартам. Мы не ожидаем, что Bek Air возобновит работу в ближайшее время. Но если они захотят сертифицироваться, мы рассмотрим заявление.

Насколько нам известно, эта компания на данный момент не работает. И больше всего пострадали ее сотрудники, которые не только потеряли источник дохода, но и возможность служить обществу, выполняя гражданские полеты.

У них нет сейчас возможности трудоустроиться, поскольку из-за приостановления воздушного сообщения в мире возникли трудности на отраслевом рынке труда. Я сам однажды оказался безработным, поэтому понимаю, как сложно пережить такой период, как важно поскорее выйти на работу.

Во время карантина часть пилотов и бортпроводников авиа­компаний были отправлены в вынужденные неоплачиваемые отпуска. Сейчас для нас это большая проблема. Все сотрудники должны иметь возможность вернуться к своей работе. А ситуация в Bek Air только усугубляет существующую проблему. Но я уверен, если мы восстановим авиа­ционную отрасль, то появятся и новые места для трудоустройства.

– Мистер Гриффитс, какие еще меры принимает авиационная администрация для восстановления гражданской авиации Казахстана?

– Для этого до 30 ноября 2020 года продлеваются сроки действия нескольких сертификатов и свидетельств. Например, свидетельств авиационного персонала, квалификационных и специальных отметок, сроки которых истекают в период дейст­вия ЧП; свидетельств на право выполнения авиационных работ; сертификатов эксплуатанта граж­данских воздушных судов и свидетельств на право выполнения авиационных работ. Исключение составляют сертификаты летной годности, которые выдаются на срок до 120 дней.

Новые временные процедуры разработаны с учетом поддержания уровня безопасности полетов, что позволяет контролировать соблюдение авиакомпаниями действующих требований законодательства Казахстана. Данная практика рекомендована ИКАО и применяется во всем мире.

Популярное

Все
Кавалер ордена «Құрмет» Геннадий Насонов уже готовит своих подопечных к выступлению на Олимпиаде-2028 в Лос-Анджелесе
«Шығыс салбурыны»: полет нормальный
Казахстанская федерация футбола предложила использовать опыт взаимодействия с ФИФА и УЕФА
Этой осенью исполнилось 105 лет со дня рождения выдающегося башкирского поэта Мустая Карима
«Оқжетпес» завоевал золотые медали Первой лиги
Без работы не останешься
Потомки Золотой Орды
На что это похоже?
Не зря зовут страной петроглифов
«Слова назидания» на современном казахском
Энергия воздуха, воды и солнца – залог хорошего самочувствия
Не выходя из дома. Изучать государственный язык помогают технологии и соцсети
Смотреть на все с оптимизмом
Съемки охватили все времена года
Разработана концепция для поддержки лиц с инвалидностью
С вниманием к гражданским инициативам
Под знаком трех юбилеев
Единому национальному тестированию – 20 лет
Нарисуем – будем жить!
Большой помощник в работе
Чеченка с казахской душой
Премий для госслужащих больше не будет
Этот день изменил судьбу
Какой должна быть новая концепция национальной истории
Восстановить утраченную популяцию куланов в Костанайской области пытаются ученые
Решительный шаг к независимости
Последняя в этом году сельскохозяйственная ярмарка проводится в Астане
В октябре 1990-го страна ступила на новый путь развития
В Алматы будут выпускать лекарство от рака молочной железы
Ставки по депозитам населения снижаются – аналитики
С заботой о старшем поколении
Не просто дата в календаре
Бектенов поздравил казахстанцев с Днем Республики
Президент России поздравил Токаева с Днем Республики
«Самостоятельности у шахт не было»
После публикации в «Казправде»
Американцев привела в восторг техника и мастерство дзюдоиста из Казахстана
Сертификаты на квартиры вручили работникам культуры в Астане
Маулен Ашимбаев поздравил соотечественников с Днем Республики
20 автомобилей вручили работникам водной отрасли в честь Дня Республики
Кто он, основатель Семипалатной крепости?
Аул Бозанбай, что в 65 километрах от Усть-Каменогорска, в октябре будет встречать гостей со всего мира
Ушел из жизни сын известного казахстанского композитора Армана Дуйсенова
Предприятие оштрафовали на 2,9 млрд тенге в Актюбинской области
Молодая семейная пара педагогов из Алматы планирует переехать в сельскую местность
Ломать - не строить: водоканал в Шымкенте хотят вернуть государству
Ждут туристов в Атырау
В Жамбылской области поэтапно включают отопление
Более 30 лет «пряничный домик» привлекает горожан и туристов в Семее
Запуск экспресс-маршрутов в Астане: названа цена проездных билетов
Отключения света и подачи воды стали обыденным явлением в Алматинской области
Аким Кызылординской области проверил готовность региона к отопительному сезону
«Барьеры мы создаем в своей голове» – параспортсмен
Шымкент меняет трубы: десятки километров теплотрасс заменены в южном мегаполисе
«В условиях дефицита электроэнергии невозможно наращивать экономическую мощь страны» – мажилисмен
Реконструкция близится к завершению
Обувная фабрика мощностью 200 тысяч пар в год появится в Шымкенте
Россельхознадзор нарушает условия Договора о ЕАЭС - депутат Ходжаназаров
Кадры для атомной отрасли
Нужны дополнительные мощности

Читайте также

«Простор»: от прошлого – к настоящему и будущему
Нарисуем – будем жить!
Съемки охватили все времена года
Смотреть на все с оптимизмом

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]