Женщины в архитектуре в большинстве стран мира за редким исключением – люди незаметные. Изменить существующее положение дел взялась Группа Italcementi, в состав которой входит 46 цементных заводов, расположенных в 22 странах, включая Казахстан, где компания представлена заводом АО "Шымкентцемент", расположенного в Южно-Казахстанской области. Премия arcVision Prize как раз и задумана для того, чтобы существенно повысить роль женщин в архитектуре, поскольку именно они в состоянии почувствовать, какой должна быть комфортная окружающая среда и как ее создать. Не зря ведь говорят, что дом, построенный мужчиной, подходит женщине на 50%, а тот, который построит женщина, устроит мужчину на 90%.
– Мы полагаем, что высокопрофессиональная архитектура сочетает в себе не только творческие и технические возможности, но и фантазию, эмоции, душу, – подчеркнул, открывая церемонию награждения победителей, Карло Пезенти, президент Группы Italcementi. – Премия arcVision Prize присуждается за инновационные, экологичные и социальные идеи и проекты, которые вносят элементы красоты и функциональности в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Награда акцентирует особое внимание на женской концепции архитектуры, комбинирующей технологию и окружающее пространство, материалы и формы, стиль и эффективность для духовного возрождения города и местного сообщества.
Примеры современных городов, являющихся признанными лидерами в использовании новейших подходов к градостроительству, показывают, что архитектура как искусство способна облагораживать человека и возвышать его над повседневностью, наполнять жизнь комфортом и заботиться о будущих поколениях. А для этого необходимо соблюдать стандарты энергоэффективного строительства, экологически безопасных материалов, энергосберегающих зданий, то есть строить с учетом принципов устойчивого развития, решая тем самым определенные социальные проблемы. Именно таким проектам отдают предпочтение при номинировании на arcVision Prize. Для Казахстана эта идеология особенно важна, учитывая, что тема ЭКСПО-2017 заявлена как "Энергия будущего".
К слову, в присуждении награды нынешнего года участвует проект WE-Women for Expo для выставки Expo Milano 2015, в основе которого лежит создание международной женской сети Feed the planet ("Как накормить планету: энергия жизни"). Марта Дассу, исполнительный президент WE-Women for Expo убеждена, что целенаправленная политика награждения премией arcVision Prize – "Женщины в архитектуре" заключается в предоставлении важного примера признания женских талантов в области архитектуры, всецело поддерживаемых проектом WE-Women for Expo.
В составе жюри arcVision Prize – только женщины. Причем не только архитекторы. Все они внесли заметный вклад в формирование ответственного и инновационного подхода в развитие профессиональных качеств и творческого подхода, независимо от сферы деятельности. К примеру, Вера Бабун в октябре 2012 года избрана первой женщиной-мэром города Бетлема, став своего рода символом реформы общества. С трибуны Триеннале она призвала всех женщин смелее соревноваться с мужчинами, менять видение окружающей среды, создавая своими проектами кусочек новой жизни.
Марта Торн, директор Притцкеровской премии, являющейся аналогом Нобелевской премии по архитектуре, в интервью "Казахстанской правде" заявила, что в эпоху глобализации на развитие архитектуры огромное влияние оказывает идеология устойчивого развития. В тренде сегодня также новые технологии, меняющие возможности архитектуры.
"Казахстан сейчас начинает исповедовать технологию «зеленой» архитектуры. На ваш взгляд, какую роль в этом процессе может сыграть проведение в Астане ЭКСПО-2017?" – спрашиваю г-жу Торн.
– Проведение Олимпийских игр или международных выставок, таких как, к примеру, ЭКСПО, очень хорошо работает на имидж страны, – считает г-жа Торн. – ЭКСПО открывает огромные возможности, является своего рода месседжем, ориентированным на будущее. Важно, чтобы объекты, построенные на ЭКСПО, затем работали, использовались для обучения либо других целей, не ограничиваясь собственно выставкой. ЭКСПО проводится не ради ЭКСПО, а для города, открывая новые возможности и расширяя горизонты развития, в том числе архитектуры, исповедующей функциональность, комфорт, удобство, эстетику, эмоциональность, экономичность и бережное отношение к экологии.
Italcementi впервые в мире организовал конкурс для женщин-архитекторов, и доказательством востребованности такого творческого состязания может служить уже то, что с каждым годом его популярность растет. На этот раз заявки на участие подали более 40 архитекторов из 16 стран мира, расположенных на пяти континентах. Они представили более сотни проектов, 21 из которых вышел в финал.
Впервые в arcVision Prize отобран для участия представитель из Казахстана. Главный архитектор проектов ПА KAZGOR Ирина Брикун представила проект физкультурно-оздоровительного центра (ФОЦ). Интерес к проблемам экологии, изучению возобновляемых источников энергии она проявила еще в студенческие годы, выбрав темой для дипломной работы гелиоархитектуру. Сегодня это направление стало актуальным в современном градостроительстве. ФОЦ соответствует основным экологическим аспектам и энергосберегающим требованиям "зеленой" архитектуры. Для электроснабжения здания используется энергия солнца. Солнечные панели будут покрывать до 28,6% потребности в электроэнергии. К тому же здание органично вписано в окружающую среду, для его строительства предложены экологически чистые материалы. И хотя проект И. Брикун не прошел в финал, это как раз тот случай, когда важно уже само участие, а не победа.
– Подобные конкурсы нужны, в них просто необходимо участвовать казахстанским архитекторам, – поделилась своими впечатлениями И. Брикун сразу же после церемонии награждения победителей. – Общение с коллегами, знакомство с проектами, представленными из других стран, давно идущих по пути использования идеологии устойчивого развития, является хорошей школой. Я уж не говорю о мастер-классе, организованном для участников Триеннале Группой Italcementi. В исследовательском и инновационном центре i.lab Группы Italcementi в Бергамо мы получили возможность не просто ознакомиться, но и поработать с современными строительными материалами. Уверена, что для многих моих коллег такие современные материалы, как прозрачный цемент или цемент с абсолютно гладкой белоснежной поверхностью, способной к самоочищению, пока еще не ведомы, а если они и знакомы с ними, то чисто теоретически. Между тем их применение открывает фантастические возможности при проектировании и строительстве современных объектов, которые в состоянии стать неотъемлемой частью "умного" города.
Ирина признается, что была поражена тому, как в развитых странах мира относятся к ее коллегам. Там законодателями моды в строительстве являются архитекторы. Это они заказывают производителям новые материалы, заставляют стройиндустрию искать и разрабатывать современные технологии, чтобы на практике воплотить задумки проектировщиков. В то время как наши зодчие вынуждены обходиться теми строительными материалами и технологиями, которые есть, а то и вовсе использовать устаревшие в угоду заказчику, стремящемуся сэкономить при проектировании и возведении объекта.
Между тем есть страны, в которых дела обстоят иначе. В них профессия архитектора у всех на слуху. О ней много говорят и пишут в газетах и журналах. Она, можно сказать, становится частью массовой культуры. И точно так же, как рекламируется брендовая одежда или новейший smart-TV, преподносится и архитектура – будто это окно в счастливую жизнь богатого и процветающего общества, нечто заманчивое и в то же время доступное.
– Сегодня весь мир озабочен строительством "умных" городов, – считает архитектор из Индии Сухасини Айер-Гуйган. – "Умный" город – это движение к созданию максимальных удобств для жизни горожан. Оно включает в себя массу аспектов, и отдельно взятому архитектору не под силу изменить существующее положение вещей. Это командная работа. И чтобы двигаться по пути строительства "умных" городов, необходимо изменить политику, а уже она в состоянии влиять на изменение социально-экономического расклада. И в этом смысле переоценить значение arcVision Prize невозможно. Местные власти, как правило, прислушиваются к архитекторам, получившим международное признание. Победа в конкурсе дает необходимые силу и власть, чтобы убеждать людей и чиновников в необходимости идти по пути создания городов с устойчивым развитием.
Жюри конкурса проделало колоссальную работу, на протяжении двух дней изучив все проекты, отобранные в финал. Победа и премия arcVision Prize в сумме 50 тыс. евро досталась архитектору из Швейцарии Анжеле Дойбер. Талантливый архитектор привлекла внимание европейцев в прошлом году, спроектировав здание школы в коммуне Таль (Швейцария), которое максимально гармонично вписано в природный контекст.
Известие о том, что ее проект признан лучшим, застал Анжелу Дойбер за рулем автомобиля. Организаторы конкурса связались с ней по SKYPE.
– Я еще не до конца осознала то, что действительно выиграла этот конкурс, – поделилась она своими впечатлениями после объявления о награждении. – Для меня большая честь получить эту награду, для меня это значит очень и очень многое. И конечно же, я хочу поблагодарить тех, кто выбрал меня, и всех членов жюри, а также всех, кто поддерживал меня на пути к этой победе. Я думаю, что жюри выбрало того архитектора, который действительно предан и посвятил свою жизнь архитектуре. Эта награда вдохновит меня на дальнейшие достижения. Я действительно желаю, чтобы эта награда рассматривалась как поощрение большего числа женщин – моих коллег, для того чтобы они смогли внести свой выдающийся вклад в архитектуру всего мира.
Жюри, заседания которого проводились под руководством научного директора премии Стефано Касциани, также присудило специальные призы архитекторам Кейт Оттен (ЮАР), Патаме Рунраквит (Таиланд) и Самире Ратод (Индия). Основными критериями оценки стали грамотная планировка, интересная концепция архитектурного решения, экономическая целесообразность при строительстве.
Миссия премии arcVision Prize в определенной степени сводится к тому, чтобы поддержать женщин – новаторов в архитектуре, дать возможность проявить себя, раскрыть свои возможности, выплеснуть эмоции в архитектурных сооружениях, которые будут служить людям. Совершенно очевидно, что здания отражают вкусы и состояние общества. Логично, что, меняя архитектуру, зодчие тем самым меняют само общество, окружающую среду, создавая новый облик городов и формируя новый мир вокруг нас. И Группа Italcementi активно содействует этому процессу, поощряя творческий подход женщин-архитекторов, стремящихся объединить гармонию природы и комфорт повседневной жизни.