«Жамбыл жырау» – опера XXI века

2504
Саида Елеманова, профессор Казахской национальной консерватории им. Курмангазы, кандидат искусствоведения

На пороге празднования 30-летия Независимости Казахстана произошло знаменательное событие в музыкальной культуре – премьера оперы Алькуата Казакбаева «Жамбыл жырау» (либретто Дархана Кыдырали и Акедила Тойшанулы).

Наверное, оценить значительность этого события по-настоящему могут все же те, кто знают о казахских операх ХХ века. Тогда опера как центральный жанр европейской профессиональной музыки сконцентрировала в себе все достижения композиторской школы Казахстана – это оперы Е. Брусиловского (и особенно «Қыз Жібек»), эпический «Абай» А. Жубанова и Л. Хамиди, блистательный шедевр национальной музыки «Биржан и Сара» М. Тулебаева, яркие оперы С. Мухамеджанова («Айсулу» и «Жумбак-кыз») и «Назугум» К. Кужамьярова, выдающийся «Алпамыс» Е. Рахмадиева и его ранняя опера «Қамар сұлу».

Какие-то из них стали национальной классикой, входят в репертуар казахстанских оперных театров (на днях был поставлен «Алпамыс» в Astana Opera). Как известно, оперой «Абай» открывает каждый год сезон Государст­венный академический театр оперы и балета им. Абая, а опера «Қыз Жібек», несмотря на то что она первая в истории казахской оперы, буквально «фольклоризировалась», то есть вошла в народную культуру как ее неотъемлемая часть (почему так получилось – тема отдельного разговора!).

Историческая задача – создание национального музыкального стиля, соединяющего две музыкальные системы, два (как минимум) музыкальных языка – европейской оперы и казахской традиционной музыкальной культуры – была необыкновенно сложной не только технически, но и творчески. Ведь результат этого соединения должен быть понятен слушателю, то есть соответствовать массовому музыкальному сознанию. Если в этом объединении перевешивала какая-то одна сторона, а именно – сторона европейских музыкальных средств, то она отторгалась национальным слушателем.

Эта задача не потеряла своей актуальности и в XXI веке. Но теперь к ней добавилась еще одна проблема – идейная. Пос­ле краха советской системы поражение потерпела и старая концепция национальной культуры – национальной по форме и социа­листической по содержанию. Но самое главное, и что труднее всего исправить или искоренить, она была атеистической, то есть считала ересью то, что составляет сердцевину любой культуры – духовность, сакральность жизни человека.

Создателям национальной оперы нового времени предстояло решить, помимо чисто музыкальных и художественно-сценических задач, какой должна быть идейная основа нового произведения. И это решение, безусловно, должно было стать важнейшим достижением, буквально «прорывом» в концепции музыкально-сценических жанров XXI века.

В казахской традиционной культуре осью, основой миропонимания были взаимоотношения материального и нематериального миров, связь с предками, с аруахами, непрерывная преемст­венность поколений, незримая поддержка потусторонних сил. Можно сказать, это был «конт­роль» человеческого существования свыше.

Авторы либретто оперы Дархан Кыдырали и Акедил Тойшанулы использовали часто повторяющиеся приметы традиционной культуры. Легендарная жизнь – вещие сны Жамбыла о его призвании, образ потустороннего покровителя акына – красного тигра с горящими глазами, духовное наставничество, эстафета, принятая им от Суюнбая… Все это вошло в либретто и сценографию оперы. Образ тигра с горящими глазами и момент призвания Жамбыла играют роль лейт­эпизодов, лейттем.

Пожалуй, самой важной и впечатляющей стороной нового произведения все же является сама музыка. Она оригинальна, свежа, необыкновенно красива (особенно в лирических эпизодах), выразительна. Алькуат Казакбаев – заслуженный деятель Казахстана, звание, которое он уже давно получил за свою творческую деятельность, великолепный профессиональный музыкант, кобызист, в совершенст­ве знающий традиционную музыкальную культуру, причем не только казахскую, но и кыргызскую (об этом чуть позже).

Благодаря помощи Балнур Кыдырбек, композитора, лауреата Государственной премии РК, Алькуат Казакбаев встал на дорогу профессиональноой композиции, она начала учить его, не жалея времени и сил. Последние годы Алькуат посвятил совершенствованию ­своего композиторского дарования, с отличием окончив Кыргызскую государственную консерваторию им. К. Молдобасанова по классу композиции у профессора Муратбека Бегалиева, ректора консерватории, лауреата Государственной премии им. Токтагула КР.

Используя немалый творческий опыт композиторской школы Казахстана, отталкиваясь от него, Казакбаев создает масштабное музыкально-сценическое полотно, в котором наличествуют и хоры, и ансамбли, и монологи. В опере звучит музыка, совершенно не похожая на то, что мы знаем, на имеющиеся образцы. В то же время можно ощутить почвенность музыкального стиля. Это традиционная музыка данного региона – Жетысу. Так получилось, что в советский период она оказалась в тени других казахских музыкальных традиций – аркинской, которая легла в основание первых и последующих казахских опер, и западно-казахстанской с ее кюями – инструментальной музыкой, поражающей поистине симфоническим размахом.

Казалось, что традиционная музыка Жетысу – песни, кюи – и скромнее, и беднее, были мало известны ее авторы. Но парадокс заключается в том, что здесь, как и везде, все решают индивидуальность, талант. Традиция расцветает тогда, когда появляется ее яркий представитель. Несомненный талант Алькуата Казакбаева своей творческой силой «огранил» алмазы регионального стиля, но произошло это в рамках произведения европейской композиторской школы!

В партитуре присутствуют всего две подлинные цитаты, которые как нельзя лучше представляют традиционную музыку Жетысу. Одна из цитат – пес­ня самого Жамбыла «Угай-ай». Она имеет очевидные народные истоки (кара олен), но в опере звучит как авторское, индивидуальное высказывание, ярко, празднично. Значимость этой песни повышается еще и потому, что она звучит в финале, ею завершается этот сокращенный вариант произведения.

Вторая цитата (по порядку появления – первая) – терме Суюнбая. До того как попасть в оперу, оно было творчески переработано замечательным жырши Южного Казахстана Еликбаем Иса.

Настоящим сюрпризом стало включение в оперу кыргызского компонента – традиционного музыкального творчества. По сюжету знаменитый кыргызский акын Токтогул приезжает на казахскую землю, где его принимают и оказывают почет. Собст­венное творчество Токтогула здесь не присутствует, звучит сочиненный Алькуатом Казакбае­вым күй-айтыс на национальных инструментах казахов – кобыз, домбра и кыргызов – темир комуз, жыгач комуз, чопо чоор, кыл кияк, комуз (для чего были приглашены музыканты из кыргызской консерватории).

Такой коллаж выглядит и звучит весьма необычно и интерес­но. Заметим, что еще в недалеком прошлом трудно было представить себе подобные включения!

Настоящая рецензия – это всего лишь небольшой и беглый эскиз, сделанный после премьерного показа сокращенной версии оперы. Мы уверены, что опере «Жамбыл жырау» уготовано большое будущее как на сцене, так и в подробном, детальном изучении музыковедов. Хочется пожелать: ақ жол!

Популярное

Все
Газ становится доступнее
В Шымкенте прошел Международный конгресс кардиохирургов
Аварий стало меньше
Медиафорум Клуба журналистов АНК прошел в Астане
Архитекторы новостей: как создавалась история «Казинформа»
Столице – эффективную инфраструктуру
Стадион для будущих чемпионов
Серебряные награды из Брно
Свыше 98% госуслуг в регионе оказывают в электронном формате
«Броня» от стагнации экономики
В столице открылся первый экохаб
СОР 30: подготовка национальной климатической повестки
Нужны специальные знания
Технологии для развития
Идущий по линии света
«Кайрат» выходит в единоличные лидеры
Призыв к человечности, солидарности и гармонии
Реформа Парламента: нужны открытое обсуждение и взвешенное решение
Запасайтесь углем заранее!
Бочча – путь отважных
В ЗКО готовят выпуск продукции из сайги
Международный университет информационных технологий Усонг открыт в Туркестане
Строительство индустриального парка начинается в Туркестанской области
Цифровая трансформация судебной системы
Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в связи с утечкой данных Google
Шестью победами завершил Казахстан пятый день чемпионата мира по боксу
Apple презентовала iPhone 17
Участок улицы Кажымукана Мунайтпасова временно закроют в Астане
За счёт чего Казахстан собирается удвоить экономику к 2029 году, рассказал Жумангарин
Началось возведение энергоблока
Экологический месячник стартует в Астане с 13 сентября
Организации образования перешли на единую модель воспитания «Адал азамат»
Фильм «QAITADAN» за неделю собрал более 400 млн тенге в кинопрокате
Политические реформы и цифровой суверенитет
Молодого мужчину убили в ночном клубе Астаны
Контуры будущего определены
Музыка, объединившая народы
Цена золота обновила новый рекорд
Состояние основателя Oracle увеличилось на $70 млрд за сутки
Токаев принял главу АФМ
Гвардейцы поздравили жителей Кокшетау с Днем Конституции
Военнослужащие Нацгвардии провели акцию «Дорога в школу»
Жители Шымкента не спешат платить
Проезд сделали бесплатным
Аким Мангистау ознакомился с ходом строительства социальных объектов
Бектенов поручил внести предложения по наказанию виновных в срыве дорожных проектов
Госаудит проверил расходы казахстанской науки
35 школ Атырауской области остались без директоров
В Сарани строят завод по сборке грузовиков
Новую школу построят в Атырау
Aitu: в чем отличие казахстанского мессенджера от WhatsApp и Telegram
Ставки по вкладам физлиц в тенге обновили рекорд XXI века
Прокуратура на защите конституционных ценностей государства
Отслужил и получил грант: солдат из Нацгвардии стал студентом
Ремонт пяти мостов начали на популярном туристическом маршруте в ВКО
«Школу будущего» показали в Жамбылской области
В Семее студента приговорили к пожизненному сроку
Больше 20 предприятий Алматы признаны победителями регионального этапа конкурса «Лучший товар Казахстана»
Сегодня – День спорта
Как отпразднуют День шахтёра в Карагандинской области

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]