«Жамбыл жырау» – опера XXI века

2537
Саида Елеманова, профессор Казахской национальной консерватории им. Курмангазы, кандидат искусствоведения

На пороге празднования 30-летия Независимости Казахстана произошло знаменательное событие в музыкальной культуре – премьера оперы Алькуата Казакбаева «Жамбыл жырау» (либретто Дархана Кыдырали и Акедила Тойшанулы).

Наверное, оценить значительность этого события по-настоящему могут все же те, кто знают о казахских операх ХХ века. Тогда опера как центральный жанр европейской профессиональной музыки сконцентрировала в себе все достижения композиторской школы Казахстана – это оперы Е. Брусиловского (и особенно «Қыз Жібек»), эпический «Абай» А. Жубанова и Л. Хамиди, блистательный шедевр национальной музыки «Биржан и Сара» М. Тулебаева, яркие оперы С. Мухамеджанова («Айсулу» и «Жумбак-кыз») и «Назугум» К. Кужамьярова, выдающийся «Алпамыс» Е. Рахмадиева и его ранняя опера «Қамар сұлу».

Какие-то из них стали национальной классикой, входят в репертуар казахстанских оперных театров (на днях был поставлен «Алпамыс» в Astana Opera). Как известно, оперой «Абай» открывает каждый год сезон Государст­венный академический театр оперы и балета им. Абая, а опера «Қыз Жібек», несмотря на то что она первая в истории казахской оперы, буквально «фольклоризировалась», то есть вошла в народную культуру как ее неотъемлемая часть (почему так получилось – тема отдельного разговора!).

Историческая задача – создание национального музыкального стиля, соединяющего две музыкальные системы, два (как минимум) музыкальных языка – европейской оперы и казахской традиционной музыкальной культуры – была необыкновенно сложной не только технически, но и творчески. Ведь результат этого соединения должен быть понятен слушателю, то есть соответствовать массовому музыкальному сознанию. Если в этом объединении перевешивала какая-то одна сторона, а именно – сторона европейских музыкальных средств, то она отторгалась национальным слушателем.

Эта задача не потеряла своей актуальности и в XXI веке. Но теперь к ней добавилась еще одна проблема – идейная. Пос­ле краха советской системы поражение потерпела и старая концепция национальной культуры – национальной по форме и социа­листической по содержанию. Но самое главное, и что труднее всего исправить или искоренить, она была атеистической, то есть считала ересью то, что составляет сердцевину любой культуры – духовность, сакральность жизни человека.

Создателям национальной оперы нового времени предстояло решить, помимо чисто музыкальных и художественно-сценических задач, какой должна быть идейная основа нового произведения. И это решение, безусловно, должно было стать важнейшим достижением, буквально «прорывом» в концепции музыкально-сценических жанров XXI века.

В казахской традиционной культуре осью, основой миропонимания были взаимоотношения материального и нематериального миров, связь с предками, с аруахами, непрерывная преемст­венность поколений, незримая поддержка потусторонних сил. Можно сказать, это был «конт­роль» человеческого существования свыше.

Авторы либретто оперы Дархан Кыдырали и Акедил Тойшанулы использовали часто повторяющиеся приметы традиционной культуры. Легендарная жизнь – вещие сны Жамбыла о его призвании, образ потустороннего покровителя акына – красного тигра с горящими глазами, духовное наставничество, эстафета, принятая им от Суюнбая… Все это вошло в либретто и сценографию оперы. Образ тигра с горящими глазами и момент призвания Жамбыла играют роль лейт­эпизодов, лейттем.

Пожалуй, самой важной и впечатляющей стороной нового произведения все же является сама музыка. Она оригинальна, свежа, необыкновенно красива (особенно в лирических эпизодах), выразительна. Алькуат Казакбаев – заслуженный деятель Казахстана, звание, которое он уже давно получил за свою творческую деятельность, великолепный профессиональный музыкант, кобызист, в совершенст­ве знающий традиционную музыкальную культуру, причем не только казахскую, но и кыргызскую (об этом чуть позже).

Благодаря помощи Балнур Кыдырбек, композитора, лауреата Государственной премии РК, Алькуат Казакбаев встал на дорогу профессиональноой композиции, она начала учить его, не жалея времени и сил. Последние годы Алькуат посвятил совершенствованию ­своего композиторского дарования, с отличием окончив Кыргызскую государственную консерваторию им. К. Молдобасанова по классу композиции у профессора Муратбека Бегалиева, ректора консерватории, лауреата Государственной премии им. Токтагула КР.

Используя немалый творческий опыт композиторской школы Казахстана, отталкиваясь от него, Казакбаев создает масштабное музыкально-сценическое полотно, в котором наличествуют и хоры, и ансамбли, и монологи. В опере звучит музыка, совершенно не похожая на то, что мы знаем, на имеющиеся образцы. В то же время можно ощутить почвенность музыкального стиля. Это традиционная музыка данного региона – Жетысу. Так получилось, что в советский период она оказалась в тени других казахских музыкальных традиций – аркинской, которая легла в основание первых и последующих казахских опер, и западно-казахстанской с ее кюями – инструментальной музыкой, поражающей поистине симфоническим размахом.

Казалось, что традиционная музыка Жетысу – песни, кюи – и скромнее, и беднее, были мало известны ее авторы. Но парадокс заключается в том, что здесь, как и везде, все решают индивидуальность, талант. Традиция расцветает тогда, когда появляется ее яркий представитель. Несомненный талант Алькуата Казакбаева своей творческой силой «огранил» алмазы регионального стиля, но произошло это в рамках произведения европейской композиторской школы!

В партитуре присутствуют всего две подлинные цитаты, которые как нельзя лучше представляют традиционную музыку Жетысу. Одна из цитат – пес­ня самого Жамбыла «Угай-ай». Она имеет очевидные народные истоки (кара олен), но в опере звучит как авторское, индивидуальное высказывание, ярко, празднично. Значимость этой песни повышается еще и потому, что она звучит в финале, ею завершается этот сокращенный вариант произведения.

Вторая цитата (по порядку появления – первая) – терме Суюнбая. До того как попасть в оперу, оно было творчески переработано замечательным жырши Южного Казахстана Еликбаем Иса.

Настоящим сюрпризом стало включение в оперу кыргызского компонента – традиционного музыкального творчества. По сюжету знаменитый кыргызский акын Токтогул приезжает на казахскую землю, где его принимают и оказывают почет. Собст­венное творчество Токтогула здесь не присутствует, звучит сочиненный Алькуатом Казакбае­вым күй-айтыс на национальных инструментах казахов – кобыз, домбра и кыргызов – темир комуз, жыгач комуз, чопо чоор, кыл кияк, комуз (для чего были приглашены музыканты из кыргызской консерватории).

Такой коллаж выглядит и звучит весьма необычно и интерес­но. Заметим, что еще в недалеком прошлом трудно было представить себе подобные включения!

Настоящая рецензия – это всего лишь небольшой и беглый эскиз, сделанный после премьерного показа сокращенной версии оперы. Мы уверены, что опере «Жамбыл жырау» уготовано большое будущее как на сцене, так и в подробном, детальном изучении музыковедов. Хочется пожелать: ақ жол!

Популярное

Все
Они учат мечтать и действовать: в Рудном заработала школа нового поколения
Президент назначил нового посла Казахстана в США
Триллионы мимо своих: кто получает реальный эффект от госинвестиций?
Гвардейцы — призёры Открытого Кубка Азии по дзюдо в Актау
Алматинская область вновь побила рекорд посещаемости
Рыбоперерабатывающий завод запустили в Кызылординской области
Краснокнижного зверька засняли на видео в Алматинской области
Зафиксирован рекордный урожай
Стартовала подписная кампания на 2026 год
О погоде в Казахстане на 16-18 октября сообщили синоптики
В Турции отменили статус «иностранцев» для тюркских народов
Сильная духом и мастерством
Стали известны имена финалисток конкурса Miss Astana 2025
Столицу Мальты признали самой красивой в мире
Кызылорда с размахом отмечает свой день рождения
Посол ЕС отметила рост гражданской активности в Казахстане
Арман Шаккалиев: В Казахстане двукратно увеличат закуп продукции у сельхозтоваропроизводителей
Назначены новые послы Казахстана в ряде стран
В Туркестанской области отметили Всемирный день хлопка
Нобелевский комитет расследует всплеск ставок на премию мира
В ВКО за три дня задержали 18 нетрезвых водителей
Всемирный конгресс по инклюзивному образованию пройдет в Казахстане
Порядка 150 мероприятий запланировано в Астане ко Дню республики
Пенсионерам вход бесплатный
Гвардеец завоевал «бронзу» на Кубке мира по боевому самбо
Треть урожая ушла под снег
WORLD UNIFIGHT CHAMPIONSHIP – казахстанский гвардеец снова на вершине
Военнослужащие Нацгвардии стали призёрами Кубка мира
Где и по какой цене можно приобрести уголь в Астане
Около 500 тонн продукции привезут на столичную ярмарку из ЗКО и Костанайской области
Токаев проводил Президента Италии в аэропорту Астаны
Машины в кюветах, перебои с электроэнергией и сломанные деревья: в Костанай пришла зима
Завершена реконструкция Центрального стадиона
В Казахстане станет сложнее пользоваться банкоматами
В Костанайской области начались мероприятия, посвященные 140-летию Миржакыпа Дулатулы
Опасность в тарелке: в СКО зарегистрировали 19 случаев описторхоза
К строительству крупнейшего завода по производству снеков приступили в Алматинской области
В Алматинской области приняли меры по факту незаконного демонтажа плотины
Пожар в столичном кафе: ремонт в пострадавших квартирах завершен на 90%
Чем может гордиться Темиртау?
Рахмет от звезд: как прошел концерт Backstreet Boys в Астане
В Шымкенте открыли 14 социальных павильонов
Главнокомандующий Нацгвардией провел приём граждан

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]