Любовью зрителя живет

1006
Марина Иванова, Уральск

Театр – одна из визитных карточек самого европейского регио­на страны, один из его культурных центров. И даже сейчас, во времена победившего YouTube и Instagram, популярность театра только растет. Очень сложно, а порой невозможно достать билеты не только на премьеры, но и на спектакли, украшающие афиши долгие годы.

Отражение эпохи

Говоря о столь значительной дате, невозможно не вспомнить об истории театра.

Уральский русский театр драмы был основан в 1859 году. Первыми представлениями актеров-любителей стали одноактные комедии и водевили. Спустя некоторое время, когда сложился стабильный коллектив, в репертуар вошли пьесы Александра Островского, ставшие визитной карточкой театра на протяжении всех десятилетий. Из публикаций местной газеты «Уральские войсковые ведомости» известно, что в 1867–1868 годах в театре шли такие пьесы автора, как «Женитьба Бальзаминова», «Не сошлись характером», «Доходное место».

В 1889-м было построено новое постоянное здание театра, которое находилось почти на том же месте, что и сейчас. В конце XIX века Уральский театр становится профессиональным, на его сцене работают артисты и режиссеры, приглашенные специальными антрепренерами.

В 1897–1899 годах здесь поставили более 20 спектаклей: по пьесам А. Островского «Горячее сердце», «Василиса Мелентьева», «Лес», «Последняя жертва», «Свои люди – сочтемся», Л. Толстого «Плоды просвещения», Г. Ибсена «Доктор Штокман», М. Лермонтова «Маскарад» и другие. В 1900 году театр ставит «Грозу», «Невольниц», «Дмитрия Самозван­ца», «Бедную невесту», «Без вины виноватых», «Минина и Пожарского». А в связи с 50-летием пьесы «Свои люди – сочтемся» на местной сцене проведен специальный вечер Островского. В этом же году представлен «Гамлет» У. Шекспира, чеховский «Дядя Ваня», «Идиот» Ф. Достоевского... Все это свидетельствует о серьезном подходе и разноплановости репертуара провинциального театра.

В самом начале XX века режиссер Е. Муромцев обновил труппу и внес в репертуар новые постановки. В числе спектаклей – пьесы А. Сумбатова «Листья шумят», «Старый закал», «Дочь века», водевили А. Чехова, «Ревизор» Н. Гоголя, «Станционный смот­ритель» А. Пушкина и, конечно, пьесы А. Островского. Центральным спектаклем была постановка «На дне» М. Горького.

В 1914–1915 годах в Уральске работают зимний и летний театры. Впервые летний театр в Пушкинском саду открылся 4 мая 1914-го и пользовался огромным успехом, необычным даже для Уральска, где публика давно была приучена к хорошим постановкам. Особенную популярность завоевали введенные труппой вечера миниатюр.

Во время oктябрьского переворота, Гражданской войны и блокады Уральска постановки носили случайный характер. Полноценно театр заработал лишь в начале 20-х годов. В 1923–1924 годах в Уральске давали спектакли сразу 2 театра – один в Чапаевском, другой – в Пушкинском саду. На обеих сценах шли пьесы современного и исторического содержания, причем репертуар был пестрый и политически неопределенный. Тогда же появляются первые пьесы на местные национальные темы. В январе 1927-го газета «Красный Урал» объявляет о первой постановке на казахском языке.

В эти годы главное место в репертуаре занимают произведения советских драматургов. Как писала газета «Красный Урал» в 1930 году, начинается борьба за постоянного зрителя. Ряд статей посвящен вопросам привлечения зрителя, его воспитания, причем к проблеме подходят весьма серьезно: на предприятиях проводятся беседы о театре, организуются встречи с артистами, практикуются выезды в организации и на предприятия. Театр превращается в один из главных рупоров пропаганды.

В годы Великой Отечественной войны площадка театра предоставлялась труппе Белорусского драматического театра и Карело-Финскому театру оперетты, находившимся здесь в эвакуации. В 1960-м театру было присвоено имя русского драматурга А. Островского. На местной сцене ставились «Лес», «Без вины виноватые», «Свои люди – сочтемся» А. Островского, «Дядя Ваня», «Чайка» А. Чехова, «Леди Макбет Мценского уезда» Н. Лескова, «Поднятая целина» М. Шолохова, «Ричард III» У. Шекспира... Казахская национальная драматургия нашла свое отражение в произведениях «Козы-Корпеш – Баян-Сулу» Г. Мусрепова, «Чокан Валиханов», «Ботагоз» С. Муканова, «Сильнее смерти» С. Жунусова.

В 60–80-е годы Уральский театр активно гастролировал по респуб­ликам СССР, пережил непростые 90-е и сейчас остается важным культурным центром региона.

Все будет хорошо!

Нынешний главный режиссер драматического театра Оксана Малуша, кажется, связана с ним на уровне ДНК: все детство ребенка родителей-актеров прошло за кулисами, и будущая профессия была выбрана сама собой. Здесь молодая актриса начала свою карьеру в середине 90-х, ставших сложнейшим этапом современной истории нашей страны.

– Тогда мы находились в состоянии неопределенности, в постоянной тревоге от бытовой неустроенности, непонимания, что творится вокруг, – вспоминает она. – Когда все озабочены поиском куска хлеба, думать о духовном некогда. Тогда было ощущение, что мы остались без будущего. Это творилось за стенами театра и в нем самом. Случился сильный отток творчес­кого состава, потому что все вдруг побежали куда-то себя устраивать. Я видела все это, но мне бежать было некуда, да и незачем.

В театре осталось человек восемь. Положение было настолько плачевное, что шить костюм для актрисы приходилось из штор, снятых с окон в кабинете директора.

– Но мы все равно работали! – продолжает Оксана Малуша. – Как и везде в те годы, не платили зарплаты. Нас не останавливало и то, что зал был пуст. Даже когда мы играли премьеру, зрителей собиралось от силы на два спектакля, а потом не было никого. Всем оказалось не до театра. Думаю, что страдало и качество спектаклей, нам нечем было удержать зрителя.

Примерно тогда же появились разговоры, что театр себя изжил, место, принадлежащее ему, заполнили телевидение и киноиндустрия.

– Я хорошо помню пророческие слова нашего актера ныне покойного Владимира Яковлевича Попова: «Подождите, ребята, у нас все будет по-другому. Все будет хорошо, и театр обязательно поднимется». Тогда слушала его с такой тоской, и мне не верилось, что что-то может измениться, – добавляет главный режиссер.

В то время театр и его актеры переживали не только тяжелое финансовое положение, но и страдали морально от несправедливого отношения зрителей, когда неуважительно говорили о театре, его творческом составе. Да и бывшие коллеги, оставившие театр в сложные времена, при встрече, спрашивая о делах, снисходительно качали головами, относились к оставшимся чрезмерно сочувственно, словно к убогим, у которых уже никогда и ничего в этой жизни не сложится.

– А мы начали учиться, поехали поступать в театральные вузы, – говорит Оксана Малуша. – Во многом это стало возможно благодаря нашему директору Юрию Александрову Зеленцову (Недавно он покинул должность, на которой проработал последние 25 лет, и стал заведующим литературной частью театра. – Авт.). Он помог нам, сломал существовавшее отношение к образованию. До этого факт того, что артист где-то учится, был выходящим за рамки разумного, встречал неодобрение коллектива: «А кто за тебя здесь работать будет?..» В стенах театра никто никого учить не хотел, все были зациклены на себе. Огромнейшая благодарность Юрию Александровичу за то, что он понял: наше спасение – в учении. И мы начали ездить в Самару, потом в Саратов, появились выпускники не только заочного, но и очного актерского отделения.

С начала 2000-х ситуация стала меняться, по всем фронтам наметилось улучшение. Начали расти экономические показатели страны, повысился уровень жизни, и, соответственно, изменилось отношение к культуре. В 2003-м­ после капитального ремонта, который продолжался почти год, театр вернулся в родное здание. И началась новая жизнь, полная надежд.

На обновленной сцене состоялся первый дипломный спектакль по пьесе Н. Гоголя «Ревизор», поставленный Оксаной Малушей в качестве режиссера. При детской музыкальной школе № 1 им. Д. Нурпеисовой была открыта детская театральная студия, раскрывшая много новых талантов. Ее выпускники, которым сейчас уже около 30 лет, избрав своей профессией театр, сейчас выступают на этой исторической сцене.

В 2005 году 35-летняя Оксана Малуша была назначена главным режиссером театра, что вызвало резонанс в культурных кругах.

– Скептиков вокруг было много. Такой возраст считался слишком юным, чтобы руководить творческим коллективом, где работало не только молодое поколение, но и зрелые мастера. Да и профессия всегда считалась очень мужской, – вспоминает она. – Но все сложилось, мы образовали театр семейного типа, что стало возможным благодаря отношению друг к другу. Вероятно, большую роль в этом сыграли мои педагоги – Сергей Николаевич Попов, который сейчас работает актером в Русском академическом театре драмы имени Лермонтова в Алматы, и Александр Тимофеевич Золотухин, который до сих пор преподает в Самарском государственном институте культуры. Они всегда говорили о личном отношении к театру: уважай его и заставь других уважать эту сцену. Это я восприняла очень глубоко, сильно и серьезно.

По словам Оксаны Малуши, ей повезло, что нашлись люди, которые так сильно полюбили театр, что он стал для всех малым отечеством. Это удивительным образом сказалось и на популярности театра, который, несмотря на обилие доступных в наши дни развлечений, не имеет конкурентов. И то, что спектакли, как вечерние, так и детские, проходят при полных залах, это не преувеличение, а констатация факта. Есть спектакли, которые «живут» уже 12 лет и по-прежнему востребованы.

Служение искусству

Репертуар сегодняшнего Театра им. А. Островского весьма разнообразен, но предпочтение все же отдается классике, потому что она, по словам главного режиссера, бездонна.

– Я в классике нахожу такой океан, который не переплыть, только поплескаться на мелководье, порадоваться этому слову, настоящей драматургии, авторскому владению действием, – говорит Оксана Малуша.

Критерием для выбора новой постановки стало и желание задействовать весь творческий состав.

– Самое страшное наказание для артистов – не найти себя в распределении. Поэтому я ищу «густонаселенные» пьесы. Хочется занять всех, учитывая индивидуальные возможности, чтобы помочь каждому актеру жить интересной и насыщенной жизнью. В этом состоит моя задача как главного режиссера. Все актеры должны себя чувствовать нужными. Наше общее устремление дает удивительные результаты. Во-первых, в росте актерском. Театр живет, если кто-то ведет и педагогическую, и творческую работу. Мы следим, как артисты растут, помогаем им. Здесь задействованы все: музыканты, хореограф, хормейстер… Все мы «наваливаемся» на артиста и стараемся сделать его лучше. Наши спектакли отличает командность – каждый не сам за себя, а часть коллектива. Мы служим друг другу: актер – партнеру, режиссер – актерам и все мы вместе – зрителю.

В текущем году театр – именинник, поэтому режиссер Александр Мальцев ставит на уральской сцене «Снегурочку» А. Островского. Этой постановке предстоит завершить 160-й театральный сезон. Еще одну возможность порадовать зрителей предоставит юбиляру Союз театральных деятелей России, который реализует проект по поддержке русских театров за рубежом.

– Мы долго не могли добиться его внимания, но в год юбилея к нам должна приехать бригада из нескольких режиссеров и предложить эскизы спектаклей на тему «Драматургия XX века», из которых нам нужно будет выбрать один, – делится планами главный режиссер театра. – Этот спектакль будет поставлен в 2020 году. Думаю, помощь в выборе эскиза мы попросим у зрителей. Ведь в том, что уральский театр существует все эти 160 лет, их главная заслуга. Наверное, люди, которые живут в Уральске, особенные. Сюда с большим удовольствием приезжают на гастроли наши коллеги из других театров. Их встречают полные залы. А что еще может служить показателем любви города к театру? А звание старейшего театра в стране коллектив считает особой честью.

Интересно и то, что, если раньше актеры были недостижимыми кумирами, которые существовали как будто в другом мире, то сейчас, благодаря социальным сетям, эти «границы» стираются. А хорошо это или плохо – так сразу и не ответишь.

– В социальных группах театра бурлит жизнь, – делится Оксана Михайловна. – Я сначала смот­рела на это все скептически, думала, что надо дистанцироваться, что не стоит так близко приближать зрителя. Но, судя по всему, зрителям нравятся такие контакты. Они по-прежнему влюб­ляются в артистов, публикуют фотографии и письма, в которых признаются в любви к театру и актерам.

И нет сомнений, что Уральский драматический театр им. А. Островского – место особо любимое и почитаемое.

– А знаете, как в монастыре называют варенье? – неожиданно спрашивает Оксана Малуша и сама отвечает: – «Утешение». Мне кажется, театр – это утешение для человеческой души. Люди приходят сюда, и мы просто говорим о том, что есть добро и любовь, что не все измеряется в деньгах, не все делается на потребу. И зритель успокаивается, понимая, что вечные ценности неизменны, а хорошее всегда победит плохое. Это его утешает и дает новые силы. В этом парадокс театра. Ведь на сцене – игра, обман, и при этом все настоящее и все чувства в театре подлинные. Зритель сидит, сопереживает происходящему на сцене, а в результате получает духовное очищение. Потому что театр – это целебный пластырь, приложив к сердцу который, ты услышишь его стук.

Популярное

Все
Бесплатные лекарства на 1,7 млн рецептов получили казахстанцы посредством QR-кода
6,4 млн штук молоди рыбы спасено в Атырауской области
Алматы – Туркестан – Ташкент – Самарканд – Шымкент – Алматы
Умную мусорную корзину изобрел школьник из Астаны
Депутат высказалась об ажиотаже вокруг прогрева авто во дворах
В 2025 году 9 тыс. жителей Атырауской области получат адресную помощь
Пенсионеров избивали в частном пансионате Павлодара
Умная система будет вычислять «зайцев» в столичных автобусах
Касым-Жомарт Токаев побеседовал с президентом ОАЭ
Четыре застройщика незаконно привлекали дольщиков в Шымкенте
Дочь маньяка Доминика Пелико: «Мой отец должен умереть в тюрьме»
Миссия – выстраивать мосты
О состоянии здоровья выжившей в Актобе заложницы рассказали врачи
На 42% увеличен объем воды в Северном Арале
Казахстан достиг исторического успеха на юниорском ЧМ по фристайлу
Пожар в здании КБТУ в Алматы потушен
Кража скота снизилась почти на треть в Казахстане
В Монголии тысячи митингующих требуют отставки правительства
Зонд «Паркер» разогнался до рекордной скорости – 190 километров в секунду
Пожары в Лос-Анджелесе: ситуация остается критической
Возврат активов: Новый спортивный комплекс построят в Алматинской области
Ержана Максима встретили на родине после победы на конкурсе в ОАЭ
Поздравление Главы государства Касым-Жомарта Токаева с Новым 2025 годом
Закон Республики Казахстан
Более 1,4 млн казахстанцев заблокировали возможность оформления займов без их ведома
Секс за золото: как живут женщины на нелегальных приисках Амазонки
Год единства и созидания
Аида Балаева: Реализация идеологической политики требует комплексного подхода
Одного из пассажиров потерпевшего крушение самолета AZAL сняли с рейса
Целый месяц рассчитывался за покупки найденной картой житель Аксая
Самолет рейса Баку - Грозный упал в Актау
В Атырау выявили частную школу без лицензии
Закон Республики Казахстан
Информацию об уходе Черчесова прокомментировали в КФФ
Интерактивные уроки ведут в... театре кукол
Смогут ли «Жетысу» и «Семей» настичь «Кайрат»?
Как изменятся пенсии и пособия в Казахстане в 2025 году
МВД обратилось к казахстанским водителям
В МВД разъяснили нормы, запрещающие прогревать авто во дворах
Новые госнаграды появились в Казахстане
Сигареты подорожают в РК
Путин извинился перед Алиевым за инцидент в небе над Актау

Читайте также

«Этапы большого пути»
Качество подготовки кадров – главная задача
Пожар на стадионе: обошлось без жертв
Где родился, там и пригодился

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]