Судьбоносный выбор Статьи 30 ноября 2020 г. 7:57 643 Анна Владимирова – Игорь Иванович, Вы являетесь одним из авторов Конституции Казахстана – Основного закона, который фактически создал условия для многогранного развития Казахстана. Расскажите, как закладывались конституционные основы закрепления института президентства? – 1 декабря 1991 года Нурсултан Абишевич Назарбаев на всенародных выборах абсолютным большинством голосов избирателей (98,7% от участвовавших в выборах) был избран Президентом Казахстана. Сегодня эта дата является государственным праздником – Днем Первого Президента Республики Казахстан, поскольку в новейшей истории страны начался новый этап, именуемый Эпохой Нурсултана Назарбаева. Как известно, институт президентства в Казахстане был учрежден еще до обретения им независимости. Его юридическое оформление было осуществлено Законом Казахской ССР от 24 апреля 1990 года «Об учреждении поста Президента Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Казахской ССР», принятым в условиях кризиса советской политической системы и государственности, завершившегося распадом СССР, изменением отношений собственности, созданием новых политических и административных институтов. В дальнейшем содержание данного института претерпело существенные изменения в Конституции 1993 года и получило свое новое концептуальное определение в принятой на всенародном референдуме 30 августа 1995 года действующей Конституции Республики.Согласно Конституции (статья 40), Президент Республики Казахстан является Главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства. Президент выступает символом и гарантом единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и их ответственность перед народом.Таким образом, на Главу государства возлагается высшая конституционная ответственность за сохранение и укрепление государственности, обеспечение прав человека и слаженной работы государственного аппарата в интересах всех казахстанцев.Конституционное оформление отечественного института президентства в определенной степени является результатом заимствования зарубежного опыта государственного строительства. При разработке проекта Основного закона изучались конституции многих стран Европы, Азии и Америки, прогрессивные положения которых нашли отражение в Конституции Казахстана. Однако речь не идет об автоматическом перенесении на казахстанскую почву готовой демократической формы со всеми ее особенностями. Институт президентства в Казахстане является особой формой институционализации важнейших функций государства, представляющей собой политико-правовую надстройку над другими ветвями власти. Столь высокое положение обеспечивает эффективное взаимодействие между ними, позволяет Главе государства выступать верховным арбитром и гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Такая конструкция создана с учетом истории Казахстана, сложившегося типа общественно-государственных отношений, традиционного сознания общества.Очевидно, что при принятии конституций большинства государств наряду с другими сказывался фактор личности реформаторски настроенного лидера. Говорят, что «история – это биография великих людей». К примеру, в Турции это был Мустафа Кемаль Ататюрк, во Франции – генерал Шарль де Голль, в России – Петр Великий, в Чехии – Вацлав Гавел, в Польше – Лех Валенса. Все они обладали яркой харизмой, высоким авторитетом строителей нового государства или «национальных освободителей». В Казахстане, бесспорно, таковым является наш Первый Президент – Елбасы Нурсултан Абишевич Назарбаев, стоявший у истоков независимости страны и ставший генератором идей при разработке проекта Основного закона.Президент страны обладает высшей степенью легитимности. Власть Президента производна от народа. Он избирается им непосредственно на всеобщих, равных и прямых выборах, при тайном голосовании. Сказанное означает, что Президент является персонифицированным носителем совокупной воли граждан Республики. Волеизъявление народа фокусируется вокруг личности, отвечающей его политическим, экономическим, социальным чаяниям, что соответствует историческим особенностям, культурным традициям и ментальности населения страны, привыкшего на протяжении столетий персонифицировать высшую государственную власть.– Какие первостепенные задачи стояли на заре независимости Казахстана? Какие серьезные изменения производились в Конституции и как они отразились в реальной жизни?– На начальном этапе развития государства требовалось немедленно и достаточно жестко навести порядок, гармонизировать разбалансированные общественные отношения. Эта задача была выполнима только в условиях сильной исполнительной власти. Необходимо было мобилизовать возможности всего государственного аппарата на решение в кратчайший исторический срок задач по переходу к рыночной экономике и построению основ демократического и правового государства.Однако уже с лета 1994 года начался процесс постепенного «освобождения» Главы государства от текущего управления. В своем наиболее завершенном виде он нашел выражение в Конституции 1995 года. Властный ресурс Президента был сосредоточен на определении стратегии и тактики развития, обеспечении прав и свобод граждан, координационной и арбитражной функциях. Правительство же олицетворяет собой исполнительную власть и несет ответственность за повседневное управление страной.В условиях социальной и экономической дифференциации современного общества, наличия в нем разнородных политических сил важнейшей задачей государства является демократическая консолидация общества. Для ее решения наиболее приемлемым властным институтом является институт всенародно избираемого Президента. За прошедшие почти 25 лет с момента принятия действующей Конституции можно выделить три крупные реформы: это 1998 года, 2007 года и 2017 года: (были и другие поправки, но они не носили системного характера). Хочу напомнить, что еще в 1995 году Первый Президент нашей страны заявил, что по мере создания соответствующих экономических, социальных, политических основ будет происходить процесс децентрализации и передачи властных полномочий от Президента Правительству и Парламенту. Тогда это обещание было воспринято некоторыми скептиками как обычная традиционная риторика, но уже в 1998 году были сделаны первые существенные шаги по выполнению данной программы: увеличен срок полномочий депутатов Сената до 6 лет, срок полномочий депутатов Мажилиса – до 5 лет, на 10 депутатских мандатов увеличена численность Мажилиса, усилены контрольные полномочия палат Парламента за деятельностью Правительства (введен институт так называемого «импичмента» членов Правительства палатами Парламента при соблюдении определенных условий). В уголовное судопроизводство был включен институт присяжных заседателей. В 2007 году Первый Президент продолжил эту линию. Произошли изменения в процедуре назначения Премьер-министра Республики, обогатилась представительская функция Парламента, изменен порядок формирования Мажилиса, усилена подотчетность Правительства Парламенту и в особенности Мажилису. Был решен вопрос о смертной казни. Надо сказать, что наш опыт в этом плане вызывает большой интерес в юридических кругах многих стран. Наиболее важные и, можно сказать, системные изменения были внесены в Конституцию поправками 2017 года. Венецианская комиссия Совета Европы в своем заключении отметила, что «конституционные изменения Казахстана представляют собой шаг вперед в процессе демократизации государства. Реформа задает правильный вектор в дальнейшем развитии страны и свидетельствует об очевидном прогрессе». По мнению комиссии, «повышение роли Парламента в целом и палат Парламента в частности, передача некоторых функций Президента Республики Правительству, усиление механизмов его подотчетности и подконтрольности Парламенту является позитивным изменением, которое соответствует логике предыдущих конституционных реформ, проведенных в 1998 и 2007 годах». Реформой расширен перечень особо охраняемых конституционных ценностей: «Установленные Конституцией независимость государства, унитарность и территориальная целостность Республики, форма ее правления, а также основополагающие принципы деятельности Республики, заложенные Основателем независимого Казахстана, Первым Президентом Республики Казахстан – Елбасы, и его статус являются неизменными» (пункт 2 статьи 91 Конституции). Как отметил в своем решении по этому поводу Конституционный совет Республики Казахстан, тем самым конституционно подтверждается историческая миссия Нурсултана Абишевича Назарбаева в качестве Основателя нового независимого государства Казахстан, обеспечившего его единство, защиту Конституции, прав и свобод человека и гражданина; внесшего благодаря своему конституционному статусу и личным качествам решающий вклад в становление и развитие суверенного Казахстана, в том числе конституционных ценностей Основного закона и основополагающих принципов деятельности Республики. Результаты конституционной реформы 2017 года были интерпретированы некоторыми специалистами как постепенный переход Казахстана от президентской формы правления к так называемой президентско-парламентской республике. Надо сказать, что такие утверждения чаще звучат из уст политологов, а не юристов. Те, кто внимательно читал нашу Конституцию, знают, что, как уже сказано выше, форма правления (а таковая является именно президентской) относится к неизменяемым конституционным ценностям. Осуществленное реформой перераспределение полномочий между ветвями власти, как отметил Конституционный совет, проверяя конституционность закона, которым внесены указанные поправки в Конституцию (имеется в виду их соответствие требованиям о неизменности предусмотренных п. 2 статьи 91 Конституции ценностей), не затрагивает основы президентской формы правления и статус Президента как главы государства, его высшего должностного лица, определяющего основные направления внутренней и внешней политики государства, символа и гаранта единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина, обеспечивающего согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом. – Сегодня можно услышать высказывания некоторых казахстанских политиков о том, что парламентская республика якобы более демократический институт, чем президентская. Что Вы думаете по этому поводу?– Эти утверждения звучат, как мне кажется, только у нас. Нигде за рубежом я не слышал о том, что президентская республика (например, США) менее демократична, чем парламентарная республика (например, Италия, ФРГ или Австрия).В сравнительном плане президентская форма правления имеет много преимуществ. Полномочия Президента и Парламента являются различными, сферы их политического влияния, а также методы регулирования общественно важных отношений априори не могут быть равными. При этом в отличие от «классической» президентской республики казахстанская президентская форма правления предусматривает более разнообразные и действенные формы контроля Парламента за Правительством, а также процедуры выхода из кризиса между органами законодательной и исполнительной ветвей власти.Институт президентства в Казахстане создан народом непосредственно на референдуме, то есть с его прямым участием путем принятия Конституции. Казахстанская стратегия органичного интегрирования в мировое сообщество очевидно определяет необходимость существования сильного политического института, способного не только эффективно провести радикальную модернизацию, обеспечить согласие и стабильность в обществе, служить гарантом единства государственной власти, но и нейтрализовать в правовых рамках возможные деструктивные процессы. Сегодня, когда наша страна, как и практически весь мир, подверглась суровому испытанию в виде пандемии коронавирусной инфекции, наличие твердой президентской власти дает все основания на уверенность в благополучном выходе Казахстана из глобального кризиса. Предпринимаемые Президентом Республики Касым-Жомартом Токаевым и поддержанные Елбасы жесткие, но необходимые меры уже дают положительные результаты.Конституционное строительство во многом зависит от качества правотворческой деятельности. В сфере законодательства одним из президентских полномочий, доказавшим свою эффективность на практике, является определение им перспективных направлений развития правовой системы государства. Как известно, результатом первой Государственной программы правовой реформы в Республике Казахстан, утвержденной Указом Президента от 12 февраля 1994 года № 1569, стало принятие действующей Конституции и ряда конституционных законов, завершивших процесс юридического оформления основных атрибутов государственности. Данная стратегия нашла свое продолжение в Концепции правовой политики, одобренной Указом Главы государства от 20 сентября 2002 года № 949, в соответствии с которой до 2010 года осуществлялось дальнейшее совершенствование правовой системы. 24 августа 2009 года Первым Президентом Республики утверждена новая Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 по 2020 год. Думается, что после выхода из кризиса, вызванного пандемией, руководством страны будут с учетом полученного опыта определены новые перспективы развития национальной правовой системы страны на следующее десятилетие. Нашему обществу и государству предстоит еще многое сделать на пути достижения намеченных целей. И на этом непростом пути идеи Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы играют и будут играть главную консолидирующую роль. Основополагающие принципы государственного строительства, заложенные Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым, были и остаются главным конституционным гарантом успеха наших реформ, поступательного прогресса общества и укрепления Казахстана как независимого государства.
19 ноября 2024 г. 15:45 Арест, штрафы и лишение прав: участников беспредельного кортежа наказали в Конаеве
19 ноября 2024 г. 10:58 Студентов, пенсионеров и домохозяек в РК освободят от обязательного декларирования доходов
17 ноября 2024 г. 18:00 В селе Коянды завершается строительство ряда социальных и инфраструктурных проектов
17 ноября 2024 г. 19:00 Студент эстрадно-циркового колледжа завоевал Гран-при республиканского конкурса певцов
25 октября 2024 г. 0:00 Восстановить утраченную популяцию куланов в Костанайской области пытаются ученые
11 ноября 2024 г. 14:13 Мы будем привлекать инвестиции в туристическую отрасль ВКО для ее продвижения на международном уровне