Уважение и почтение

21354
Жанат Токтарова

Пандемия коронавирусной инфекции остро обозначила тему особой заботы о старшем поколении в эти непростые дни и месяцы. Умением окружать вниманием и заботой своих стариков всегда было сильно казахстанское общество. И сейчас особенно важно беречь наших пожилых граждан, чей возраст и сопутствующие ему болезни выделяют их в особую группу риска. Уберечь их от вируса, создать все условия для нормальной само­изоляции, решать своевременно все возникающие проблемы и вопросы – задача каждого из нас и государства в целом.

Наверное, каждый из взрослых сегодня в первую очередь заботится о своих родителях и детях, помогая им во всем. Но есть в каждом городе и селе одинокие пожилые, которые нуждаются в защите. По стране в усиленном режиме эту помощь оказывают сотни волонтеров и неравнодушных граждан, привозя на дом продукты, лекарства, помогая с уборкой и лечением. И очень важно эту работу не останавливать, на деле доказывая им свое уважение и почтение, объединяться, поддерживая друг друга и помогая преодолеть пандемию.

А еще сегодня нелишне вспомнить о том, как в народе издревле относились к старшим.

Воспитывая с колыбели

Казахи говорят: «Дом с пожилыми людьми – это дом с сокровищем». Действительно, старшее поколение – символ величия и мудрости, поэтому почитание старших – это долг и обязанность молодого поколения. И так было всегда на просторах Великой степи.

У казахов взаимоотношения как внутри семьи, так и в обществе в целом строятся на принципе «үлкен–кiшi» (старший–младший). Этот принцип является основой основ воспитания человека. Каждому ребенку с детства в семье обязательно говорят: уважай старших, слушайся, почитай возраст. И такое воспитание не ограничивается просто словами, ежедневно подтверждение этим наставлениям дети видят в простых поступках родителей по отношению к дедушкам и бабушкам, людям старшего возраста, замечают особую теп­лоту общения в кругу семьи, крепость родственных связей. И надо сказать, что традиция нашего народа, предписывающая младшему сыну жить со своей семьей вместе с родителями, как нельзя лучше показывает детям, что значит почитать своих родителей, быть благодарными и всегда получать от них ақ бата. И не зря в народе говорят: «Ұяда не көрсең – ұшқанда соны ілерсің», понимая под этим крепкое семейное воспитание, правильные установки для молодого поколения, нравственный поведенческий код и мировоззрение в целом.

Вспоминаю свое детство: бабушку, с которой мои родители прожили вместе 5 лет после свадьбы, а еще семью старшего брата и младшего брата отца, тогда еще неженатого парня, также живших с нами. В доме всегда кипела жизнь, ведь нас было много. Бабушка была нашим главнокомандующим и, посадив нас, 4 внучек, в кружок, учила жизни. И первое, что она говорила: нельзя переходить дорогу аксакалу или бабушке, даже если торопишься, ни в коем случае нельзя идти впереди старших. Еще одно правило – всегда надо здороваться первым с аксакалом: подойти, уважительно поговорить, ответить на все вопросы, предложить помощь. Бабушка с особым внушением говорила нам, что в этом и заключается степень нашей воспитанности и выражение особого почтения к старикам. И нужно сказать, что у всех сверстников были такие бабушки и дедушки, слова которых были законом не только для нас, детей, но и для наших родителей.

Бабушкины уроки продолжали мамы и отцы, всегда подчеркивая, что за проявления невос­питанности будет стыдно в первую очередь им, не внушившим своим чадам норм правильного поведения. И осознание этой ответственности перед родителями и обществом заставляло укорачивать шаг, когда увидишь пожилого человека впереди себя, вставать, если в помещение входит старший по возрасту, всегда уступать мес­то, понижать голос, когда в кругу сверстников расшалишься, слушать наставления старших, проявляя то самое поч­тение. И жизнь потом доказала, что, действительно, оценку всем твоим поступкам взрослые всегда делают с оглядкой на родителей и методы семейного воспитания. И когда им хотелось подчеркнуть особые твои заслуги, то всегда говорилось: сразу видно, что в доме есть аксакал, «атасының тәрбиесі, әжесінің тәрбиесі».

Так сложилось, что дедушки мои ушли из жизни очень рано, повезло зато «учиться» сразу у двух бабушек. Их народные университеты, касающиеся всех без исключения сфер становления человека в человеке, разъяснения многих существующих зап­ретов в поведенческой сфере, привычках, житейских делах, методах ведения хозяйства – словом, всего того, из чего и соткана жизнь и взаимоотношения в семье и обществе, дали основательную базу, ценность которой острее всего почувствовала сейчас, с рождением собственного ребенка. И сейчас очень хочется передать дочери все то, что когда-то прямо на подкорку «записали» бабушки, прожившие не самую простую жизнь, но отличавшие­ся глубинным пониманием воспитания поколения. Помню, бабушка всегда нам повторяла народную мудрость: «Старик меж двух детей ребенком становится, ребенок меж двух стариков мудрецом становится».

Үлкенге – құрмет, кішіге – ізет

Издавна казахский народ с уважением и почтением относится к старшим людям вне зависимости от родовой, жузовой и национальной принадлежности. На праздниках старшим отводится почетное место, а также предоставляется первое слово. В старину на народных собраниях старейшины и старшие по возрасту играли ключевую роль в принятии решений. Принято считать, что в силу возраста старшие люди более опытны во многих аспектах, поэтому молодое поколение зачас­тую обращалось к аксакалам за советами. Для молодого человека считалось высшей наградой получить из рук аксакала горсть мяса из общего блюда.

В казахском обществе по сей день действуют негласные правила, согласно которым младший, приветствуя старшего человека, обязательно встает, усаживает его на почетное место или уступает свое, и не садится до тех пор, пока старший не пригласит сесть. Старику уступали самое почетное место в юрте, подносили ему голову барана, почтительно слушали его рассказы и назидания.

Правила приличия у казахов не позволяют окликать того, кто взрослее: «Старшего не окликают, а идут к нему». Встретив старшего, юноша обязательно должен подойти к нему, поздороваться, пожелать доброго пути. Перед отправкой в дальнюю дорогу и созданием семьи молодые получали благословения стариков. Отправляясь на войну, казахи также получали напутствия уважаемых и почитаемых старейшин. И в этом есть сила народа, ведь традиции и обычаи не появились в одночасье, на пустом месте, все они накапливались столетиями, вбирая в себя многовековую народную мудрость.

«Үлкенге – құрмет, кішіге – ізет», – так всегда говорят, подчеркивая значимость уважительного отношения к старшим, безотрывно связывая их опыт жизни с возможностью для молодых пойти дальше, быть лучше, добиться большего.

Во многих монографиях ученых, занимавшихся исследованием народных традиций и фольклора казахов, указывается, что уважение к старшим основано не на страхе, не на рабском послушании, а на том, что старшие обладают огромным жизненным опытом, накопленным в процессе многолетней трудовой деятельности, который мог пригодиться молодежи в решении сложных проб­лем, возникающих на их пути. Во множестве пословиц народ зафиксировал опыт формирования нравственных взаи­моотношений между детьми и родителями: «Никто не похвалит, если не оправдал молока матери», «Главные наставники детей – родители», «Цену отцовства узнаешь, когда сам станешь отцом», «Не оскорбляй мать! Не взваливай тяжелую ношу на плечи отца!»

Казахи ценили жизненный опыт аксакалов, они, прожившие долгую жизнь, много повидавшие на своем веку, были наставниками внуков и правнуков: «Семья без деда – семья без благословения, семья без бабушки – семья без заступницы», «По труду – почет, по возрасту – уважение», «Что знает старик, то и святому неведомо». В казахских семьях дети, пока были живы дедушка и бабушка, называли своих родителей ага (отец) и апа (мать). Аксакалы считались наставниками не только своих внуков, но и целого аула: «Пятьдесят – возраст доброго молодца, шестьдесят – возраст отца всего рода». «Если казах чего-то не знает, он обращается к старику», «Слово старца – мед», «Слово старца – лекарство», «Как отблагодаришь отца, так отблагодарят дети тебя». Эта народная истина служит подтверждением того, что люди пожилого возраста олицетворяют мудрость и являются хранителями житейского опыта и достойного поведения.

Қара шаңырақ – основа духовности

В семейном воспитании – основе всех нравственных ориентиров человека, его духовнос­ти – идеи почитания предков, уважительного отношения к старшим, проявления заботы и ответственности по отношению к представителям старшего поколения наиболее ярко выражены в таких семейных традициях, как «жеті ата», «кенже ұл», «қара шаңырақ». Одной из важнейших традиций семейного воспитания у казахов является знание своей родословной, своего генеалогического древа – «жеті ата». Все потомки одного деда до седьмого колена считаются близкими родственниками, по­этому, согласно древнему обычаю, положено знать своих предков до седьмого колена, и существует запрет на браки внутри своего рода. Таким образом, ребенок с детства воспитывался на почитании и уважении своих предков и своего рода: «Пока живы знавшие отца – жива и память о нем», «Незнание своей родословной до седьмого колена – признак сиротства» и т. д.

Также основополагающей в воспитании у детей чувства заботы о родителях и уважения к старшим представляется традиция «қара шаңырақ» – отчий дом, оставляемый в наследство младшему сыну. Он считается почтенным, к нему всегда относятся с особым уважением. Старшие сыновья отделяются от отцовского очага, а младший остается в отчем доме и заботится о престарелых родителях. На него и его семью возлагается обязанность блюсти все обычаи и традиции как при живых родителях, так и после их кончины. И быть хозяином такого дома – почетно и значимо, это требует от младшего сына и снохи знания многих традиций и, в первую очередь, почитания старших.

Всегда этот дом будет цент­ром притяжения всех родных, семейные торжества в обязательном порядке проводятся под его шаныраком, все родственники семьи, близкие и дальние, приезжая в гости, первым делом будут спешить в этот дом, чтобы поздороваться со старшими рода, аксакалами. Даже после ухода родителей қара шаңырақ останется главным домом всей большой семьи, местом силы и черпания душевных сил, сохраняющим свет его старших обитателей спустя многие-многие годы.

«Қара шаңырақ» – не просто образное выражение. В древности, когда юрта была единственным жилищем казахов, приходилось со временем менять некоторые ее части, приходившие в негодность. Но шаңырақ всегда оставался цел, он практически вечен и не требует замены. Дым, выходящий сквозь потолок, окрашивает его в черный цвет. И именно эту часть юрты передавали из поколения в поколение, отсюда и пошло выражение «қара шаңырақ». Издавна существовала традиция: при входе в юрту, даже ненадолго, приседать, отдавая дань уважения шаныраку. И сегодня эта традиция жива, а с нею и та, что обязывает отведать пищу со стола хозяев дома, даже если вы зашли на минуточку.

Почитание старших выражается и в традиции поминовения предков. У казахов говорят: «Өлі риза болмай, тірі байымайды» – «Если не уважить умершего, то не следует ждать благополучия живым». На примере своих предков в каждой семье родители воспитывают своих детей, внуков и других потомков. И поклонение памяти дорогих сердцу людей, оставивших большой след в истории семьи и рода, – один из постулатов философии жизни, напоминающий потомкам о быстротечности судьбы и необходимости духовно обогащаться, проявляя свои лучшие качества. Уважение к старшим – это и есть благодарная память о том пути, который каждый аксакал прошел в своей судьбе, щедро делясь своей мудростью и теп­лом своего сердца.

Популярное

Все
Какую форму мы увидим на наших олимпийцах?
Актауский «Каспий» является скрытым лидером Первой лиги
Первый экофестиваль «Талдыкорган – столица страны петроглифов» провели в области Жетысу
Разгадывать, что означают названия рек и озер Казахстана, и увлекательно, и познавательно
Этностиль остается на пике популярности
Свою 97-ю весну встречает кызылординка с поразительной судьбой
Люди, прошедшие войну, не жалуются и не унывают
Черепахи умеют улыбаться
Тест на прочность: держаться вместе!
Казахский должен стать языком межнационального общения
Ради водворения правды
Как ловчие птицы стали для Ивана Лаврова проводниками в казахскую культуру и язык
Знакомые Елены Константиновой называют ее наглядным пропагандистом казахской культуры
В центре знают о нуждах регионов
Превратили остановку в арт-объект
Легионеры будут уповать на меценатов
Эмоции взяли верх
«И Родина щедро поила меня…»
Всестороннему развитию казахского языка нужно уделять повышенное внимание
Распоряжение Главы государства
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
Уровень воды в реке Ишим поднялся за сутки более чем на два метра
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Баку и Ереван впервые договорились по поводу участка границы
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
Подпольную нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Казахстан завоевал шесть олимпийских путевок по гребле на байдарках и каноэ
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
В Астане пройдет совещание министров обороны государств-членов ШОС
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева

Читайте также

Здоровье трудящихся и безопасное производство
Созидательная сила нации
Паводковые воды направят в природные озера
Превратили остановку в арт-объект

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]