Модель этнической политики

4952
Игорь Прохоров

О названиях и понятиях

Рустем Казахбаевич Кадыржанов работает в Институте философии, политологии, религиоведения КН МОН РК 45 лет. Занимался изучением политических систем и элит, вопросами национальной безо­пасности. Основная сфера исследований выкристаллизовывалась постепенно – ею стала национальная политика независимого Казахстана. Рустем Кадыржанов – автор множества книг и статей по этим вопросам, хорошо известен в научном сообществе.

По словам ученого, сейчас в нашем обществе не прекращаются споры о том, как всем нашим гражданам правильно называться – казахстанцами или все-таки казахами, независимо от этнической принадлежности. Вопрос этот спорный и давний. Он встал в повестку дня с момента обретения нашей страной независимости. И до сих пор ведутся научные работы и пишутся статьи на тему: какая идентичность нам нужна – казахстанская или все-таки казахская?

С советских времен принято понятие нации соотносить с понятием этнос, то есть говорить, к примеру, о нации казахов, узбеков, русских. Поэтому смысл нации раньше во многом понимался этническим. В то же время с точки зрения науки и мировой практики нация должна быть одна, независимо от ее полиэтнических составляющих. Государство, нация и территория во многом воспринимаются как синонимы. Поэтому понятие нации охватывает все население страны, независимо от этнической принадлежности граждан. А вот этничность – это составная часть единой нации.

Поэтому единую нацию правильно называть казахстанской, ведь под понятием «казахи» мы подразумеваем этнический смысл. В полиэтническом смысле мы все – казахстанцы. Однако это понятие еще недостаточно утвердилось, хотя, конечно, употребляется в официальном плане.

– Да, в повседневности мы не называем себя казахстанцами, говорим: «я казах, я русский». Но и называть себя казахами представители разных этносов пока не готовы, – продолжает Рустем Кадыржанов.

Для этнических групп полиэтнического общества важно, чтобы нация определялась не в этнокультурных терминах, а как гражданское сообщество равных во всех отношениях этносов. Это означает, что в полиэтническом обществе граждане определяют свою национальную идентичность по названию государства и его институтам, а не по этносу.

Разрешение противоречия этнической и гражданской идентичности является одной из главных социально-политических задач постсоветского государства. Смысл и цель решения этой дилеммы состоит в том, чтобы, с одной стороны, сохранить и укрепить титульное лицо своего национального государства, а с другой стороны – формировать и поддерживать гражданскую идентичность с целью предотвращения меж­этнических конфликтов и укрепления межэтнической стабильности.

Казахстану успешно удается разрешать противоречие этнической и гражданской идентичностей.

– Важнейшим элементом политики баланса между этнической и гражданской идентичностями также стала деполитизация этносферы, что проявляется в конституционном запрете создания политических партий на этничес­кой основе.

Стремясь сохранить баланс между этнической и гражданской нациями, государство отдает предпочтение определениям «казахстанец» и «народ Казахстана». Поэтому в Стратегии «Казахстан-2050» Первый Президент Нурсултан Назарбаев использовал термин «всеказахстанская идентичность» как предельно широкое по своему объему и охвату понятие, относящееся ко всему казахстанскому обществу во всем многообразии его этносов, культур и языков. Это понятие используется в стратегии как фундамент общественного согласия и как основа национального строительства в Казахстане.

О языках

Есть и другой немаловажный вопрос. Почему многие граждане не смогли овладеть государственным языком за 30 лет независимости?

По словам ученого, подобная ситуация характерна не только для Казахстана, но и для многих стран постсоветского пространства. У нас казахским языком полностью овладели, помимо казахов, тюркские этносы. В соседнем Узбекистане русские граждане также не в полной мере еще знают узбекский, то же самое наблюдается в Кыргызстане.

Наше государство прилагает все усилия для того, чтобы все население овладело казахским языком. Число казахскоязычных граждан быстро растет.

– У нас принимаются много­численные программы развития языков, ставятся цели, индикаторы, государство главный упор делает на систему образования. Но что мы видим, когда дети выходят из школы? Они не знают в полном объеме казахский язык. Это, конечно, недостаток нашей языковой политики, – говорит ученый.

В прошлом году он был членом рабочей группы по подготовке Госпрограммы развития языков на 2020–2024 годы, и там поднимал вопрос о том, что в преподавании казахского языка необходимо сделать акцент на средней школе, с тем чтобы дети оканчивали ее со знанием казахского языка.

– В школе, на мой взгляд, акцент делается на грамматику, на письменные навыки. Ученикам дают довольно сложные тексты, явно не по возрасту, которые трудно воспринимаются, не запоминаются. Поэтому саму методику преподавания казахского языка нужно изменить, поставив во главу угла коммуникативные навыки, чтобы дети могли поддержать на казахском языке разговор, изъясняться, спрашивать, – уверен ученый.

Символы и идеи

Нужно ли выделять квоты для представителей всех этносов в органах власти? Этот вопрос периодически поднимается, но ситуация имеет свои корни в советском прошлом.

– Использование этнических квот во власти получило в научной литературе название принципа консоциального общества, – рассказывает Рустем Кадыржанов. – То есть для формирования органов власти прибегают к квотам, в том числе на основе этнического представительства. Но квотирование государственных должностей по этническому признаку не решает межэтнических проблем.

В нашей стране пошли по другому пути. К примеру, есть квота в Парламенте для членов Ассамб­леи народа Казахстана, представляющих разные этносы, но депутаты от ассамблеи выступают не как представители только своего этноса, а единого народа Казахстана.

Таким образом, все казахстанские должностные лица проводят общую политику в интересах всех этносов независимо от своей собственной этнической принадлежности, отражают интересы всего народа.

С начала образования независимого Казахстана вопрос состоит в том, чтобы наше полиэтническое общество сделать единой нацией на основе идей, ценностей, которые объединяют все этнические группы.

Национально-государственное строительство в современном Казахстане осуществляется по формуле, которую ученый Энтони Смит определил как «нация на основе доминирующего этноса». Его концепция «этнического ядра» или «доминирующего этноса» описывает ситуацию, в которой социальные идентичности и солидарности, как в традиционных, так и в современных обществах, выстраиваются «вокруг доминирующего этноса, который притягивает другие этносы или их фрагменты в государство, которому он дает свое имя и культурные основания».

В Казахстане ведущим этносом в национальном строительстве являются казахи. Государство получило свое имя по имени своего ведущего этноса, а язык казахов провозглашен государственным языком Казахстана.

Свое выражение «ведущий этнос» находит и в государственных символах страны, которые несут на себе отпечаток этничес­кой культуры казахов, но в то же время адресуются не только казахам, но и всем гражданам страны. Следовательно, государственные символы Казахстана являются не только этническими символами, но также и гражданскими.

На взгляд Рустема Кадыржанова, важной объединяющей ценностью является предоставление хорошего образования, особенно нашей молодежи. Эта идея также может стать объединяющим все этносы Казахстана символом. Образование имеет важное значение, через знания люди смогут включаться в мировую систему глобализации, реализовывать себя и способствовать развитию Казахстана. Национальной идеей может стать, как и в Америке, стремление к благополучию, хорошая работа, собственный дом и достаток, то, что называется «американская мечта». Такая идея тоже объединяет людей разных этносов.

Популярное

Все
В Японии создали лекарство для роста новых зубов на месте утраченных
Аида Балаева: Реализация идеологической политики требует комплексного подхода
Мировые лидеры поздравляют президента и народ Казахстана с Днем Независимости
Итоги 2024 года Минэнерго: достижения и перспективы развития энергетической отрасли
Известный блогер-полиглот стал послом туризма Казахстана
Сколько выходных дадут казахстанцам в 2025 году
Работа над многотомником по истории Казахстана продолжается
Прочные основы безопасности и развития страны
Токаев поздравил казахстанцев с Днем Независимости
Секс за золото: как живут женщины на нелегальных приисках Амазонки
Обсуждены перспективы ЕАЭС
Время выбрало нас
Искать точки соприкосновения, а не проводить разделительные линии
Столп национальной духовности
«Egemen Qazaqstan»: этапы большого пути
На благо страны
Казахстанцы: идентичность 33 года спустя
В Алматы завершился XII МКФ Bastau
Цель – устойчивость и развитие
Справедливое общество для всех
Россия – Казахстан: союз, востребованный жизнью и обращенный в будущее
«Южный вектор» открыт для бизнес-предложений
Махмуд Сабырхан нокаутом выиграл бой на ЧА по боксу
На собственной «резине»: от Нижнекамска до Караганды
Грустные думки аграрные
Задачи прокуратуры – закон и порядок
Опыт Шымкентского водоканала изучают эксперты Всемирного банка
Производство шоколада может прекратиться
Автоочередь образовалась на казахстанско-российской границе
Лица старого Уральска
Дело о секс-рабстве девочки из Кызылорды: оглашен второй приговор
В Узбекистане погибла известная бьюти-блогер, выпав из окна
Трудов высокая оценка
Прорыв в дорожной сфере
В поликлинике Кызылорды необоснованно завышали стоимость медсправок
Парламентские опоры Содружества
Президент Токаев пригласил патриарха Кирилла на съезд лидеров мировых и традиционных религий
Здесь растят специалистов XXI века
Владимир Путин прилетел в Астану
«Мост дружбы»: казахстанская художница рассказала о подаренной Владимиру Путину картине

Читайте также

Многодетные семьи получили ключи от квартир
Пресекли незаконную охоту на пернатых
В Нацгвардии определили лучших методистов
Аким проверил готовность объекта

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]