Живопись и скульптуру, созданную в те годы советскими мастерами, представил Государственный музей искусств им. А. Кастеева.
1950-е в истории огромной Страны Советов стали особым временем. Недавно закончилась разрушительная война. Страна устала от разрухи, потерь и горя, люди хотели созидать, любить и жить в мире. Неудивительно, что работы художников тех лет наполнены светом и созидательной радостью. Они воспевали победы, но уже мирные – в спортивных, школьных и заводских соревнованиях.
– Картина Владимира Рутштейна «После победы» выражает лейтмотив всей экспозиции и своим названием, и эмоциональным содержанием, – говорит куратор выставки, руководитель центра зарубежного искусства Галина Сырлыбаева. – На полотне мы видим красивых, сильных и энергичных молодых людей – представителей, скорее всего, заводской команды, победившей в футбольном матче. На их лицах – радость победы, еще не остывший азарт от игры. Примечательна фигура тренера: перед нами фронтовик, прошедший дорогами войны, о чем свидетельствуют орденские планки на его груди. По настроению к этой композиции близка и работа Анны Костиной «Выпускной вечер», наполненная светом и ощущением мирного счастья.
На выставке звучит и тема Казахстана, где историческим событием тех лет стало освоение целины. Весной 1954-го тысячи людей из разных республик СССР отправились покорять незнакомые им казахские земли. И художники не остались в стороне, на своих полотнах они показывали «палаточный» быт молодых целинников, наполняя их жизнь лирическими интонациями. Таковы картины Валентина Богданова «Письмо от друзей», Ирины Витман «На новой земле», Ростислава Слетова «На целину».
Выставка интересна еще и тем, что на ней впервые представлены уникальные экспонаты – эскизы Павла Корина, предназначенные для декоративного убранства станций московского метро. Многие из них были реализованы и сегодня восхищают художественными достоинствами. Особенно привлекательны эскизы витражей для станции метро «Новослободская», в их основе – сложные композиции из растительных, цветочных мотивов, навеянных орнаментами старинных тканей. Следует добавить, что Павел Корин создавал также мозаики в честь полководцев: Невского, Минина, Пожарского, Суворова.
Надо отметить, что на выставке преобладают все-таки женские образы. Это, к примеру, сельские труженицы на полотнах Сергея Герасимова, Леонида Кабачека, Степана Дудника, Александра Пушнина. В картине Константина Дорохова героинями стали молодые работницы, пришедшие на передвижную выставку. Девушки-подружки, отдыхающие в парке, вдохновили Алексея Ткачева. А сцену на улице со старушками, «выгуливающими» своих внуков, запечатлел Глеб Савинов.
Скульптура на выставке представлена жанром портрета. Екатерина Белашова, Зинаида Иванова, Илья Слоним, Эдуард Озоль в бронзе и мраморе, дереве и граните запечатлели образы послевоенного поколения – молодых красивых людей.
Советское послевоенное искусство, которое представил из своих фондов музей им. А. Кастеева, достойно отразило благородный облик современников, их каждодневный подвиг восстановления страны. И стало ответом на возросшие эстетические требования послевоенного поколения.