Свежий выпуск

Ответ послевоенному поколению

Красоту человека, возрождающего мирную жизнь и радость бытия, воспевают произведения крупнейших мастеров советского искусства 1950-х годов.

Живопись и скульптуру, соз­данную в те годы советскими мастерами, представил Государст­венный музей искусств им. А. Кас­теева.

1950-е в истории огромной Страны Советов стали особым временем. Недавно закончилась разрушительная война. Страна устала от разрухи, потерь и горя, люди хотели созидать, любить и жить в мире. Неудивительно, что работы художников тех лет наполнены светом и созидательной радостью. Они воспевали победы, но уже мирные – в спортивных, школьных и заводских соревнованиях.

– Картина Владимира Рутштейна «После победы» выражает лейт­мотив всей экспозиции и своим названием, и эмоциональным содержанием, – говорит куратор выставки, руководитель центра зарубежного искусства Галина Сырлыбаева. – На полотне мы видим красивых, сильных и энергичных молодых людей – представителей, скорее всего, заводской команды, победившей в футбольном матче. На их лицах – радость победы, еще не остывший азарт от игры. Примечательна фигура тренера: перед нами фронтовик, прошедший дорогами войны, о чем свидетельствуют орденские планки на его груди. По настроению к этой композиции близка и работа Анны Костиной «Выпускной вечер», наполненная светом и ощущением мирного счастья.

На выставке звучит и тема Казахстана, где историческим событием тех лет стало освоение целины. Вес­ной 1954-го тысячи людей из разных республик СССР отправились покорять незнакомые им казахские земли. И художники не остались в стороне, на своих полотнах они показывали «палаточный» быт молодых целинников, наполняя их жизнь лирическими интонация­ми. Таковы картины Валентина Богданова «Письмо от друзей», Ирины Витман «На новой земле», Ростислава Слетова «На целину».

Выставка интересна еще и тем, что на ней впервые представлены уникальные экспонаты – эскизы Павла Корина, предназначенные для декоративного убранства станций московского метро. Многие из них были реализованы и сегодня восхищают художественными достоинствами. Особенно привлекательны эскизы витражей для станции метро «Новослободская», в их основе – сложные композиции из растительных, цветочных мотивов, навеянных орнаментами старинных тканей. Следует добавить, что Павел Корин создавал также мозаики в честь полководцев: Невского, Минина, Пожарского, Суворова.

Надо отметить, что на выставке преобладают все-таки женские образы. Это, к примеру, сельские труженицы на полотнах Сергея Герасимова, Леонида Кабачека, Степана Дудника, Александра Пушнина. В картине Константина Дорохова героинями стали молодые работницы, пришедшие на передвижную выставку. Девушки-подружки, отдыхающие в парке, вдохновили Алексея Ткачева. А сцену на улице со старушками, «выгуливающими» своих внуков, запечатлел Глеб Савинов.

Скульптура на выставке представлена жанром портрета. Екатерина Белашова, Зинаида Иванова, Илья Слоним, Эдуард Озоль в бронзе и мраморе, дереве и граните запечатлели образы послевоенного поколения – молодых красивых людей.

Советское послевоенное искусство, которое представил из своих фондов музей им. А. Кастеева, достойно отразило благородный облик современников, их каждо­дневный подвиг восстановления страны. И стало ответом на возросшие эстетические требования послевоенного поколения.

Автор:
Раушан Шулембаева
10:38 , 20 Июля 2021
0
654
Подписка

Читайте также

Популярное