С 1 июля 2021 года они должны были начать оформление специальных документов на всю проданную продукцию. Но этот почин, по мнению предпринимателей, в том числе костанайских, способен разорить их бизнес.
Как пояснили в областном департаменте госдоходов, изменения вводятся для того, чтобы добиться сквозной прослеживаемости оборота товаров в рамках ЕАЭС. Для этого с начала 2021 года и стартовал «пилот» по оформлению сопроводительных накладных на товары, которые должны были отмечаться только в электронной форме в модуле «Виртуальный склад» информационной системы «Электронные счета-фактуры».
Если новшество будет введено, то, по словам бизнесменов, им придется закрыть свои магазины. И вот почему.
Елена Хорева владеет небольшим магазином в Костанае. Сама здесь и директор, и бухгалтер, и продавец, и уборщица. Женщина считает: несмотря на уже имеющийся опыт работы с электронными счетами-фактурами, скажем, на алкоголь, к их введению они все равно не готовы.
– Чтобы продать товар, мы должны подготовить на него счет-фактуру, а для этого кассир обязан знать личные данные покупателя и номер удостоверения личности. Кто нам их предоставит? Люди не всегда адекватно реагируют, когда мы просим предъявить их свое удостоверение даже при продаже сигарет или алкоголя. А здесь покупатель придет за макаронами или туалетной бумагой. И что? Гражданин, предъявите документы? А ведь мы – розница, на нас замыкается продажа товара.
Установка информационной системы и работы в ней потребуют от нас дополнительных затрат. Добавьте к этому еще одну штатную единицу, которая потребуется, а также штрафы, предусмотренные за неправильно оформленные СНТ. Поневоле задашься вопросом: а не закрыть ли всю эту торговлю, от которой хлопот больше, чем прибыли? – посетовала владелец торговой точки в костанайском микрорайоне «Жаңа кала»...
Оформление на каждого покупателя сопроводительной накладной и счетов-фактур костанайские бизнесмены считают лишней тратой времени. Ведь даже в магазине у Елены Хоревой, по ее словам, 80% товаров, в том числе и продуктов питания, не казахстанского производства.
Возможное решение проблемы, по словам владельцев магазинов «у дома», состоит в частичном или полном отказе от новшества или принятии некоего упрощенного порядка оформления СНТ. Костанайские держатели магазинной торговли, а их больше 100 человек, начали в режиме онлайн составлять петицию с просьбой повременить с вводом сопроводительных накладных. И недавно, похоже, их просьбы были услышаны.
Как сообщили в департаменте государственных доходов Костанайской области, в деле оформления СНТ появился ряд упрощений. В частности, вводится механизм добровольного, раз в месяц, оформления сопроводительных накладных.
– Что это значит? Индивидуальным предпринимателям, которые занимаются торговлей подакцизными товарами, нужно будет подтверждать СНТ, выписанные оптовиками на приход в течение 20 рабочих дней. Что касается собственно продажи, то оформление СНТ для розничных торговцев не требуется. Исключительно на добровольной основе индивидуальные предприниматели могут оформлять СНТ один раз в месяц на все продажи в срок до 10 числа для корректного отражения остатков, – пояснил на собранной пресс-конференции заместитель главы департамента государственных доходов по Костанайской области Сатжан Узакбаев.
Что касается электронных счетов-фактур, то, по его словам, в настоящее время выписывать их розничным продавцам будет не нужно. Но бизнесмены должны зарегистрироваться в информационной системе «Электронные счета-фактуры», создать «Виртуальный склад» и здесь подтвердить или опровергнуть приходящий товар по сопроводительным накладным. Подобная схема сейчас, кстати, действует при продаже в розницу по лицензиям алкоголя и табака.
Не следует забывать и о выбивании фискальных чеков, на основании которых товар затем будет списываться с «Виртуального склада». При этом костанайские бизнесмены все же с опаской относятся к объявленным изменениям, поскольку пока они официально не прописаны в законодательных актах, и «добровольное» может остаться «обязательным».