
Сейчас мы начинаем понимать мудрость наших предков, которые говорили: «Алтын-бидай тас екен, арпа-бидай ас екен». Начинают сбываться прогнозы ученых о том, что в мире с ростом населения будет повышаться потребность в продуктах питания. В принципе, уже сейчас сельский труд превратился в выгодный бизнес – спрос и цены на сельскохозяйственную продукцию постоянно растут. Показательно, что небывалое государственное финансирование посевных работ в прошлом году с лихвой оправдалось, в условиях пандемии сельское хозяйство сдержало резкое падение нашей экономики.
В этих условиях роль государства не должна сводиться к поддержке всех этапов сельскохозяйственного производства. Особенность аграрной отрасли состоит в том, что у нее имеются свои точки роста, которые дают быстрый эффект от вложенных средств. В ней главное – правильно выстроить систему государственной поддержки, ориентированной на конечный результат.
Первый Президент страны – Елбасы Нурсултан Назарбаев вывел сельское хозяйство Казахстана из развала постсоветского периода на современный уровень. Но в отрасли требуются дальнейшие качественные изменения, в первую очередь в системе государственного менеджмента.
Прежде всего надо было навести порядок в сельскохозяйственной статистике, ведь, не имея точных сведений о состоянии аграрного производства, невозможно правильно осуществить планирование. Для этого было создано Бюро по статистике Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан с прямым подчинением Главе государства, которое обеспечивает независимую оценку объективного состояния экономики страны, в том числе АПК.
По поручению Президента РК началась масштабная цифровизация агропромышленного комплекса, в частности, всех государственных услуг, представляемых аграриям, и получаемых от них статистических данных. За короткое время организована система космического мониторинга земельных угодий, что позволяет обеспечить дистанционный мониторинг использования земель сельскохозяйственного назначения, состояния посевов, а в недалеком будущем посредством цифровых технологий будут контролироваться плодородие почв, распространение на посевах болезней и вредителей. Таким образом, мы по примеру развитых стран переходим на современный уровень управления сельским хозяйством.
Если обратиться к опыту ведущих аграрных держав, таких как США, Канада и Австралия, то можно увидеть, что Министерство сельского хозяйства в этих странах является только лишь своего рода оператором государственных заданий и распределителем бюджетных средств. Вся политика финансирования, механизм государственной поддержки фермеров определяются интегрированными в систему МСХ отраслевыми бизнес-ассоциациями (комитетами). Для этого министерство должно иметь самое важное качество – быть «слышащим» государственным органом для сельхозтоваропроизводителей.
Именно такую концептуальную задачу поставил Президент перед Правительством и, в частности, перед нашим Министерством сельского хозяйства. Если мы реализуем задуманные им преобразования, то в Казахстане будет такая же эффективная система управления АПК, как в развитых странах.
Позитивные изменения в аграрной отрасли и в развитии сельских территорий ожидаются после выборов сельских акимов. В конце прошлого года в Сенате Парламента РК были проведены парламентские слушания на тему «О состоянии социально-экономического развития сельских территорий и перспективах их сбалансированного развития» с участием международных организаций. По мнению зарубежных экспертов, программа развития сельских территорий не должна основываться на «кабинетных» решениях, разработанных в федеральных ведомствах, сельские жители сами должны определять приоритеты своих населенных пунктов, а государственным органам следует только софинансировать местные инициативы.
Они полагают, что выборность акимов и формирование в сельских округах своего бюджета повысят эффективность вкладываемых в развитие сельской инфраструктуры государственных средств.
В заключение хочу отметить еще одну важную инициативу нашего Президента – законодательное закрепление запрета на передачу в частную собственность или в аренду земель сельскохозяйственного назначения иностранцам и иностранным юридическим лицам. Во многих странах, особенно в развивающихся, иностранцам дано такое право, и они могут там покупать земли сельскохозяйственного назначения или иметь их в долгосрочной аренде.
Благодаря такому решению эти страны в настоящее время привлекают иностранные инвестиции, за счет продажи земель пополняют свой бюджет. Но в будущем это может вызвать обезземеливание местных фермеров, появление там иностранных земельных рантье.
Поэтому данную инициативу Главы государства надо расценивать как кардинальное решение земельных вопросов для стабильного развития нашего сельского хозяйства в будущем.
Таким образом, Президент Касым-Жомарт Токаев за два года определил главные направления модернизации управления аграрной отраслью. Теперь важно обеспечить качественное исполнение поручений Главы государства и содержательное наполнение начатых системных преобразований в АПК страны.