Создание широкой сети газозаправочных станций при одновременном сокращении бензозаправочных загнало автовладельцев в Жанаозене в «объятия» газовых «королей», освободиться от влияния которых можно было только заплатив за подскочившую цену на газ.
Но циничный расчет газовладельцев неожиданно для них не оправдался, так как встретил массовое недовольство, вылившееся в мирные протесты и митинги в Жанаозене с требованиями снижения цены на газ. Насильственных действий, погромов, беспорядков тут не наблюдалось. Митингующие и органы государственной власти пришли к взаимному согласию. Инцидент был исчерпан.
Произошедшие затем в разных городах митинги в знак солидарности с жанаозенцами имели ту же экономическую направленность. И что характерно, акции также носили мирный характер и завершились спокойно.
Но совсем по иному сценарию развивались события в Алматы. Сначала возник малочисленный мирный митинг. Но к концу дня ситуация коренным образом изменилась, приобрела характер массовых беспорядков, погромов и атак на здания госорганов, теле- и торговых центров. Стал очевиден террористический характер массовых выступлений.
Взрывы, поджоги, стрельба, вандализм, хаос, устрашение – эти характерные черты экстремизма и терроризма в явной форме проявились в Алматы. Поэтому данные выступления ни в коей мере нельзя рассматривать как продолжение жанаозенских событий. Между ними нет ничего общего.
В связи с этим возникает вопрос: как такое стало возможным в Алматы? Надеемся, ответ на него даст создание Президентом межведомственной следственно-оперативной группы. Главным при этом остается вопрос: кому происходящее выгодно? Какую цель преследуют террористы, а также все, кто руководит их действиями?
Президент был вынужден обратиться в ОДКБ с просьбой о выделении контингента миротворческих сил. Это было единственно верным в тех условиях решением по обеспечению суверенитета республики.
Какой урок из этого в срочном порядке нужно извлечь? Об этом надо думать. Во-первых, нужны реформы в правовой сфере. В дальнейшем нужно проводить выборы в Парламент по смешанной пропорциональной или мажоритарной системе. Это даст гражданским активистам, не состоящим в партиях, возможность избрания депутатами в законодательный орган страны.
Кроме того, следует практиковать в дальнейшем назначение министров по принципу меритократии; усилить борьбу с коррупцией; провести сплошную переаттестацию госслужащих с целью выявления фактов кумовства, землячества, клановости при назначении их на должность.
Немаловажно провести ревизию процедур приватизации госимущества, начиная с 90-х годов прошлого столетия, проверить капиталы казахстанских граждан за рубежом. Решить вопросы национализации имущества и финансовых средств, приобретенных незаконным путем.
И, наконец, нужно повысить роль и престиж профсоюзов, которые могли бы отстаивать перед госорганами экономические интересы трудящихся, не доводя ситуации до забастовок; освободить от должности виновных руководителей, дезинформировавших Главу государства легкомысленными заявлениями в период политического кризиса о том, что «все находится под контролем».