
«Когда ты все успеваешь?» – этот вопрос Анель Пимичевой задают очень часто. Она улыбается: если думать, что времени не хватит, то так и произойдет. А если вместо того, чтобы тратить лишнее время на раздумья, просто взяться за очередное дело, тогда можно успеть абсолютно все. И в этом Анель профессионал, потому что у нее несколько социальных ролей.
Как волонтер Республиканского движения «Жаңғыру жолы», она принимает самое активное участие в организации благотворительных концертов, экологических акциях. Как координатор волонтерского направления «Білім» – постоянно работает с молодыми людьми, помогает им осваивать казахский язык, развивать лидерские качества. А еще она активная участница молодежного крыла Костанайского татаро-башкирского центра «Дуслык» Ассамблеи народа Казахстана, студентка КРУ им. А. Байтурсынова, будущий историк-археолог. Кроме того, Анель принимает активное участие в подготовке к праздникам как в стенах вуза, так и за его пределами. Поет песни на разных языках – казахском, татарском, английском, украинском. Танцует. Раньше, до карантина, делала это на открытых площадках, теперь онлайн. В нынешнем году получила бронзовую медаль за участие в Республиканском челлендже «Медаль Елбасы»: полгода выполняла задания по пяти направлениям – книги, волонтеры, спорт, культура и наследие, талант и навыки...
Наград у Анель не счесть. Но одной из самых почетных она считает медаль «Мейiрiм» («Доброта»), которую ей вручили в прошлом году на I конгрессе Ассамблеи народа Казахстана «Ұлы даланың ұлтаралық тілі». Медалью девушку наградили за вклад в межэтническое согласие, за то, что она помогает окружающим ее людям узнать и полюбить казахский язык так же, как в свое время узнала и полюбила его она сама.
Язык она изучает с детства – в детском саду ее отдали в группу с государственным языком обучения. О том, чтобы девочка знала язык страны, в которой родилась и живет, позаботился дедушка, настояв на погружении в среду.
Как ни странно, проще всего было в садике. То ли причина в том, что маленькому ребенку всегда легче усваивать новые слова, то ли в том, что воспитатели были грамотные, понимающие, – Анель сегодня не может сказать, слишком давно все это было. Но отчетливо помнит, что проблемы с обучением начались в школе. Не хватало базы общения, сложно давалась грамматика. Девочка не сдавалась. Занималась дополнительно, много читала, чтобы глубже погрузиться в среду. В тот период открыла для себя Абая, поэзию Мукагали Макатаева.
В итоге добилась своего: если в самом начале обучения по казахскому языку у нее была слабая тройка, а эссе и сочинения она писала с большим трудом, то к 9-му классу она стала победительницей республиканской олимпиады по казахскому языку для учащихся некоренной национальности. И не раз становилась победительницей областных олимпиад – по казахскому языку, по истории Казахстана. Школу Анель окончила практически на одни пятерки. Была всего одна четверка – по русскому языку.
Работа над собой, над повышением уровня собственной грамотности не мешала девочке с юных лет быть активисткой. Она танцевала в знаменитом костанайском ансамбле «Карнавал», с 3-го класса вступила в молодежное объединение «Жас Ұлан», совершенствовала там свои лидерские качества, училась ораторскому мастерству. А еще учила своих соратников и друзей казахскому языку.
Анель очень любит Казахстан. С воодушевлением рассказывает о том, что не так давно вместе со сверстниками-студентами были на практике – выезжали и работали на раскопках. Профессия, которую она выбрала, позволяет лучше узнать родную страну, ее историю.
Но девушка глубоко убеждена, что узнать душу страны, прочувствовать ее можно только благодаря погружению в языковую культуру. Ее очень впечатлила информация, которой обменивались участники Конгресса ассамблеи, того самого, где ей вручали медаль. Люди из разных уголков страны делились опытом изучения языка, предлагали и исследовали разные методики обучения, разные подходы к усвоению языка. Анель близки эти проблемы, ей тоже хочется вносить свою лепту любым возможным образом. Пока что это возможность приобщать к языку друзей. И не только целенаправленно, но и как будто бы невзначай.
– Когда мы просто разговариваем, я могу использовать в речи казахские слова, – говорит девушка. – Друзья просят перевести, запоминают. А потом я слышу, что и они начинают использовать в своей речи эти слова.
Анель понимает, что это, конечно, всего лишь элементы приобщения к культуре. Но если так можно заинтересовать – почему бы и нет? Девушка убеждена, что выучить язык можно только лишь при осознанном внутреннем желании это сделать. Не получить хорошую оценку, а именно выучить. Проблема в том, что в школе в основном ученики работают на оценку, а этого для погружения в язык недостаточно. И еще – для того, чтобы начать говорить на языке, нужна среда для общения.
– Это как в плавании, – улыбается Анель. – Можно назубок выучить движения руками и ногами, даже делать их, лежа на земле. Но пока ты не попадешь в воду, ты не поплывешь. Так и с языком. Чтобы заговорить на нем, нужно погрузиться в среду. Или захотеть прочитать стихи Мукагали Макатаева в оригинале. Тоже хороший стимул!