Урбанизация или рурбанизация?
Внутренняя миграция – процесс, который социологи давно разложили по полочкам. Есть этнический вид внутренней миграции, есть миграция сезонная, маятниковая, экологическая. Однако в нашем материале речь пойдет об экономической, трудовой миграции внутри страны. О том, как власть намерена поддержать ее, и почему сами казахстанцы желают перебраться в районы, где априори более высокий уровень жизни.
Судя по тому, что статистические показатели, демонстрирующие соотношение городского и сельского населения страны, – 55,3% и 44,7%, – остаются на приблизительно одинаковом уровне многие и многие годы, Казахстан будет аграрной страной еще долго. И пусть остается, ведь на девятой территории мира настолько разные климатические условия, что мы можем производить все: от зерновых до вин.
Возможно, нам больше подходит не урбанизация, а ее противоположность – рурбанизация? Используя сочетание латинского urbanus – "городской" и английского rural – "сельский", географическая энциклопедия дает следующее определение этого процесса: распространение городских форм и условий жизни на сельскую местность. А здесь у нас пока есть сложности. Очень мало аулов и поселков могут похвастать современной инфраструктурой и благоустройством. Но не только поэтому внутренняя миграция в Казахстане превращается в массовое явление, которое может существенно повлиять на развитие крупных городов, особенно Алматы и Астаны.
Формула внутренней миграции у нас не отличается своеобразием: люди отправляются в города в поисках работы и лучшей жизни из-за ослабевания села как социально-экономического звена системы. Города сами создают некий вакуум занятости, что фиксирует социология. Только в наших реалиях это поле никто не структурирует, даже те госорганы, кому положено по долгу службы.
С вопросами наша газета обратилась к доктору социологии, профессору, заведующей кафедрой социологии Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева Айгуль Забировой.
По ее мнению, к переездам внутри страны граждан вынуждают ограниченные или вовсе отсутствующие возможности для трудоустройства на прежнем месте, старая инфраструктура, неудовлетворенность социальными учреждениями.
– В случае с Казахстаном, я думаю, что на протяжении 25 лет основной причиной миграции населения в города выступает "выталкивание" с прежнего места жительства, иначе говоря, на прежнем месте – в селах и малых городах – оставаться нет никакой возможности. Мои многолетние исследования показывают и такой мотив миграции, особенно в казахских семьях, как обучение детей в условиях городской школы. Люди хорошо понимают, что город их не ждет, не будет жилья и прочего, но желание обеспечить детям лучшее образование мотивирует их очень сильно. Порой со стороны подобные решения выглядят как нерациональные, тогда как рациональность всего лишь не очевидна внешнему наблюдателю, – говорит социолог.
Следующий слой внутренней миграции, отмечает Айгуль Забирова, формируют те, кто хорошо жил на прежнем месте, но теперь хочет и может улучшить социально-экономические и другие условия жизни. Она полагает, что подобные группы большой нагрузки на город не несут: у них есть средства для адаптации на новом месте; они самостоятельно покупают новое жилье; трудоустраиваются соответственно квалификации и образованию; открывают собственный бизнес, имея на то ресурсы. Но объединяет группы притягивающий "свет городов", считает социолог.
Единство и борьба противоположностей
Относительно урбанизации или ее противоположности – рурализации профессор Забирова высказалась вот в каком ключе:
– Важно понимать, что классически урбанизация сопровождает индустриализацию, следовательно, вновь прибывшие в города преимущественно должны трудоустраиваться в индустриальный сектор экономики. Но у нас в стране они устраиваются преимущественно в сервисный сектор, включающий в себя как продвинутые услуги (это может быть даже банковский или страховой бизнес), так и примитивные (работа носильщиками на рынках).
Если мигранты попадают в сектор примитивных услуг, то это ведет к рурализации (окрестьяниванию) города. И сейчас элементы рурализации мы наблюдаем во многих городах. Благодаря крупному сегменту госслужащих и сотрудников национальных и иностранных кампаний, возможно, это не столь очевидно в Астане. В отличие от Алматы.
Свою мысль об урбанистическом или руралистическом развитии казахстанских городов Айгуль Забирова завершила тем, что в современной урбанистике чаще говорят о контрурбанизации, как выходе городского населения в пригороды. Тем не менее она подчеркивает, что для казахстанских специалистов "остается большим вопросом социологическая интерпретация движения населения в города".
Продолжим. Вероятно, что отрегулировать внутреннюю миграцию, не запуская решения проблем, которые могут создать вокруг полюсов роста дестабилизирующую маргинальную среду, позволит выбранный Казахстаном путь развития городских агломераций.
Например, в стандартах Организации экономического сотрудничества (ОЭСР) явно просматривается стремление к агломерированию, но в этой организации его принимают и понимают как самостоятельное срастание нескольких городов через развитие экономических связей и взрывное масштабирование региональной экономики. Есть мнения ряда экспертов ОЭСР, что агломерацию нельзя построить решением сверху, но Казахстан для получения нужного результата идет именно таким путем. Формировать и развивать агломерации мы будем по решению властей. Для чего разработана Государственная программа развития регионов до 2020 года, в которой выделено два уровня агломераций.
К первому отнесли Астану, Алматы и Шымкент, как города с наибольшим потенциалом, ко второму – Актобе и Актау. Задано три направления. Первое – это экономическое позиционирование агломераций на республиканском и региональном рынках. К нему планируется прийти через реализацию ряда государственных проектов и развитие специальных экономических зон.
Развитию Астанинской агломерации помогут Назарбаев Университет, СЭЗ "Астана – новый город", "Сарыарка" и "Бурабай"; Алматинскую агломерацию подвигнут к становлению МЦПС "Хоргос", СЭЗ "ПИТ Алатау" и "Хоргос"; Шымкентскую – специальная экономическая зона "Онтустік", Актаускую – "Морпорт Актау".
Агломерация ждет документов
Однако для полноценного развития агломераций в Казахстане явно не достает ключевого звена. Нигде не указано определение. Не выработаны правовые механизмы. Например, в законе об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности не прописано, что же такое агломерация. Закон писался еще до возникновения этой идеи.
Согласитесь, агломерации могут появиться и возникнут, коли они продвигаются согласно программе развития регионов. Но как практически будут регулироваться их отношения, например, в рамках области, пока неизвестно.
Центр любой агломерации – город. В нем есть городские органы власти, выполняющие определенные функции. Формируют саму агломерацию располагающиеся близ города населенные пункты, и они относятся к иной административно-территориальной единице, где тоже наличествуют органы власти. Чьи решения окажутся преимущественными для становления и развития агломерации? Ответа пока нет.
Отсюда вывод: агломерация, как теория, выписанная в программе развития регионов, нуждается в некоем нормативном акте. Именно он определит границы, конечные пункты маятниковой миграции населения в рамках агломерации, ее территориальную и инфраструктурную планировку, а также соответствующие инженерные решения.
На сайте Комитета по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами Министерства национальной экономики РК появился проект Межрегиональной схемы территориального развития Алматинской агломерации. В документе указано, что среди прочего существует и задача определения "рациональной планировочной организации проектируемой территории в целях формирования оптимальных направлений развития агломерации с учетом интересов административно-территориальных единиц, входящих в ее границы".
Пока мы не можем заключать, достанет ли для управления агломерацией этой схемы, даже утвержденной постановлением Правительства. Тем не менее заметим, что схема предполагает включить в зону агломерации 188 населенных пунктов Алматинской области и сам город Алматы. Здесь же указано, что границы Алматинской агломерации не выделяют ее в отдельный административный центр и не нарушают сложившегося административного деления и управления территориями. "Земли административных районов и населенных пунктов Алматинской области в составе агломерации находятся в ведении акимата Алматинской области", – утверждается в проекте документа.
В целом же, согласно статистике, на территориях, отведенных в рамках программы развития регионов под агломерации, проживает более трети всего населения страны. В самой программе фигурируют данные о том, что через пять лет численность населения этих территориальных образований вырастет на 20%. К 2020 году ожидается, что производительность труда на предприятиях, действующих в рамках агломераций, возрастет вдвое, а доля малого и среднего бизнеса увеличится на 50%.
Узаконенные отношения
Сразу в двух чтениях на пленарном заседании Сената Парламента РК 5 ноября принят Закон РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам миграции и занятости населения". Кроме установления определенных и довольно либеральных рамок для привлечения иностранных трудовых ресурсов, документ будет регулировать внутренние миграционные процессы.
По данным Министерства здравоохранения и социального развития, которое и стало разработчиком обретшего свой статус документа, основной проблемой внутренней миграции "является диспропорция расселения населения по территории республики, в особенности между югом и севером". Для ее решения предлагается государственная поддержка лишь переселенцам из трудоизбыточных регионов в регионы, определенные Правительством. Именно такие переселенцы получат социальный пакет, покрывающий возмещение транспортных расходов; им будет предоставлено либо служебное жилье, либо комната в общежитии; они получат свободный доступ к микрокредитам.
Новый статус внутренняя миграция получила по закону, разработку которого предварял тщательный анализ рынка труда. О том, что юг республики трудоизбыточен, говорилось давно, но лишь с принятием законодательного акта появились основания к распределению трудовых ресурсов и выравниванию развития регионов.
– Юг трудоизбыточен в любой точке мира, и в этой связи наше Правительство принимает весьма релевантные меры, размещая здесь производственные компании. Все это имеет смысл и потому, что традиционно север Казахстана воспринимался как индустриальный, а юг – как аграрный, – считает профессор Айгуль Забирова.
Ее мнение коррелирует со статистическими данными: интенсивность внутренней миграции не снижается, остается высоким отток населения из Акмолинской, Актюбинской, Южно-Казахстанской, Жамбылской, Восточно-Казахстанской областей. Регионы, принимающие население в результате межобластной миграции, – это города Алматы и Астана, а также Алматинская, Атырауская, Мангистауская области.
Внутренняя миграция в стране была, есть и будет, поскольку люди всегда ищут, где лучше. Самая легкая на подъем – бессемейная молодежь. Потому мы задались вопросом о соответствии социально-экономическим потребностям республики ежегодно заявляемого количества выпускников высшей школы и ссузов и их специализации. На этот счет у профессора Забировой такое мнение:
– Проблема не только и не столько в соответствии специализации выпускников потребностям республики. Вопрос в том, как распределяются бюджетные гранты на обучение. В стране по сей день не создано ни одного правительственного или коммерческого агентства, которое реально занималось бы исследованием потребностей, спроса со стороны рынка труда. Насколько мне известно, отсутствуют какие-либо системные и надежные эмпирические данные в мониторинговом режиме о потребности республики в специалистах того или иного профиля.
К примеру, очень много грантов присуждается для обучения техническим и естественно-научным специальностям, но на каких расчетах основано подобное распределение? Кстати, и не все выпускники программы "Болашак" с дипломами, в которых указана техническая специальность, работают по своей профессии. Иначе говоря, распределение грантов во многом ориентировано на госпрограммы, но от программы до ее реализации не один – два шага.
Итак, внутренняя миграция в Казахстане перерастает себя, обращаясь из процесса территориальных перемещений граждан между населенными пунктами в явление, которое рано или поздно определит социальную структуру и статусные характеристики разных групп населения. А с формированием и развитием агломераций, если то произойдет, как предусмотрено соответствующей программой, иное, более современное структурирование ожидает и казахстанскую экономику.