Выброшенные возле моего дома коробки с испорченными, почерневшими, но непроданными бананами и апельсинами заставили задуматься о человеческой природе.
Есть у нас такой особый вид предпринимателей, закупающих фрукты-овощи на оптовке и перепродающих их с лотков у крупных ЖК.
Вроде бы удобно. Жильцы не едут на рынок за парой яблок, не теряют время, да и предприниматели зарабатывают. Если, конечно, не задирают цены. Но с этим-то и проблемы. Задирают настолько, что уходят в плюс, даже если часть товара на помойку выбрасывается. А ведь могли бы, видя, что товар приходит в негодность, раздать его людям бесплатно или с большой скидкой.
Никому из жильцов не пришелся по душе такой бизнес.
Государство помогает предпринимателям, говорят люди, а бизнес в ответ думает только о себе. И нет управы на этих перекупщиков. Вот и потянулся народ со двора на дальний базар и в большие магазины, ответив на «аппетиты» бизнеса дружным бойкотом.
А испорченные фрукты торговцы даже не донесли до мусорных контейнеров, оставили на обзор нам, жильцам, словно в назидание: «Вот вы не хотели у нас покупать, теперь смотрите, что мы с ними сделали!»
Невольно задаешься вопросом, что движет такими людьми? Наверстывают упущенную выгоду? Вовсе нет. Для бизнеса, торгующего продовольствием в ЧП и карантин, это период сверхприбылей. Когда город перешел на «осадное положение», у людей не было выбора, кроме как закупаться в близлежащих торговых точках. И, видать, так пришлось по вкусу это монопольное положение, что совсем господа предприниматели берега попутали.
Впрочем, я заметил, что и некоторые магазины не уступают людям ни копейки, пока не сгноят или каким-либо способом не избавятся от просроченного товара.
А недавно соседка-собаковод рассказала невероятную историю о том, куда исчезают из торговой сети непроданные деликатесы. Пришлось ей как-то по необходимости оставить питомца на передержке, а по приезду выяснилось, что угощали ее Зайку такими лакомствами, каких она и позволить себе не могла. Оказалось, просроченные окорока, сосиски, сырокопченые колбаски буквально за тиынки скупают владельцы приютов для животных.
Собаки и кошки едят их отваренными и вовсе не травятся, а только благодарят. Якобы соседскую Зайку иногда кормили красной рыбкой и даже… икрой. На десерт – непременно коробочку йогурта с кусочками фруктов. Пес от жизни такой не захотел возвращаться домой, «продавшись» с потрохами за просроченную пайку.
Об этой печальной истории я поговорил с менеджером крупной торговой сети. Спросил, зачем же таким диким способом избавляться от непроданных продуктов, почему не уступить, не распродать дешевле еще до истечения срока годности? Ведь в Германии, к примеру, перед истечением срока снижают цены на молочные продукты, для их реализации создана сеть специальных социальных магазинов. Ответ получил поразительный – мол, такой подход противоречит рыночной экономике и принципам маркетинга.
– Один раз уступи и пошло-поехало. Люди вовсе перестанут покупать в ожидании скидок. Тогда прежняя цена не вернется назад никогда, – говорит менеджер. – Поэтому цены на отдельные продукты держим крепко.
По его словам, за границей уничтожают тысячи непроданных новых автомобилей и ничего страшного. Но, согласитесь, уважаемый читатель, автомобили и продукты питания, требующие особого отношения, – разные вещи!
Выходит, черствые души не лечатся. Правильнее будет установить максимальную торговую надбавку на все виды продовольствия, штрафовать за «погубленные» продукты не только продавцов, но и поставщиков торговых сетей. А покупателям надо дать больше возможностей сообщать контролирующим органам о непомерных аппетитах спекулянтов, если ценники пойдут на новые рекорды.