Депутат Мажилиса, глава Народной партии Казахстана Айкын Конуров предлагает отменить обязательное прохождение технического осмотра и административную ответственность за эксплуатацию без технического осмотра транспортных средств физических лиц, кроме автобусов, грузовых автомобилей и транспортных средств, используемых в коммерческих целях в качестве такси. Соответствующий депутатский запрос он озвучил на пленарном заседании Мажилиса, передает корреспондент
Kazpravda.kz.
Мажилисмен считает, что несмотря на передачу проведения данной сферы в конкурентную среду и создание сети частных станций для прохождения технического осмотра, процедура его прохождения осталась формальной и коррумпированной.
«В 2019 году в Комитете транспорта Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан заявляли о беспощадной борьбе с мошенническими схемами среди частных операторов техосмотра: ручной ввод определенных данных, фотошоп - проведение техосмотра без предоставления транспорта, продажу фиктивных диагностических карт, проведение осмотра в местах, не соответствующих государственным стандартам и требованиям. Хотели как лучше, а получилось как всегда. В 2021 году была пресечена деятельность организованной преступной группировки, созданной сотрудниками уже Комитета транспорта. ОПГ без фактического техосмотра подделала более 260 тыс. диагностических карт. В денежном выражении - это почти 1 млрд тг. По всей стране на подставных лиц было оформлено 28 фирм, которые существовали лишь «на бумаге». (…) Получается, что чиновники не побороли коррупцию в этой сфере, а возглавили ее», - отметил депутат.
Айкын Конуров напомнил, что в Казахстане насчитывается порядка 2,7 млн (или более 70% от общего количества) транспортных средств, прохождение ежегодного технического осмотра для которых является обязательным. Большинство их владельцев – это законопослушные граждане, которые вынуждены за заветный акт о прохождении технического осмотра уплачивать положенные платежи в размере до 5 тыс. тенге. Валовая выручка этой сферы деятельности может составлять от 7 до 13 млрд тенге.
«Можно с уверенностью утверждать, что технический осмотр стал формальностью, приводит к ненужным затратам граждан, несет в себе системные коррупционные риски, не особо влияет на безопасность транспортного средства для самого владельца, других участников движения, не обеспечивает вопросы экологической безопасности», - сказал депутат.
В этой связи фракция «Народная партия Казахстана» считает логичным отменить в Казахстане обязательное прохождение технического осмотра и административную ответственность за эксплуатацию без технического осмотра транспортных средств физических лиц, кроме автобусов, грузовых автомобилей и транспортных средств, используемых в коммерческих целях в качестве такси.