Что есть блокчейн и зачем он нам нужен? Признаться, честно, если вы не IT-специалист, то разобраться в этом достаточно сложно. Блоечейн мы не можем увидеть, потрогать и даже представить. Зачем тогда для его внедрения создавать законопроект, вносить правки в уже действующие законы? В этих вопросах попытался разобраться корреспондент Kazpravda.kz при помощи вице-президента по работе с гос. органами, Национальная Ассоциация развития блокчейн и криптотехнологий Республики Казахстан (НАРБК РК) Диаса Кадырова.
Для начала давайте попробуем разобраться в том, что такое блокчейн, многие о нем говорят и мало кто объясняет его суть. И так, постараемся все-таки визуализировать это понятие. Стоит понимать, что блокчейн это не маленькая коробка, в которой хранятся какие-либо данные, информация. Скорее это алгоритм, система при помощи которой можно безопасно хранить данные. Представьте лист бумаги, на которой вы ручкой написали какую-то историю, а ластика, которым можно было бы эту историю стереть нет и не будет никогда. Приходит другой человек и пишет еще одну историю и так бесконечное множество раз. Только преимущество блокчейна в том, что своеобразный лист бумаги никогда не испортится, чернила не выцветут и информация никогда не потеряется, а что самое интересное, узнать, что написал предыдущий человек вы сможете только если у вас будет специальный доступ (ключ безопасности в блокечейн). Аналогий можно придумывать много, часто блокчейн объясняют тем, что это цепочка блоков, в которой хранится та или иная информация, любого характера, к примеру электронный паспорт здоровья, истории болезней миллионов казахстанцев. Однако, получить доступ к этим историям может далеко не каждый человек, а только тот, у кого есть тот самый заветный ключ. Теперь представьте, что в одном из таких блоков находятся деньги, которые не привязаны к банку. Так вот технология блокчейн предлагает заманчивую возможность избавиться от этого «лишнего звена». Она может взять на себя все три важные роли, которые традиционно играет сектор финансовых услуг: регистрация сделок, подтверждение подлинности личности и заключение контрактов. Причем, быстрее, чем это может сделать привычный нам финансовый институт. Да, та самая криптовалюта существует благодаря такой технологии, но блокчейн – это далеко не криптовалюта. Для простого понимания визуализируем: криптовалюта – привычная нам денежная купюра, блокчейн – это кошелек и все мы прекрасно понимаем, что кошелек и деньги это не одно и то же. Поэтому не стоит путать эти два понятия.
И так, делаем вывод, что блоки цепочки могут хранить в себе абсолютно любую информацию, доступ к которым можно получить только при помощи ключей безопасности. Теперь вернемся в нашу реальность, где технология блокчейн только делает первые шаги, а для полноценного ее существования необходимы механизмы поддержки и защиты, то есть законодательство.
Наш собеседник, Диас Кадыров рассказал, что в Казахстане на сегоняшний день разрабатывается проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования цифровых инноваций».
«На данный момент Министерством Информации и Коммуникации РК совместно НИХ «Зерде», АО «НИТ» и Национальной Ассоциацией Развития Блокчейн и Криптотехнологий РК (НАРБК РК) разработан проект Концепции к данному законопроекту. Концепция сейчас находится на стадии согласования со всеми государственными органами и заинтересованными организациями, а также опубликована в разделе Открытые НПА на сайте egov.kz (
https://legalacts.egov.kz/npa/view?id=1966068) для открытого обсуждения. Ожидается, что после доработки и согласования Концепции, законопроект будет готов для вынесения на обсуждение в Парламент РК и прохождения дальнейших этапов законодательной работы», – сказал собеседник.
По его словам, главной целью принятия законопроекта является корректировка некоторых законодательных актов Республики Казахстан, которые предусматривают уточнение действующих регламентированных норм и регулирование общественных отношений, связанных с применением и внедрением цифровых инноваций, таких как технологии блокчейн, открытые данные, «Yellow Pages Rules», роботизация и искусственный интеллект, биометрическая аутентификация, краудфандинг, большие данные.
«Если говорить о блокчейн, то потенциально данная технология охватывает все без исключения сферы экономической деятельности и имеет множество областей применения, в том числе финансы и экономика, операции с материальными и нематериальными активами, сфера оказания госуслуг, учет в государственных и частных организациях и многое другое. Поэтому в данной концепции подчеркивается ведущая роль подобных технологий в процессе цифровизации экономики и государства. В частности, развитие технологии блокчейн уже обозначено как одна из задач развития проактивного государства в рамках государственной программы «Цифровой Казахстан», – продолжил Кадыров.
Если говорить о регулировании блокчейн технологии, как отметил Кадыров, то в качестве основных направлений ожидается регулирование создания и функционирования децентрализованных распределенных информационных систем (блокчейн), цифровой майнинг, смарт-контракты, токенизация (это технология для обеспечения безопасности электронных платежей (например, мобильных платежей) с помощью надежной системы шифрования – прим. автора), цифровые активы и цифровые средства обмена.
По словам спикера, актуальность законодательного регулирования блокчейн технологий обусловлена следующими факторами:
- 1.
Ясное правовое регулирование для внедрения технологии блокчейн в сфере государственных услуг и различных отраслях экономики, а также развития рынка IT-услуг в сфере блокчейн-технологий - 2.
Повышение инвестиционного интереса и развитии нового рынка выработки единой позиции государства в отношении новых видов услуг и их регулирования в сфере развития индустрии дата-центров и цифрового майнинга, которые открывают возможности реализации энергопрофицита страны, развития новой сферы цифровой экономики и нового рынка услуг в условиях активно развивающейся глобальной конкуренции - 3.
С открытием Международного Финансового Центра Астана (МФЦА) появилась возможность развивать рынок новых финансовых технологий. МФЦА уже анонсировал планы работы с «криптобиржами» и «криптообменниками» в рамках особого правового статуса. Данная тенденция открывает возможности и для казахстанского IT и финтех рынков. Регулирование цифровых средств обмена/платежа также открывает возможности развития внутреннего рынка в сфере токенизации и внедрения смарт-контрактов в различных отраслях экономики. - 4.
Привлечение финансирования через предложение цифровых инвестиционных активов (по аналогии с IPO) открывает возможности для развития МСБ, в частности, в секторе IT-стартапов. Такой инструмент привлечения финансирования также активно изучается и стимулируется различными государствами.
«Все четыре направления способны не только ускорить темпы цифровизации и инвестиционный климат, но и сформировать новые рынки услуг, привлечь зарубежных и создать отечественных специалистов в новых сферах. Внедрение новых технологий, таких как блокчейн и цифровые активы, и связанных с ними новых видов деятельности, таких как цифровой майнинг, правовое поле необходимо не только с точки зрения своевременной адаптации законодательства в сфере информатизации, но и для защиты имущественных прав в правоотношениях, возникающих при взаимодействии с новыми технологиями, а также определения четкой позиции государства в части мер стимулирования и общего позиционирования себя, как прогрессивного правового режима дружелюбного к новым технологиям», – сказал Кадыров.
Как отметил спикер, это является особенно важным и для развития отечественного бизнеса в сфере новых технологий.
«Очередным вызовом являются низкие темпы развития технологичных стартапов в стране по сравнению с другими странами. От государства требуется значительная поддержка в создании цифровой инфраструктуры и благоприятных условий развития новых бизнесов на законодательном уровне», – продолжил он.
По словам собеседника, отсутствие правового регулирования влечет несогласованность позиций государственных органов в отношении технологии и неготовность к внедрению.
«Зачастую, надзорные органы видят во всем новом нарушение либо вызов действующему законодательству, а финансовые институты — денежные суррогаты. Мы уже столкнулись с таким явлением со стороны Национального Банка. Хотя, что примечательно, по нашему наблюдению на данном этапе практически все остальные государственные органы поддерживают либо не против внедрения таких технологий», – озвучил проблему эксперт.
Если говорить о блокчейн технологии, то для эффективного внедрения блокчейн технологий гос. информационные системы и отрасли экономики, необходимо создание требований к таким системам, в частности к информационной безопасности.
«В свою очередь внедрение блокчейн технологий решает проблему нецифрового либо неэффективного документооборота, быстрое и удобное оказание государственных услуг, взаимодействие различных отраслей экономики с госсектором, а также создание открытых и транспарантных реестров, предотвращающих коррупционные и прочие риски, которые могут эффективнее отслеживаться в таких системах учета как блокчейн», – добавил он.
По его словам, законопроект должен решить проблемы правовой квалификации цифровых активов для интеграции данной технологии в действующую правовую систему.
«Ожидается, что цифровые активы (подтверждающие права на реальные активы) и смарт-контракты позволят автоматизировать процессы заключения и исполнения сделок в различных отраслях, а значит сократить временные потери в различных бизнес-процессах. Цифровые инвестиционные активы и их предложение (т.н. ITO/ICO) позволят создать еще один инструмент привлечения финансирования в МСБ, в частности в IT-стартапы. Регулирование так называемых виртуальных валют / криптовалют позволит с одной стороны избавиться от рисков, связанных с их обращением, с другой стороны развивать такие новые финансовые инструменты в рамках финтех песочницы МФЦА», – продолжил спикер.
Законопроект в основном касается изменений действующего законодательства в сфере информатизации, однако ввиду амбициозного развития «цифрового законодательства» изменения могут коснуться различных сфер, от налогового и финансового регулирования до правоохранительного законодательства.
«Поправки и дополнения необходимы для того, чтобы включить новые понятия и явления в правовое поле, чтобы с ними можно было работать. В настоящий момент таких терминов, как «блокчейн», «майнинг», «смарт-контракт» и др. попросту не существует. И каждый раз, когда правительство и его отдельные органы сталкиваются с данными понятиями, они не могут идентифицировать их и понять, как себя вести в той или иной ситуации. Автоматически возникают ситуации, при которых, что не указано в правовых документах становится запрещенным», – пояснил он.
Специалист также отметил, что по результатам правового мониторинга в законодательстве Республики Казахстан отсутствует системное регулирование и ряд важных положений и правовых определений, которые необходимы для определения правоотношений, возникающих при использовании цифровых инноваций.
«Отсутствие данных условий в целом сдерживает цифровизацию и инновационное развитие страны в целом», – сказал Кадыров.
Вместе с тем, по информации Диаса Кадырова, блокчейн поможет усовершенствовать государственные информационные системы и развить предоставление государственные услуги. От регистрации недвижимости до медицинских карт.
7. Вы сказали, что: «Те же стартапы невозможно развивать без определенного спроса на ту или иную технологию, а пока спрос небольшой в силу осутсвия понимания у большинства игроков». В этой связи у нас несколько вопросов:
А) Как новый проект закона будет стимулировать спрос на стартап проекты?
Во-первых, гос. заказы на внедрение технологий в государственные информационные системы уже стимулируют IT-рынок, появляется спрос на новые технологичные решения во всех процессах с участием государства.
Во-вторых, стартап проекты могут обслуживать и крупные отрасли производства для их цифровизации и автоматизации процессов, последние же будучи зарегулированными и в какой-то степени тоже консервативными нуждаются в четкой позиции государства и ясном законодательном регулировании.
Б) Какие недопонимания и у каких игроков существуют?
Государство, как и крупный бизнес, не имеет достаточной экспертизы в новых областях. IT-компании не капитализируются на экспертизе в новых технологиях таких как блокчейн, пока не видят спроса в РК.
8. С какими проблемами на сегодняшний день сталкиваются стартаперы, и как новый закон будет это регулировать?
В отсутствии четкого понимания использования подобных технологий спрос на продукты, созданных на основе таких технологий минимален. То есть в тех же гос. органах попросту отсутствует бюджет на внедрение эффективных технологических решений. Определение и регулирование данного вопроса позволит создать спрос на использование технологических решений, что в свою очередь создаст почву для развития стартап проектов которые смогут капитализировать свою экспертизу в новых областях.
9.Какие проблемы для развития блокчейна в Казахстане существуют?
Описано выше.
10. Как законодательство будет регулировать область кибер-защиты ?
С одной стороны, перевод государственных информационных систем на блокчейн уже одна из мер киберзащиты в силу особенностей технологии - обеспечение целостности данных за счет децентрализованного хранения и обработки. Часть текущего законопроекта будет нацелена на развитие правоохранительной системы в сфере киберпространства: будут дополнены составы правонарушений в отношении новых кибер-угроз (криптоджекинг, взлом кошельков), будут разрабатываться меры внедрения процедур противодействия отмыванию денег и финансирования терроризма в цифровой среде и др.
С другой стороны, в целях развития кибербезопасности на исполнительном уровне реализуется программа «Киберщит», будут создаваться дорожные карты и подзаконные акты в отношении информационной безопасности.
11. Как защищена информация сегодня?
Зачастую ненадежно в силу централизованного хранения и обработки информации, хранения на отдельных гос. серверах. Казахстан сравнительно недавно стал уделять внимание вопросам кибербезопасности. Безусловно, вопрос сдвинулся с мертвой точки, однако несмотря на позитивные тенденции, информационная безопасность казахстанских компаний все еще не развита. Если в 2016 году в Казахстане было зафиксировано около 20 тыс. случаев кибератак, то в 2017-м – уже 100 тыс., а к концу 2018 года их будет около полумиллиона.
Хорошим примером являются кейсы центра анализа и расследования кибератак (ЦАРКА). Буквально в августе специалисты центра нашли уязвимость в системе документооборота большинства национальных компаний Казахстана.
11. Какие виды продуктов были разработаны компанией для государственных институтов, приведите примеры?
Ассоциация – это консультативный орган. Мы принимаем участие в консультации по текущему законопроекту и созданию дорожной карты внедрения блокчейн технологий. Обладая определенной экспертизой, мы помогаем строить диалог между заинтересованными сторонами, обеспечиваем развитие рыночных, инфраструктурных и законодательных условий.
Результатом данной работы, также, стал пилотный проект развития энергоёмких вычислений и цифрового майнинга совместно с АО «Казахтелеком» и международным инвестором Genesis
Mining в ЦОД г. Павлодар, а также разрабатывается крупный проект Blockchain
Dala в г. Экибастуз.
13. Какие уже есть примеры, которые могут использоваться обычными гражданами?
Если говорить о реализующихся в стране проектах, то в пример можно привести:
Проект АО «Казпочта» Pay
Post
по внедрению смарт-контрактов
Проект МФ РК по переводу учета НДС на блокчейн-реестр
Также как нам известно коллеги из ГП “Правительство для граждан” работают над созданием блокчейн-проектов в рамках инфраструктуры egov.kz, ближайший пилотный проект - регистрация залога недвижимого имущества. Коллеги из АО «Казахтелеком», будучи инфраструктурным телеком-оператором, занимаются разработкой блокчейн-платформы как сервиса для создания блокчейн-проектов государственными и бизнес клиентами.