Даргинские амулетницы пополнили фонды областного музея в 1989 году. Их приобрели у жительницы Шымкента Жамилят Якубовой. Национальные ювелирные украшения принадлежали маме Жамилят Нажмудиновны – Нушаван Якубовой, которая родилась в 1915 году на Кавказе.
В 1947-м семья даргинцев была выслана из села Тибен Акушийского района Дагестанской АССР. Среди нехитрого скарба, который успели взять с собой Якубовы за несколько часов, отведенных для сбора в дальнюю дорогу, были и ювелирные украшения: женские пояса, амулетницы, кольца. Это семейные реликвии, которые по традиции передаются из поколения в поколение.
Так поступила и Нушаван-апай, передав в 1987 году ювелирные украшения своей дочери Жамилят, которая родилась уже в Чимкенте.
Сегодня в Казахстане проживает около тысячи даргинцев, на юге их – меньше сотни. Представители этой народности, как и семья Якубовых, попали в нашу страну вследствие переселения народов. При этом они бережно сохраняют свой язык, традиции.
Даргинцы Акушийского района, откуда родом семья Якубовых, в основном занимались животноводством. Жизнь в горной местности отразилась на особенностях национального костюма и многообразных женских украшениях. Их изготавливали в крупных центрах металлообработки – Кубачи, Гоцатль, Кази-Кумух. Однако и во многих селениях имелось два-три мастера, занимавшихся ювелирным делом в свободное от основной работы время. Они выполняли заказы женщин своего и близлежащих сел. К слову, пояса, амулетницы, кольца, сданные в музей Жамилят Якубовой, изготовлены до 1905 года.
В дагестанском орнаменте представлено более 25 основных элементов – «бутонов». Ювелиры использовали главным образом растительные мотивы – ветви, листочки, цветы, розетки. Традиционные узоры: «тутта» – стилизованная ветка дерева с симметричными побегами, «мархарай» (заросль) – ассимметричный орнамент из спиралей и стеблей. Дагестанские мастера использовали различные ювелирные техники, большинство из них имеют местное, древнее происхождение – литье, штамп, ковка, зернь, гравировка. Позднее появились насечка и чернение, в конце XIX века стали применять эмаль и филигрань.
Многие ювелирные украшения, являясь неотъемлемой частью традиционного женского костюма, имеют в Дагестане не столько декоративное значение, сколько охранное, магическое. По способу ношения дагестанские украшения можно разделить на съемные, которые носят кубачинцы, лезгины, кумыки, и нашивные, присущие аварцам, даргинцам, лакцам. Это связано с особенностями национального костюма, отражающего духовные и эстетические воззрения народа.
Традиция нашивать серебряные украшения на свадебное платье невесты имеет охранное значение и связана с широко распространенным на Кавказе культом металла. Особое магическое значение придавалось серебру и даже простому железу, но не золоту, которое, по поверьям, могло повредить родам.
– Жители Дагестана издавна контактировали с народами Центральной Азии и Казахстана, – рассказывает Лариса Морозова, старший научный сотрудник Южно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея. – Историческая обстановка, вызвавшая сближение и культурное взаимовлияние народов, широкая миграция мастеров обусловили распространение и взаимообмен технологиями изготовления ювелирных украшений и принципов их орнаментации.
Культурный взаимообмен определялся и близостью населения горных районов к одной из ветвей Великого шелкового пути, проходящему через Дербент – древний торговый центр Дагестана. В процессе изучения ювелирных украшений Дагестана этнографы обнаружили ряд параллелей в технологиях и декоративном решении с изделиями Казахстана, Узбекистана, Ирана, Азербайджана.
Самобытные работы даргинских мастеров-ювелиров – амулетницы, металлические пояса, пряжки поясов – имеют аналоги среди казахских национальных ювелирных украшений. Они похожи по технике изготовления и орнаменту, по форме. Общее у них и назначение – украшение-оберег, к примеру, аналогично казахским бойтумарам, которые экспонируются по соседству с даргинскими ювелирными украшениями.
Согласно казахскому этикету ношение ювелирных украшений было обязательным. Отсутствие в женском туалете ювелирных украшений означало траур. С малых лет и всю жизнь украшения сопровождали женщину, оберегали ее от сглаза и болезней. Вместе с тем женские украшения отражали возрастные, имущественные, территориальные различия и выполняли обрядовую функцию.
На даргинских амулетницах, хранящихся в облмузее, на верхней стороне корпуса прикреплены фигурки, изображающие голову петуха. В Центральной Азии и Казахстане, так же как и на Кавказе, особой сакральной силой наделялись некоторые птицы – фазан, петух, павлин. У казахов и кыргызов в почете были филин, ястреб, сокол, беркут. Следы почитания птиц сохранялись в амулетах-украшениях до начала ХХ века.
Скань, зернь в спиральном обводе, штампованные бляшки, декорирование чернью, вставки из камней на дагестанских амулетницах имеют сходство с украшениями, которые были распространены в Западном и Южном Казахстане. Даргинские амулетницы ярко показывают взаимное влияние культур народов, которые контактировали между собой на протяжении веков.