![](/media/uploads/publication2/233/15/233153-image.jpg)
Празднование Нового года в регионе стало для одних опасным для здоровья предприятием, для других – дорогим удовольствием, серьезно бьющим по карману, а для третьих – возможностью хоть немного поправить свое материальное положение.
Несмотря на то, что власти настойчиво рекомендуют гражданам отмечать праздник в кругу семьи, далеко не все из них отдыху в ресторане или кафе предпочитают домашние посиделки возле нарядной елочки.
Вместе с тем карантинные ограничения, связанные с пандемией коронавируса, все так же не позволяют проводить массовые мероприятия с прежним размахом. Об этом напоминает и главный санитарный врач области Байдилда Шыналиев. Согласно постановлению, подписанному им, объектам общественного питания региона разрешается обслуживать посетителей, если зал заполнен наполовину, однако в нем не должно присутствовать более 100 человек одновременно. Кроме того, обязательным условием для посетителей является также наличие «зеленого» статуса в приложении «Ashyq».
Из-за того, что масштабы мероприятий заметно сократились, местные предприниматели, задействованные в этой сфере, признаются что их бизнес переживает сегодня не лучшие времена.
– Безусловно, карантин внес существенные изменения в нашу работу. Примерно 1 год и 7 месяцев мы сидели без дела, – делится организатор праздников Наталья Хан. – К работе мы приступили только в конце октября текущего года. И надо сказать, что поскольку многие до сих пор напуганы опасностью заразиться ковидом, целыми коллективами сейчас практически никто не собирается.
По словам рестораторов, большинство казахстанцев желают приятно провести время в узком кругу или небольшой компании. А когда все происходит именно по этому сценарию, и люди отмечают праздник численностью максимум в 30–40 человек, становится накладным оплачивать шоу-программу. Ведь платить нужно не только за меню и аренду зала, но и Деду Морозу со Снегурочкой, ведущему и танцорам, вокалистам и музыкантам, ди-джею и оператору по свету…
Как отмечает Наталья Хан, некоторые рестораны до сих пор не оправились от вынужденных убытков и не могут позволить себе даже соответствующее оформление сделать или элементарно установить фотозону. Нынешние цены за одно место на новогоднем вечере выросли в среднем до 10–15 тыс. тенге по сравнению с прежними 8–9 тыс., что может позволить себе далеко не каждый. Поэтому в целом снизились как численность гостей, так и количество самих корпоративных вечеров.
– Цены в основном зависят от статуса заведения, места расположения, меню и шоу-программы. Конечно, можно найти и дешевле кафе, к примеру, в микрорайонах, но там, как правило, и соответствующий уровень. Там предлагают и блюда подешевле, что-то исключают из праздничной программы, оформление недорогое либо его вовсе нет и так далее, – проинформировала Наталья Хан.
Собственница одного из таразских агентств, занимающихся организацией праздников, но пожелавшая остаться не названной, согласилась, что карантин негативно отразился на работе, и призналась, что их бизнес, говоря простыми словами, в буквальном смысле «плачет горькими слезами».
– Почти 2 года отсутствия работы дали о себе знать. Ожидалось, что хотя бы в этом году поработаем, но не тут-то было. Несмотря на то, что людям разрешили отдыхать в кафе и ресторанах, сами шоу остались невостребованными, – сетует она. – Не от того, что они стали хуже или менее интересными, а потому что у людей нет денег. Откровенно говоря, они рады и тому, что сегодня есть возможность с минимальными затратами просто посидеть в компании. В лучшем случае приглашают Деда Мороза со Снегурочкой, и на этом все. Что касается танцоров и певцов, то они снова остаются не у дел.
Как известно, главные персонажи Нового года всегда являются желанными гостями в домах, где проживают дети. Заказы на них обычно поступают ближе к празднику. В прошлом году из-за карантина агентство ввело услугу онлайн-поздравления Деда Мороза и Снегурочки, и надо сказать, что она мало кого заинтересовала, поскольку люди привыкли видеть их воочию. Правда, по словам предпринимательницы, было несколько заявок на то, чтобы поздравить детей, которые заболели, – Дед Мороз и Снегурочка общались с ними через окно.
Владелица другого агентства сообщила, что строгий карантин тоже «душил» ее бизнес. Смягчение ограничений, безусловно, улучшило положение, но все же ситуация в настоящее время намного хуже, чем до пандемии.
– Мы проводим небольшие корпоративные вечера и отрабатываем заявки на Деда Мороза и Снегурочку от частных лиц – поздравляем детей в домашних условиях, – отметила бизнесвумен. – Что касается более крупных банкетов, то многие опасаются того, что их планы могут быть в любой момент разрушены, ведь эпидемиологическая ситуация постоянно меняется. Именно отсутствие стабильности предостерегает людей, и они не хотят рисковать. К примеру, сегодня разрешено проводить мероприятия, а завтра могут запретить. Это крайне неудобно.