
Премьер-министру
Казахстан, имея огромный потенциал земельных, водных и трудовых ресурсов, должен был бы стать одним из крупнейших производителей сельхозпродукции, в частности экологически чистой, востребованной во всем мире. Однако в реальности все наоборот: страна импортирует больше половины потребляемых продуктов и не способна обеспечивать себя на все 100% ничем, кроме пшеницы. Сложившееся положение дел в сельском хозяйстве вызывает сомнение в способности обеспечить продовольственную безопасность страны в связи с деградацией и опустыниванием земель сельскохозяйственного назначения, которое достигает от 30–60%, выведением из оборота более 10 млн га пашни, а 27 млн га пастбищ вокруг населенных пунктов полностью выбиты и восстановлению не подлежат. Кроме того, практически не проводятся мелиоративные работы, более 80% парка сельхозмашин морально и физически устарели, система ветеринарно-санитарного контроля не эффективна и хаотично выстроена, а численность поголовья скота и птицы сегодня достигает не более 50–60% к уровню 1990 года. «Успешно» провалена очередная программа по экспорту мяса «Сыбаға», а широко разрекламированные сельхозкооперативы созданы в основном на бумаге.
Как показала практика, многочисленные программы по привлечению специалистов в село оказались неэффективны, в том числе с «Дипломом – в село!». Сегодня на земле катастрофически не хватает специалистов, а село медленно вымирает.
Удручающее положение в аграрной науке, семеноводстве, в переработке сельскохозяйственной продукции, и это только неполный перечень проблем, сложившихся в агропромышленном комплексе.
Кажущаяся высокая государственная поддержка в виде субсидий (183 млрд тенге в 2016 году) на самом деле составляет всего 3% от валового продукта в сельском хозяйстве, что в конечном итоге практически не влияет на конечный результат. В то же время в России субсидии составляют 10%, в Беларуси – 18%, не говоря уже о США, где только на прямое финансирование сельскохозяйственного сектора ежегодно расходуется 50 млрд долларов, а в Японии субсидии рисоводам достигают 700% себестоимости продукции.
Проблема всех аграрных реформ заключалась в том, что все они не были обеспечены необходимыми финансовыми ресурсами, не подготовлены организационно и, как правило, никогда не доводились до логического конца. Сегодня МСХ не занимается решением стратегических вопросов. Принимаемые им меры носят сиюминутный характер, а обозначенные проблемы решаются наспех.
В итоге, что бы Правительство ни делало в этом направлении, результат выходит один – засилье импортных продуктов и повышение цен на наших столах.
Объективная реальность зак-лючается в том, что Казахстан находится в опасной зависимости от импорта продуктов питания. А это ни много ни мало – самая настоящая угроза национальной безопасности.
В этих условиях активизация инвестиционных процессов – главный фактор восстановления и развития агропромышленного комплекса. Одним словом, крестьян нужно реально поддержать не на словах, а на деле. Вместе с тем в стране все еще не созданы условия для притока инвестиций в сельское хозяйство. Инвестиционный климат на селе в целом остается неблагоприятным, а после известных событий, связанных с непродуманной земельной реформой, интерес со стороны иностранных инвесторов окончательно пропал.
Просим рассмотреть возможность разработки «дорожной карты» обеспечения продовольственной безопасности Казахстана на период 2018–2020 годов.
Из депутатского запроса Романа Кима