До последнего пассажира

455
Галина Вологодская, Восточно-Казахстанская область.

Приехали

В прошлом году «Казахстанская правда» рассказала о сложностях, с которыми столкнулась реализация пилотного проекта нового муниципального автопарка в Семее («Тарифные «рифы», 19 августа 2020 года). Напомним: ТОО «Semey Вus» с 49-процентной долей учас­тия государства должно было превратиться в «прозрачное» предприятие с системой элект­ронного билетирования. При этом планировалось, что по его подобию следом будут налажены пассажирские перевозки в Усть-Каменогорске и других городах.

Однако вместо образцового автопарка Семей получил ТОО, увязшее в долгах, и с водителями, бастующими из-за задержек зарплаты.

Сегодня, спустя 8 месяцев, ситуация только усугубилась. Достаточно заглянуть в соцсети – там волна негодования по поводу того, как ходят автобусы, сколько происходит опозданий на работу и учебу, какие деньги приходится платить за такси. Дошло до того, что в конце марта группа депутатов маслихата Семея обратилась к Главе государства с просьбой помочь в решении проблемы с пассажирскими перевозками...

– Ситуация с общественным транспортом – одна из самых острых проблем, – констатировали народные избранники на сессии гормаслихата. – Многие автобусы не соблюдают графики или не выходят на линию, вечером уехать куда-либо проб­лематично, в часы пик людей в салоне, как селедок в бочке.

В первый апрельский день руководство ТОО «Semey Вus» сделало несмешное заявление: предприятие является неплатежеспособным, общая сумма долга превысила 2 млрд тенге. В том числе, по данным акимата области, 1,1 млрд тенге – это долг перед Банком развития Казахстана за оформленный в лизинг подвижной состав из 170 автобусов.

Еще 316 млн тенге – долг по налогам, 347 млн тенге – перед поставщиками коммунальных услуг и частными организациями. Добавим сюда также регулярные задержки по выплате зарплаты, пенсионным, социальным отчислениям...

Единственное, чем объяснил сложившуюся ситуацию директор автопарка Болат Килишбеков – отсутствием субсидий. Эту же мысль в обращении к Президенту РК провели депутаты гормаслихата: соглашением между облакиматом, Банком развития Казахстана и автопарком было предусмотрено субсидирование социально значимых маршрутов. Но дотаций ТОО так и не получило.

В целом в Семее из 42 маршрутов социальными признаны 38! Иначе говоря, они убыточные и требуют дотирования. Из них 24 направления закреплены за ТОО «Semey Bus».

«Существует опасность полной остановки парка, – заявили депутаты в своем письме. – Жизнь города может быть парализована, так как объем перевозок, осуществляемых данным парком, составляет 70% от всей маршрутной сети города».

Как известно, заглядывать в чужой карман – моветон. Тем не менее в ходе брифинга Болат Килишбеков частично раскрыл бухгалтерию автопарка. По его словам, ежедневный доход составляет 4,5–5,5 млн тенге. Примерно половину этой суммы «съедают» ГСМ, остальное уходит на зарплату. В среднем в месяц водитель получает 220 тыс. тенге, некоторые ради заработка берут по 2 смены. Остальные финансовые обязательства и расходы повисают долгом. Вот только один факт: 70 автобусов из 170 единиц всего подвижного состава… простаивают! Им нужен ремонт, а у парка нет денег на запчасти.

– При электронном билетировании доходы автопарка стали прозрачными для акимата, – рассказал директор ТОО. – С июля 2020 года распределением средств занимается городской отдел пассажирского транспорта и автомобильных дорог вместе с ревизионной комиссией. Предприятие получает деньги по фактически перевезенному числу пассажиров. Ситуация сложная. Во многом мы продолжаем деятельность только благодаря помощи частного инвестора, он финансирует статьи по неотложным нуждам.

По его словам, руководство области изначально понимало низкую рентабельность проекта. Поэтому, чтобы убедить частного инвестора, ему пообещали всестороннюю поддержку в виде субсидирования всех убытков перевозчика.

Неэффективный менеджмент?

На днях внеочередная сессия маслихата Семея дала «добро» на выделение из городского бюджета 500 млн тенге для субсидирования 38 социальных автобусных маршрутов. Вроде бы колоссальная сумма. Вместе с тем, по словам руководителя горотдела пассажирского транс­порта и автомобильных дорог Сериккали Жуманова, 3 семейских автопарка заявили о необходимости субсидий на период с 2021 по 2023 год на общую сумму 13 млрд тенге.

Еще раз – 13 миллиардов! Только Semey Bus запросил в текущем году 3,5 млрд тенге на возмещение расходов. Может, горожан перевозят на суперкарах премиум-класса?! Нет, ничего подобного, по городу колесят автобусы обычного вида, местной, к слову, семейской сборки.

Руководство области расценивает создавшуюся ситуацию не иначе как результат неэффективного менеджмента. По словам первого заместителя акима Восточного Казахстана Алмасхана Сматлаева, проект предварительно был просчитан. Специалисты определили годовой пассажиропоток – 57 млн человек, вывели примерную рентабельность. Чтобы снизить кредитную нагрузку на предприятие (4,2 млрд тенге для приобретения подвижного состава), областной бюджет провел софинансирование на сумму 633 млн тенге.

Что в сухом остатке? Непогашенный кредит и желание больших субсидий.

– В начале февраля предприятие попросило на один год 3,5 миллиарда тенге, то есть столько же, сколько стоит весь проект, – отметил замакима. – Плюс они потребовали повысить тариф. В конце того же месяца вновь попросили на субсидирование 773 миллиона, 29 марта – 7,4 миллиарда на 2 года, это в 2 раза превышает сумму лизинга.

Такие вот запросы. При этом в облакимате привели показательный пример: из 140 млн тенге, выделенных в 2020 году на компенсацию за проезд льготников, все 3 семейских предприятия-перевозчика освоили… 5,9 млн тенге. Именно такую сумму подтвердила система электронного билетирования. Остальные средства пришлось вернуть в бюджет.

Также в облакимате озвучили итоги финансового аудита. ТОО «Semey Bus» само у себя арендовало большие автобусы, а также иномарку бизнес-класса, тратило деньги на мебель, оборудование. Выплачивало премии, несмотря на отрицательные экономические результаты...

Словесная дуэль

Послушать местную исполнительную власть – в бедах автопарка виноват он сам. В свою очередь в ТОО «стрелки переводят» на акимат – там за все время не отреагировали ни на один запрос о выделении субсидий. Самое ужасное – хозяйственный, по сути, вопрос перерос в словес­ную дуэль, причем публичную, с брифингами, резонансными заявлениями… Такая культура общения, если это выражение вообще здесь уместно, точно не имеет никакого отношения к президентской концепции «слышащего государства».

Не надо быть экспертом, чтобы понять, насколько несладко сегодня предприятиям-перевозчикам. Этот сегмент, пожалуй, больше других пострадал во время локдаунов и карантинных ограничений. От общественного транспорта как зоны риска отказались многие пенсио­неры, на дистанционный формат­ ушли тысячи сотрудников, больше года по домам учились школьники. Число пассажиров сократилось в разы, автопарки потеряли доход.

Что в такой ситуации может сделать аким – по сути, завхоз города? Может вникнуть в расчеты перевозчиков. Отделить реально необходимые затраты от многомиллиардных «хотелок», которые парки, как любой бизнес, обязательно решат подсунуть под видом утвержденной методики расчета тарифов. Тут уж, как говорится, к бабке не ходи.

Если аким рачительный, он разберется, почему львиная доля новеньких автобусов всего за год вышла из строя и требует ремонта. Тем более что поставщиком подвижного состава является свой же, семейский, автосборочный конвейер. Болеющий душой за город аким встретится с предпринимателями, вместе они найдут компромиссный вариант. Спокойно, в рабочем порядке, без эмоций. Разве не так?

…Однако по отношению к ТОО «Semey Bus» история развивается с точностью до наоборот. Сегодня в областном акимате не отрицают: в связи с огромными долгами возможен арест счетов автобусного ТОО, а значит – паралич всей его деятельности. Для Семея это означает транс­портный коллапс. Стоит заглянуть в соцсети – там вулкан возмущения. Люди так и пишут: «Акимат и автопарк воюют друг с другом до последнего пассажира в городе».

По словам первого заместителя акима Восточного Казахстана, чтобы избежать негативного сценария, с Банком развития Казахстана начались переговоры. Кроме того, исполнительная власть приступила к юридическому анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятия и его нормативно-правовых актов. По итогам анализа вроде и будут приняты решения, как дотировать перевозчика, в каком объеме...

«В апреле планируется выделить второй транш на субсидирование, – дополнительно пояснили в облакимате. – Заявка уже направлена в Министерство индустрии и инфраструктурного развития, в Комитет транспорта».

Популярное

Все
В Байсеите родились герои Бреста
«Мы с прошлым кровно связаны судьбой...»
От брони до боеприпасов
Вася-казах
Подвиг на все времена
Книгу о ветеране выпустили с помощью ИИ
Защищали Отечество, спасая раненых
В 1940-е Гурьевская область была на военном положении
Имя казахстанца увековечили на Орловщине
В Семее открылась выставка «Ерлік – елге мұра, ұрпаққа ұран»
Диорама расскажет о былом
Спасибо, ветераны, за Победу!
Они освобождали Европу
Токаев поздравил казахстанцев с Днем Великой Победы
Отцу не было и восемнадцати
Детство, опаленное войной
Ищем ровесников следы…
Незабываемые огненные годы
На медицинской передовой
Забота о ветеранах – приоритет социальной политики государства
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Нацгвардия МВД РК отметила 80-летие Победы масштабной патриотической акцией
США и Украина подписали соглашение о природных ресурсах
Какие национальности проживают в Казахстане
На Землю падает советская межпланетная станция «Космос-482»
Израиль запросил международную помощь в тушении лесных пожаров
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
Поэты Карагандинской области презентовали в Астане альманах «Летят по небу журавли Победы»
Актау станет международным курортом
В Астане за нахождение вне жилища после 23.00 задержано более тысячи несовершеннолетних
Дату последнего звонка перенесли в школах Казахстана
80 лет подвигу Рахимжана Кошкарбаева
Как будут работать ЦОНы и спецЦОНы в праздничные дни мая
Школьники реконструировали историю освобождения концлагеря
Краснокнижный снежный барс вновь попал в объектив фотоловушки на Алтае
Американец в течение 18 лет вкалывал себе яд змей
Праздник музыки: более 30 мероприятий пройдет в рамках международного фестиваля «Опералия»
Трамп уволил советника по национальной безопасности Майка Уолтца
Современные технологии для защиты от паводков применяют в СКО
Самый отдаленный район Жамбылской области получит новый импульс развития
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
Инновационный завод в Мангистауской области: от науки к практике
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны
Ответственность за «овербукинг» вводят в Казахстане
Личный состав Нацгвардии перешел на летнюю форму одежды
Пятитомник «Каныш» – академическое собрание трудов первого президента Академии наук Казахстана
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безопасная дорога»
В лицее Шымкента хотели закупить 45 тысяч пачек бумаги на 90 млн тенге
Акмолинец выехал на встречную полосу прямо перед полицейскими
Ставить и достигать цели
Начато возведение крупного металлургического завода
Около 2 тысяч казахстанцев получили спецвыплату за вредные условия труда
Почему огородик в Шымкенте стал дороже сайрамского гектара?
Концерт Дженифер Лопес в Астане – стоимость и правила продажи билетов
Полководец. Писатель. Патриот
Правительство определилось с суммой порога по НДС, и это не 15 миллионов
Если звезды зажигают, то это кому-нибудь нужно
Казахстан в ЕАЭС: достижения и ожидания
Боевой путь пулеметчика

Читайте также

В Комитете госдоходов подвели итоги запуска таможенной инфо…
Казахстан – Вьетнам: новая веха в истории отношений
В ЗКО с начала года от укусов бродячих собак пострадало 376…
На страже независимости, мира и территориальной целостности…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]