Дорогой жизни

2428
Наталия Портнягина

Восемьдесят лет прошло со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Подвиг его жителей и защитников стал символом стойкости и мужества советских людей.

фото предоставлено организаторами мероприятия

Блокада Ленинграда, продолжавшаяся 872 дня, – одна из самых страшных глав в летописи Великой Отечественной войны. В сентябре 1941 года немецкие войска замкнули кольцо вокруг города на Неве. На разных участках Ленинградского фронта, внут­ри блокадного кольца вое­вали и казахстанцы. В составе войск Ленинградского стратегического направления сражались девять казахстанских дивизий и бригад, четыре полка и отдельный батальон – треть всех казахстанских формирований. Воины-казахстанцы участвовали в освобождении 22 населенных пунктов области, принимали участие в обеспечении связи осажденного города с Большой землей по Дороге жизни.

Одним из шоферов Дороги жизни был призванный из Приуралья Рахимжан Укасов. В этом году ему исполнилось бы 110 лет. В ознаменование этого юбилея и 80-летия со дня полного снятия блокады Ленинграда в селе Дарьинское района Байтерек сотрудниками Мемориального музея М. Шолохова был организован Урок мужества и патрио­тизма «На Дороге жизни». Почетными гостями мероприятия стали дети, внуки и правнуки Рахимжана Нугмановича, которые поделились воспоминаниями о легендарном предке.

До войны семья Укасовых, спасаясь от голодомора, переехала из отдаленного Тайпакского района Приуралья в Башкирию. Рахимжан, окончив училище, работал в одном из крупных совхозов. Старательного молодого механизатора вскоре назначили бригадиром. В 1939-м Укасовы вернулись на родину. В колхозе за Рахимжаном закрепили полуторку, на которой он ударно трудился до самого призыва осенью 1940 года. Он служил в Литве, в автобатальоне. До границы с Германией от его части было несколько десятков километров.

Первую военную путевку Рахимжану Укасову выписали в шесть утра 22 июня 1941 года – нужно было доставить противогазы на передовую. Только через несколько дней он смог попасть в свой батальон, где его уже считали погибшим.

Потом были дороги Ленинградского фронта. В конце сентября немцы захватили Шлиссельбург, прекратилось сухопутное сообщение Ленинграда со страной. 851-й батальон, где служил ефрейтор Укасов, включили в специальное автомобильное формирование, доставлявшее грузы в осажденный Ленинград. На льду Ладожского озера, на той самой Дороге жизни, ежедневно рисковали жизнью порядка 600–700 водителей.

Один раз Рахимжан все же попал в водную яму. Сам успел выпрыгнуть, но машина с грузом ушла под лед. Когда ее вытащили, снова сел за руль. Его считали лучшим водителем, отправляли на самые сложные задания. Укасов награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени, многими медалями. Но ветеран всегда особо дорожил одной – «За оборону Ленинграда».

Фронтовая газета «Удар по врагу» писала, что за три года по Дороге жизни он проехал 139 тыс. км и перевез 7,5 тыс. тонн грузов. После снятия блокады ефрейтор Укасов еще некоторое время перевозил грузы к линии фронта, а после получил приказ сдать машину – как отработавшую свой срок. Солдатам, принимавшим ее, он рассказывал о своем ЗИСе как о боевом товарище: как вместе в срочную, а после всю войну вдвоем. Бойцы посоветовали Рахимжану записать все это на бумаге: фронтовой путь, фамилию, откуда родом и оставить это послание под сиденьем. Попадет машина в какое-нибудь село, узнают ее историю и будут относиться к ней бережно. Так тогда и сделали.

После победы Рахимжан Нугманович вернулся в Приуральный район, работал шофером. В августе 1985 года попал в руки ветерану номер газеты «Красная звезда». В небольшой корреспонденции рассказывалось о военно-историческом музее и, в частнос­ти, о том, что на постаменте его смотровой площадки установлен фронтовой автомобиль «ЗИС-5» Д-2 50-52, который проработал на ледовой трассе всю блокаду. Известен его водитель – ефрейтор Укасов. В материале работники музея просили боевого шофера или его родных откликнуться.

Конечно, он написал, а позднее и побывал там. Долго стоял возле постамента, и перед глазами вновь проносились дороги войны. Хорошее состояние машины и оставленное послание определили ее судьбу. И сегодня она – в числе экспонатов музея «Дорога жизни» в Санкт-Петербурге.

Сотрудниками музея М. Шолохова были подготовлены выставки «Салют над Невой» – об истории освобождения Ленинграда и «Өмір жолында» – о Рахимжане Укасове. Среди документов и личных вещей – его портрет, нарисованный углем на танковом брезенте. Белыми нитками вышита дата – 9 мая 1945 года. Его нарисовал неизвестный автор специально для большой автомобильной выставки, приуроченной ко Дню Победы и прошедшей в Финляндии. Портрет долгие годы висел в доме ветерана войны.

Отдавая дань памяти Рахимжану Укасову, по инициативе Генерального консульства России в Уральске в настоящее время о нем снимают документальный фильм, работа над которым завершится к Дню Победы.

Популярное

Все
Особому городу – особый статус
Сто спасенных жизней
Объединить усилия
Время людей труда
Представлен проект визит-центра в урочище Бозжыра
Фильм о Туркестане снимет турецкая компания
Чтобы техника вовремя вышла на поля
Первый тур Премьер-лиги посетили 42 353 зрителя
В Алматы прошел очередной этап Кубка мира по фристайлу
Как избавиться от долгов и открыть свой бизнес
В столице готовятся к паводковому периоду
Волонтеры поддержали ветеранов
Права инвесторов защищает государство
Казахстан и Марокко расширяют взаимодействие
До новой школы
Оштрафованы за продажу насвая
Дороги дружбы
Картофельный хлеб
Выигран малый чемпионат мира
Независимость, свобода, суверенитет
Актау будет расширяться вдоль побережья Каспия
Новая услуга появилась в мобильном приложении eGov Mobile
Закон и порядок должны быть аксиомой жизни
Казахстанцы всё чаще жалуются на китайский автопром
Премьер: Необходимо сократить расходы, лишние структуры через цифровизацию
Принять, адаптироваться и научиться правильно реагировать
Как молодой алматинец поехал покорять Америку
В Астане наградили самых законопослушных водителей
Что написано пером
Совбез ООН принял американскую резолюцию по Украине
Разрешить продажу пива на АЗС предлагают в Казахстане
Топливо, энергия и карбонизация
«Кайрат» в третий раз стал обладателем Суперкубка Казахстана
Овечкин вплотную приблизился к «вечному» рекорду Гретцки
Мопеды: теперь только по правилам
Трамп анонсировал введение пошлин на автомобили и товары из ЕС
Молодые ученые на особом счету
Ситуация может повториться
«Не сделал должных выводов»: шесть лет тюрьмы получил житель Акмолинской области
В ожидании рекордного подъема воды
Возврат к историческому времени
«Проблема из пальца высосана»: вице-министр – о прогреве автомашин более пяти минут
Астана переходит в «умный» режим
Печальное событие произошло в семье Баян Алагузовой
Сколько пенсионеров в Казахстане и какую пенсию они получают
Сбежавшего от полиции водителя привлекли к ответственности по 8 статьям в Таразе
Ученые исследовали происхождение казахских собак породы тобет
Инфляция в Казахстане: в какой области растут цены
Бизнес в Семее сетует на бесконтрольное повышение тарифов
История Каргалинского клада: в 1939 году республику взбудоражила весть о находке клада с золотом
Северный Казахстан демонстрирует успехи в АПК
Уникальный ясли-сад с соляной шахтой открылся в городе Сатпаеве
В Атырау запланирована реконструкция центрального моста
Правила организации и проведения техосмотра изменили в Казахстане
Сносить нельзя оставить
Кызылординский «Кайсар» будет играть без легионеров
На грани закрытия оказались частные детсады Петропавловска
Пешком и без денег путешествует Аскар Серикпаев
Аким области Абай призвал бизнесменов вкладывать инвестиции в Семей
Мария Мудряк выступит с концертом в Павлодаре

Читайте также

До 10 000 военнослужащих могут обеспечить войска правопоряд…
Обеспечить работой, повысить благосостояние граждан
В приоритете – здоровье матери и ребенка
В Жетысу газифицируют 63 населенных пункта

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]