Достаточно знать сто слов, чтобы начать говорить на государственном языке

7479
Любовь Доброта

Так утверждает учитель специализированной гимназии № 8 им. М. Х. Дулати с обуче­нием на трех языках города Шымкента Кунсулу Алшынбаева. Педагог с 30-летним стажем делится с «КП» своим видением ситуации с обучением казахскому языку детей в школах, дает советы, как заговорить на государственном языке, размышляет о роли родителей в этом процессе.

– Кунсулу Тасполатовна, кто повлиял на Ваш выбор будущей профессии?

– Мои старшие сестры, а их три, выбрали профессию учителя. Их пример всегда был у меня перед глазами. Мой класс­ный руководитель Базарбай Сегизбайулы был прекрасным учителем казахского языка и литературы. С полной ответственностью могу сказать, что знания, которые мы получили в школе, стали крепким фундаментом всей жизни.

Я принимала участие во многих конкурсах по этому предмету, занимала призовые мес­та. Вообще, казахский язык и литература были любимыми предметами. Мама тоже поддерживала мой выбор, считая, что учитель – лучшая профессия для девочек. Моя профессия мне нравится, а работать в таком замечательном образовательном учреждении, как гимназия № 8 им. М. Х. Дулати, – для меня гордость.

– Вы – авторитетный педагог, обладатель квалификационной категории «Педагог-исследователь». Какими своими успехами особо гордитесь?

– К достижениям можно отнести высокие баллы, которые получают мои выпускники на ЕНТ по казахскому языку. К сожалению, казахский язык в русских классах сейчас исключен из ЕНТ. На мой взгляд, это неправильно.

Горжусь тем, что мои ученики участвуют в различных олимпиадах и конкурсах и становятся победителями. Так, в 2017 году на областной предметной олимпиаде моя ученица Шаназарова Шахноза заняла 2-е место. В 2018 году на той же олимпиаде Дадаметова Дильноза заняла призовое 3-е место.

В 2019–2022 годах на респуб­ликанской олимпиаде среди представителей других нацио­нальностей «Язык – символ независимости государства» Кирилл Иванов получил дип­лом 3-й степени, Абильхан Вершинин – диплом 1-й степени, Шухрат Бахадыров – диплом 1-й степени, Сархан Нагиев – дип­лом 1-й степени, Адия Райм­кул – диплом 1-й степени. В прошлом учебном году на областном этапе республиканского конкурса научных проек­тов среди учащихся 8–11-х классов Куралай Абдукерим заняла 1-е место. Тогда же в городском конкурсе эссе на тему «Ахмет – Ұлт ұстазы», посвященном 150-летию Ахмета Байтурсынулы, ученица 11-го класса Айана Дасибек получила диплом 3-й степени. В текущем учебном году в конкурсе научных проектов ученица 10-го класса Енлик Байназар заняла 3-е место. Таких учеников много, и всех просто не перечислить.

С 2018 года я являюсь обладателем квалификационной категории «Педагог-исследователь». Последние пять лет работала над научно-методической темой «Повышение функциональной грамотности учащихся с привлечением к творческой и поисковой работе». Сама по себе она предполагает участие школьников в городских, областных, республиканских олимпиадах, конкурсах научных проектов. Мои дети принимают участие в творческом конкурсе «Жас қаламгер», в конкурсах эссе.

В этом году я заняла 3-е мес­то на городском этапе Респуб­ликанского фестиваля педагогических идей. В областном конкурсе «Лучший педагог предметной олимпиады-2020» заняла 2-е место. Ежегодно участвую в дистанционной предметной олимпиаде казахстанских учителей, являюсь обладателем дипломов 1-й, 2-й, 3-й степеней. Были ранее и другие победы.

– Кунсулу Тасполатовна, на Ваш взгляд, что самое важное в обучении казахскому языку?

– Необходим достаточный словарный запас, должен быть лексический минимум, надо знать грамматику. Считаю, что для хорошего владения любым языком и правильной разговорной речи учащемуся необходимо прежде всего изо дня в день пополнять лексический минимум. При обучении казахскому языку учащиеся должны иметь достаточный словарный запас, уметь правильно использовать словообразование, знать виды спряжений и суффиксы.

Это необходимая база для того, чтобы правильно составлять предложения. Поэтому основное внимание на уроках я уделяю усвоению необходимого словарного запаса, составлению предложений, порядку расположения слов.

Важно, чтобы ученик общался на казахском языке как на уроке, так и во внеурочное время. Наиболее активно при этом используются базовые слова казахского языка. Думаю, что на их основе должны быть разработаны учебные пособия и учебники. Из отдельных слов, входящих в лексический минимум, необходимо сначала подготовить словосочетания, предложения, а только потом тексты.

Систематическое изучение казахского языка следует начинать с первых ста слов, постепенно увеличивая их до девятисот. Такого словарного запаса достаточно, чтобы начать бегло разговаривать. Это самый важный фактор в обучении языку.

Что мы имеем на практике? Сейчас такие лексические минимумы практически не определены. Более того, в учебниках встречаются слова, которые в повседневной разговорной речи вообще не употребляются или употребляются крайне редко. Я абсолютно уверена, если мы не сможем сформировать обязательный лексический минимум, то и дальше будем допускать пробелы в обучении казахскому языку. Вместо этого учебники и учебные пособия изобилуют ненужным грамматическим материалом.

Поскольку моя научно-методическая тема – «Повышение функциональной грамотности учащихся через привлечение к научно-исследовательской и творческой работе», то почти на каждом уроке я стараюсь давать детям больше исследовательских заданий, а также упражнений, направленных на творческую работу.

– Какие методы и приемы Вы используете на своих уроках для повышения функцио­нальной грамотности учащихся?

– Функциональная грамотность является ключевой основой формирования универсальных учебных действий. В широком значении они озна­чают умение учиться. Этот комп­лекс навыков и компетенций необходим школьнику для жизни в мире будущего. Моя задача как учителя – помочь учащемуся подготовиться к ней. Я это делаю при помощи различных типов заданий, которые считаю целесообразным использовать на уроках казахского языка.

Их много. Это задания на определение различных тематических, междисциплинарных, критических связей, организация интересных бесед, сценических представлений. На уроках прак­тикую научно-исследовательскую работу. Например, поиск в Интернете, на других ресурсах информации по любой новой теме, сбор дополнительных данных, их анализ, организовываю дискуссии по этой теме.

При изучении казахской литературы хорошо себя зарекомендовала подготовка рефератов о жизни и творчестве великих казахских поэтов и писателей. Они становятся предметом коллективного обсуждения методом вопросов и ответов.

Ученики готовят презентации на разные темы, защищают свои труды. Всегда интересна работа с плакатом, рисунками, поиск по заданным темам и передача данных через групповую работу.

Естественно, важным при изучении языка и литературы является написание небольшого текста, рассказа, эссе, сочинения, статьи, изложения или диалога. Применяем анализ и сравнение художественного произведения, самостоятельное творческое продолжение представленных фрагментов текста. Приемов много, всех не перечислить, да и нет в этом необходимости. Главное – заинтересовать учеников, вовлечь в процесс, что уже само по себе пробуждает в них желание получать новые знания, говорить на казахском языке, расширяя лексический ряд.

– Как Вы считаете, изменилось ли отношение к обу­чению казахскому языку со стороны детей и родителей?

– Да, со стороны детей несколько меняется подход к обучению. Растет качество знаний учащихся, мы вовлекаем их в читательские конференции по казахскому языку, мероприятия, связанные с казахскими традициями, литературные вечера. Школьники принимают участие в предметных олимпиадах, интеллектуальных олимпиадах, республиканской олимпиаде для представителей других национальностей «Тіл – мемлекет тәуелсіздігінің тірегі», республиканских конкурсах научных проектов «Зерде». Для нас это – большой показатель.

Хотя большинство родителей моих учеников – русскоговорящие, с их стороны также наблюдаю положительные изменения. Не буду скрывать, их больше беспокоит то, что дети сдают государственный экзамен после окончания 9-го и 11-го классов. Известие о том, что теперь ежегодно, начиная с 5-го класса до окончания школы, будет проводиться экзамен по казахскому языку, настроило родителей на серьезную подготовку. В беседе с ними разъяс­няю, что необходимо начать говорить на казахском языке в семье, ставить на первое место государственный язык.

– И все же не в каждой семье есть возможность погрузить ребенка в языковую среду. В таких случаях вся надежда на школу. И тут часто приходится слышать от родителей претензии к педагогам. Насколько они обоснованы?

– Вопросы продуктивного преподавания казахского языка в стенах школы регулярно обсуж­даются на педсоветах, методических советах. Повышаются требования к учителям-предметникам. В частности, ставится задача повышения качества знаний учащихся, их участия в предметных олимпиадах, конкурсах и олимпиадах различного уровня, участие в проекте READx, читательских конференциях. Согласно плану эта работа ведется систематически.

Сейчас по программе «Казахский язык и литература» в классах с русским языком обучения отводится три часа в неделю. Думаю, необходимо выделить их в отдельные предметы. Я не одна так думаю: мои коллеги придерживаются этой же точки зрения.

Первое, что нам нужно сделать, – это поработать над учебниками. Состояние учебников не очень хорошее, будь то в казахских или в русских классах. А ведь это самый важный инстру­мент для обучения. Сейчас же в учебниках нет абсолютно никакой последовательности, грамматика казахского языка преподается хаотично. Например, на одном уроке дается одна тема из морфологии, на следующем – одна тема из синтаксиса, далее следует пунктуация. Что может понять ученик из этих правил? В учебнике каждая область казахского языка должна подаваться последовательно, только тогда можно рассчитывать на успех изучения.

Если мы не будем заниматься грамматикой, уровень грамотности учащихся также снизится. Вот почему в учебной программе должно быть отведено место традиционным диктантам и изучению правил.

После того как литературу смешали с преподаванием языка, пострадала методика преподавания: она сильно нарушена. В разделе «Казахская литература в классах с русским языком обучения» берутся только отрывки из произведений. Читая только отрывок «без головы и без ног», невозможно полностью изучить, понять произведение. Например, учебники английского языка хвалят учителя-предметники: есть последовательность в грамматике, содержится инте­ресный материал, по этим материалам систематически рассматриваются грамматические задания. К сожалению, не могу этого сказать об учебниках казахского языка.

Также учителям казахского языка необходимо модифицировать методы проведения уроков, чтобы они стали более интересными. Интерес учащихся к предмету зависит от формы урока, подготовки учителя, подбора интересных заданий.

Из многолетнего опыта работы вижу, что ребенок, который хочет изучить казахский язык, может овладеть им. В 2021 году на республиканской предметной олимпиаде ученица 10-го класса Алина Бахтыбеккызы заняла 2-е место. На каждом уроке я с удовольствием наблюдала ее интерес к казахскому языку, хотя она не казашка по национальности. Это увлечение поддерживает семья, что уже само по себе доказывает – многое зависит и от родителей.

Важнейшая фигура в процессе обучения – учитель. Он прежде всего должен хорошо владеть казахским языком, методикой обучения, быть в непрерывном поиске. Чтобы преподавать в русской школе, нужно иметь специальный диплом, а сейчас найти такого учителя сложно. В русские классы принимают на работу учителей, имеющих специализацию «Учитель казахского языка в школах с государственным языком обучения». А поскольку их методика не предназначена для русской школы, возникают различные сложности. Думаю, на это следует обратить пристальное внимание. Такие учителя должны проходить пос­тоянную квалификационную переподготовку.

– Как Вы думаете, почему за 30 лет независимости мы, казахстанцы, так и не заговорили повсеместно на казахском языке?

– Очень актуальный вопрос и одна из самых важных государственных проблем. Конкретных требований к овладению казахским языком не предъявляется. В каком еще государстве проводятся собрания, важные мероприятия на другом языке? Нет таких. Вот где кроется проблема. Большинство государственных служащих говорит по-русски, не стремится овладеть казахским языком из-за отсутствия четких требований. Какой язык им спод­ручнее, на таком и говорят. Претензий к ним со стороны общества особых нет. Там, где сидят сто казахов и с десяток представителей других нацио­нальностей, мы общаемся на русском языке.

Настоящее воспитание, основа родного языка, закладывается в семье, начинается с родителей. Не зря казахские пословицы гласят: «Ұяда не көрсең, ұшқанда соны ілерсің», «Өзге тілдің бәрін біл, өз тіліңді құрметте», что означает «Изу­чайте все другие языки, но уважайте свой родной язык».

Популярное

Все
Доверчивых граждан заманивают невесть откуда взявшимися посылками
Волшебный голос Санат
Работа усилена, но проблема остается
Восточный путь Турсуна Султанова
Керлингисты испытали столичный лед
Поставили на счетчик
Цифровой гайд для пресс-секретарей
В регионе острый дефицит специалистов в сфере спорта
Добро, жизнелюбие и традиции
Человек, который шел вверх
Взорвался газ
Александр Бойко: «Музыка продлевает жизнь»
ДТП с длинномером
Чайка на мусорной сцене
Парк обрел дурную славу
Новая архитектура поддержки малого бизнеса
Рецепт успеха, или Как создаются кулинарные легенды
Кем быть?
Спасатели заселяют капсульные дома
​​​​​​​Указ Президента Республики Казахстан О Косанове Д. Ж.
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
В Уральске реконструируют набережную
Назначен новый министр обороны Казахстана
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
«Умный» дым: Петропавловская ТЭЦ-2 запускает трубу с системой мониторинга
Я – жертва и живой свидетель массового голода
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Структурная реформа в футбольном судействе даст свои плоды
В Петропавловске прохожим в честь праздника раздавали флаги
Дожди с грозами снова придут в Казахстан
Служебные квартиры и новую технику получили актюбинские спасатели
Десятое дыхание
Новый виток развития железнодорожного сектора
Дело Шерзата: когда суд огласит приговор
Новые технологии кардинально меняют подходы
Настоящая инклюзия – это когда ребенок чувствует себя нужным, важным и любимым
Здесь началась дорога в космос
Служебные собаки Нацгвардии отличились на международной выставке
В Казахстане резко изменится погода
Железные дороги – национальное достояние и стратегический актив страны
Трассу Жезказган – Петропавловск начали капитально ремонтировать в СКО
Будущее – за цифровыми активами
Блогеров арестовали в Астане за неудачную шутку в лифте
Семья – духовный код нации
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Три междугородних автобуса арестовали на трассе в Акмолинской области
Жару сменят дожди в Казахстане
Аэропорт Уральска увеличивает количество рейсов
Впервые в Атырауской области для борьбы с саранчой задействуют беспилотники
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана
Директор и бухгалтер школы в Шымкенте осуждены на 8 лет каждый
Около 60 тысяч га рисовых полей Кызылординской области выравнили лазерным планировщиком
Гвардеец из Астаны стал героем соцсетей после трогательного поступка на параде
Тайны городского парка
Объявлен обладатель «Золотой бутсы» сезона 2024-2025
У адвоката – особый статус в системе правосудия
Миллионы литров воды ежедневно утекают из-за нарушений в Жамбылской области

Читайте также

Республиканское совещание по вопросам защиты прав детей про…
Контейнерный терминал в Поти расширяет транзитные возможнос…
Спасатели заселяют капсульные дома
Во благо подрастающего поколения

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]