Драйвер мультимодальности

460
Он будет пролегать через всю территорию нашей страны и позволит осуществлять беспрепятственный транзит грузов из Азии в Европу и обратно. Это намного короче пути через океан, сближает наши народы и дает безопасность, потому что нам всем выгодна стабильность тех государств, через которые проходят эти трассы. Транспортная артерия даст импульс развитию производства во всех странах».
Эта идея закреплена в «Плане нации – 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ Главы государства Нурсултана Назарбаева».
«Шаг 65. ИНТЕГРАЦИЯ КАЗАХСТАНА В МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРАНСПОРТНО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ПОТОКИ. Запуск проекта по созданию МУЛЬТИМОДАЛЬНОГО ТРАНСПОРТНОГО КОРИДОРА «ЕВРАЗИЙСКИЙ ТРАНСКОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ КОРИДОР».
В целях научного обоснования этой инициативы Главы государства учеными КазНАЕН с участием АО «Научно-технологический центр «Парасат», а также с учеными России, Китая, США, Канады и других стран, в рамках VIII АЭФ была проведена панельная сессия «Устойчивое развитие евразийского энергетического, транзитного и водного потенциала». На ней были обсуждены первые результаты по реализации целевой научно-технической программы «Научно-техническое обоснование максимально возможных вариантов евразийского транзита через территорию Казахстана», в которой преду­смотрено научно-техническое обоснование создания в Кас­пийском море международного морского хаба, способного обеспечить Казах­стану выход в мировой океан и максимально реализовать воднотранспорт­ный потенциал евразийского транзита через территорию страны. Зал, в котором проходила панельная сессия, не вместил всех желающих участвовать в ее работе, и была подключена трансляция в соседний зал.
Президент Нурсултан Назарбаев неоднократно поднимал на высшем уровне предложение о строительстве канала «Евразия» (Каспий – Черное море) с целью расширения транзитного потенциала в интересах Казахстана, России, Китая и стран Прикаспийского региона – Туркмении, Ирана, Азербайджана.
В 2007 году на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме Глава государства сказал: «Мы нуж­даемся в различных маршрутах: естественно, эти товары – нефть и газ – пойдут по тем маршрутам, которые окажутся экономически выгодными для нас. Знаковым проектом в связи с этим может стать строи­тельство нового судоходного канала «Евразия» от Каспийского моря к Черному морю. Этот канал стал бы мощным коридором выхода всей Центральной Азии к морям через Россию».
Его поддержал Президент Российской Федерации В. Путин: «Появление нового канала не только даст выход прикаспийским государствам в Черное и Средиземное моря, то есть в Мировой океан, но и качественно изменит их гео­политическое положение, позволит стать морскими державами».
Будучи Президентом Российской Федерации, Д. Медведев также поддержал этот проект: «Я думаю, что у этого проекта хорошие перспективы, потому что нам необходимо развивать инфраструктуру и думать о том, каким образом будут осуществляться коммуникации с учетом роста товарооборота экономик. Идея Нурсултана Назарбаева о реанимации этого проекта возник­ла очень своевременно».
Ученые КазНАЕН разрабатывают модель максимально возможного варианта евразийского воднотранспортного транзита через территорию Казахстана с учетом этого канала и возможного строительства иранского канала Каспий – Персидский залив.
За основу этой модели планируется взять, наряду с аналогичными инициативами Казахстана и России, инициативу лидера КНР Си Цзиньпина «Экономический пояс Шелкового пути», которая, как сказал Глава государства, «впервые была озвучена в Астане. Мы одними из первых поддержали эту инициативу и уже вносим свою лепту».
За последние годы в стране многое сделано для реализации этой цели и, в частности, по поручению Главы государства по усилению мощнос­ти порта Актау. В 2014 году общий объем перевозок через порт Актау составил 10,3 млн тонн. Завершается строительство Актауского морского северного терминала, что увеличит мощность порта на 3 млн тонн. Завершение строительства объектов первого этапа сухого порта СЭЗ “Хоргос – Восточные ворота” запланировано на июнь 2015 года.
Реализуется программа развития международного пограничного перехода Достык – Алашанькоу, пропускная способность которого возрастает с каждым годом, и к 2014 году грузопоток достиг 23 млн тонн в год.
В 2014 году введен в эксплуатацию участок Жезказган – Бейнеу, что открыло прямое железнодорожное сообщение Достык – Актау. В том же году введена в эксплуатацию железная дорога из Актау в Иран. Планируется строительство узкоколейной скоростной магистрали Хоргос – порт Актау.
В нынешнем году будет завершено строительство казахстанского участка автострады Западная Европа – Западный Китай.
Как отметил на VIII Астанинском экономическом форуме Глава государства: «Нашим первым крупным проектом является строительство казахстанского участка автомобильной магистрали Западная Европа – Западный Китай протяженностью 2 700 километ­ров. Данные работы мы завершим в этом году. Ожидается, что объем грузопотока на казахстанском участке составит до 30 миллионов тонн в год. Трасса свяжет не только Китай, Казахстан, Россию и Европу. Доступ к ней получат страны Центральной Азии – Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан».
Участники панельной сессии «Устойчивое развитие евразийского энергетического, транзитного и водного потенциала» предлагают дополнить уже сделанное в стране по развитию железнодорожного и шоссейного транзита научно обоснованными расчетами по воднотранспортному транзиту с максимальными возможностями использования порта Актау для выхода в Мировой океан.
В Стратегии «Казах­стан-2050» определены конкретные цифры казахстанского транзита к 2050 году. Это увеличение транзитных потоков в 10 раз. Если в 2012 году транзит через территорию Казах­стана составлял 17,8 млн тонн, то к 2050 году эта цифра достигнет 180 млн тонн. При увеличении казахстанского транзита в 10 раз возникнет необходимость использования наиболее дешевых его вариантов, а водный транспорт – самый дешевый. Ученые КазНАЕН разрабатывают обоснование доли общего транзита через территорию Казахстана, которую будет выгодно направить в Европу воднотранспортным путем через канал «Евразия». С этой целью проведен анализ инициативы Китая «Один пояс, одна дорога», которую Председатель КНР Си Цзиньпин предложил реализовать странам БРИКС – России и Индии.
Как подчеркнул Глава государства на VIII Астанинском экономическом форуме: «Существующие морские торговые маршруты не могут удовлетворить растущие потребности международной торговли. Уже сегодня объем торговли между КНР и ЕС составляет почти 600 миллиардов долларов, и, по прогнозам, к 2020 году он увеличится до 800 миллиардов долларов. Поэтому большое значение для растущей Азии играет развитие сухопутного маршрута в Европу. И в этом мы видим для себя новые возможности».
Если сегодня товары из Китая в страны ЕС доставляются морским путем, огибая Азию, через Суэцкий канал за 45 дней, то время их комбинированного сухопутного и водного транзита через территорию Казахстана по трассе Хоргос – порт Актау – канал «Евразия» и далее через Черное море составит всего 10–14 дней. При строительстве узкоколейной скоростной магистрали Хоргос – порт Актау этот срок сократится еще на 2–3 дня.
Исследований по воднотранспортному транзиту через территорию Казахстана в стране пока еще не было, и ученые КазНАЕН проводят их на основе евразийского сотрудничества с привлечением ученых России, Китая и других стран Евразийского континента.
В нынешнем году КазНАЕН провела переговоры с генеральным директором крупнейшей китайской гидротехнической компании «Синогид­ро» Лянь Цзюнем о научно-техническом сотрудничестве в развитии евразийского воднотранспортного транзита и подписан «Протокол о намерениях». Генеральный директор филиала этой компании в Казахстане гос­подин Ван Чжунпань выступил на панельной сессии с док­ладом о перспективах сотрудничества Казахстана и Китая в области гидротехнических сооружений.

Нуралы Бектурганов, первый вице-президент Казахстанской национальной академии естественных наук (КазНАЕН), научный консультант АО «Научно-технологический центр «Парасат»

Популярное

Все
Школьный бухгалтер осужден на восемь лет
Неудачи наших клубов в Европе приобрели системный характер
Как собкор «Казправды» в армию «сходила»
Придомовая территория стала уютным двориком
Превращая мусор в… киловатты
В атбасарском ТОО «Аждар и К» внедрят новую линию
Почему затягивается строительство школ?
В больнице скончались четыре металлурга ферросплавного завода
Развитие волонтерства – стратегическая задача
Чудом считает семья Тасеновых свой переезд в новый микрорайон
С заботой о многодетных
Яблоневый сад во дворе школы
Нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 26 июля 2024 года № 50-НП
Танцевальный марафон на Сабантуй
Спорт объединяет нацию
«Экологическая культура должна развиваться, а объемы переработки быть соразмерными темпам потребления»
Не кровные отобрали, а положенное!
Заседание генпрокуроров
Предстоит серьезное разбирательство
Большая Малышка быстро восстанавливается после паводка
Возвращение к истокам: как отметили праздник Сабантуй в Астане
Состоялся технический пуск Шатыркольской горно-обогатительной фабрики
Представлена концепция развития искусственного интеллекта
«Цифра» на службе у недропользователей
Растет картофель для столицы
С начала лета с территории заповедника «Бурабай» вывезено 152 тонны мусора
Состоялся областной конкурс школьников «Менің шежірем»
Популярное место отдыха шымкентцев возвращается в государственную собственность
Кто в ответе за чистоту?
В экологических мероприятиях приняли участие свыше полумиллиона жителей региона
Стал уютным заброшенный пляж
Снижается заболеваемость коклюшем и корью
На ферросплавном заводе в Караганде пострадали 8 рабочих
Сянь Синхай и Бахытжан Байкадамов: дружба, которая не ведает границ
Глава МВД открыл новое здание отдела полиции в Туркестанской области
Токаев поздравил президента Руанды с переизбранием
В Шымкенте постоянно отодвигают сроки реконструкции базаров
Глобальный сбой в работе IT-систем нарушил работу банков, СМИ и авиакомпаний по всему миру
До 5-х Всемирных игр кочевников осталось 50 дней
В Англии ищут главного тренера сборной по объявлению
Шымкентский водоканал, признанный лучшим в стране и СНГ, может стать полностью частным
Строительные рынки переезжают за город
Эпос «Едиге» и топоним «Кушмурун»: неизвестное об известном
В Караганде из мусора делают антивандальные люки для колодцев
Три человека погибли в воинской части в Арысе
Информацию о похищении судьи в Астане подтвердила полиция
12 млн тенге присвоила из бюджета директор детсада в Таразе
На востоке республики вдвое увеличен объем ремонта дорог
УЕФА выбрал лучших футболистов Евро - 2024
Казахстан инициирует закон о семейно-бытовом насилии в рамках МПА СНГ
Сколько выпускников набрало пороговый балл на ЕНТ
Гости из Поднебесной ознакомились с туристическим потенциалом края
Неделя добра продолжается в регионах
У доброго хозяина и озеро икру мечет
Не сыпьте соль на сердце
Эпос Султана Раева
Все, что вы еще не знали об ОСМС
Казахстан и Таджикистан готовят подписание Дорожной карты по увеличению товарооборота
Казахстан занимает шестое место по количеству туристов, приезжающих в Грузию
Новое жилье обрели 57 пострадавших от паводков семей в Костанайской области

Читайте также

Большинство тяжких ДТП происходит на загородных трассах
Ярмарка вакансий
Вводится новое общежитие
Разработан законопроект

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]