Драйвер мультимодальности

459
Он будет пролегать через всю территорию нашей страны и позволит осуществлять беспрепятственный транзит грузов из Азии в Европу и обратно. Это намного короче пути через океан, сближает наши народы и дает безопасность, потому что нам всем выгодна стабильность тех государств, через которые проходят эти трассы. Транспортная артерия даст импульс развитию производства во всех странах».
Эта идея закреплена в «Плане нации – 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ Главы государства Нурсултана Назарбаева».
«Шаг 65. ИНТЕГРАЦИЯ КАЗАХСТАНА В МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРАНСПОРТНО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ПОТОКИ. Запуск проекта по созданию МУЛЬТИМОДАЛЬНОГО ТРАНСПОРТНОГО КОРИДОРА «ЕВРАЗИЙСКИЙ ТРАНСКОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ КОРИДОР».
В целях научного обоснования этой инициативы Главы государства учеными КазНАЕН с участием АО «Научно-технологический центр «Парасат», а также с учеными России, Китая, США, Канады и других стран, в рамках VIII АЭФ была проведена панельная сессия «Устойчивое развитие евразийского энергетического, транзитного и водного потенциала». На ней были обсуждены первые результаты по реализации целевой научно-технической программы «Научно-техническое обоснование максимально возможных вариантов евразийского транзита через территорию Казахстана», в которой преду­смотрено научно-техническое обоснование создания в Кас­пийском море международного морского хаба, способного обеспечить Казах­стану выход в мировой океан и максимально реализовать воднотранспорт­ный потенциал евразийского транзита через территорию страны. Зал, в котором проходила панельная сессия, не вместил всех желающих участвовать в ее работе, и была подключена трансляция в соседний зал.
Президент Нурсултан Назарбаев неоднократно поднимал на высшем уровне предложение о строительстве канала «Евразия» (Каспий – Черное море) с целью расширения транзитного потенциала в интересах Казахстана, России, Китая и стран Прикаспийского региона – Туркмении, Ирана, Азербайджана.
В 2007 году на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме Глава государства сказал: «Мы нуж­даемся в различных маршрутах: естественно, эти товары – нефть и газ – пойдут по тем маршрутам, которые окажутся экономически выгодными для нас. Знаковым проектом в связи с этим может стать строи­тельство нового судоходного канала «Евразия» от Каспийского моря к Черному морю. Этот канал стал бы мощным коридором выхода всей Центральной Азии к морям через Россию».
Его поддержал Президент Российской Федерации В. Путин: «Появление нового канала не только даст выход прикаспийским государствам в Черное и Средиземное моря, то есть в Мировой океан, но и качественно изменит их гео­политическое положение, позволит стать морскими державами».
Будучи Президентом Российской Федерации, Д. Медведев также поддержал этот проект: «Я думаю, что у этого проекта хорошие перспективы, потому что нам необходимо развивать инфраструктуру и думать о том, каким образом будут осуществляться коммуникации с учетом роста товарооборота экономик. Идея Нурсултана Назарбаева о реанимации этого проекта возник­ла очень своевременно».
Ученые КазНАЕН разрабатывают модель максимально возможного варианта евразийского воднотранспортного транзита через территорию Казахстана с учетом этого канала и возможного строительства иранского канала Каспий – Персидский залив.
За основу этой модели планируется взять, наряду с аналогичными инициативами Казахстана и России, инициативу лидера КНР Си Цзиньпина «Экономический пояс Шелкового пути», которая, как сказал Глава государства, «впервые была озвучена в Астане. Мы одними из первых поддержали эту инициативу и уже вносим свою лепту».
За последние годы в стране многое сделано для реализации этой цели и, в частности, по поручению Главы государства по усилению мощнос­ти порта Актау. В 2014 году общий объем перевозок через порт Актау составил 10,3 млн тонн. Завершается строительство Актауского морского северного терминала, что увеличит мощность порта на 3 млн тонн. Завершение строительства объектов первого этапа сухого порта СЭЗ “Хоргос – Восточные ворота” запланировано на июнь 2015 года.
Реализуется программа развития международного пограничного перехода Достык – Алашанькоу, пропускная способность которого возрастает с каждым годом, и к 2014 году грузопоток достиг 23 млн тонн в год.
В 2014 году введен в эксплуатацию участок Жезказган – Бейнеу, что открыло прямое железнодорожное сообщение Достык – Актау. В том же году введена в эксплуатацию железная дорога из Актау в Иран. Планируется строительство узкоколейной скоростной магистрали Хоргос – порт Актау.
В нынешнем году будет завершено строительство казахстанского участка автострады Западная Европа – Западный Китай.
Как отметил на VIII Астанинском экономическом форуме Глава государства: «Нашим первым крупным проектом является строительство казахстанского участка автомобильной магистрали Западная Европа – Западный Китай протяженностью 2 700 километ­ров. Данные работы мы завершим в этом году. Ожидается, что объем грузопотока на казахстанском участке составит до 30 миллионов тонн в год. Трасса свяжет не только Китай, Казахстан, Россию и Европу. Доступ к ней получат страны Центральной Азии – Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан».
Участники панельной сессии «Устойчивое развитие евразийского энергетического, транзитного и водного потенциала» предлагают дополнить уже сделанное в стране по развитию железнодорожного и шоссейного транзита научно обоснованными расчетами по воднотранспортному транзиту с максимальными возможностями использования порта Актау для выхода в Мировой океан.
В Стратегии «Казах­стан-2050» определены конкретные цифры казахстанского транзита к 2050 году. Это увеличение транзитных потоков в 10 раз. Если в 2012 году транзит через территорию Казах­стана составлял 17,8 млн тонн, то к 2050 году эта цифра достигнет 180 млн тонн. При увеличении казахстанского транзита в 10 раз возникнет необходимость использования наиболее дешевых его вариантов, а водный транспорт – самый дешевый. Ученые КазНАЕН разрабатывают обоснование доли общего транзита через территорию Казахстана, которую будет выгодно направить в Европу воднотранспортным путем через канал «Евразия». С этой целью проведен анализ инициативы Китая «Один пояс, одна дорога», которую Председатель КНР Си Цзиньпин предложил реализовать странам БРИКС – России и Индии.
Как подчеркнул Глава государства на VIII Астанинском экономическом форуме: «Существующие морские торговые маршруты не могут удовлетворить растущие потребности международной торговли. Уже сегодня объем торговли между КНР и ЕС составляет почти 600 миллиардов долларов, и, по прогнозам, к 2020 году он увеличится до 800 миллиардов долларов. Поэтому большое значение для растущей Азии играет развитие сухопутного маршрута в Европу. И в этом мы видим для себя новые возможности».
Если сегодня товары из Китая в страны ЕС доставляются морским путем, огибая Азию, через Суэцкий канал за 45 дней, то время их комбинированного сухопутного и водного транзита через территорию Казахстана по трассе Хоргос – порт Актау – канал «Евразия» и далее через Черное море составит всего 10–14 дней. При строительстве узкоколейной скоростной магистрали Хоргос – порт Актау этот срок сократится еще на 2–3 дня.
Исследований по воднотранспортному транзиту через территорию Казахстана в стране пока еще не было, и ученые КазНАЕН проводят их на основе евразийского сотрудничества с привлечением ученых России, Китая и других стран Евразийского континента.
В нынешнем году КазНАЕН провела переговоры с генеральным директором крупнейшей китайской гидротехнической компании «Синогид­ро» Лянь Цзюнем о научно-техническом сотрудничестве в развитии евразийского воднотранспортного транзита и подписан «Протокол о намерениях». Генеральный директор филиала этой компании в Казахстане гос­подин Ван Чжунпань выступил на панельной сессии с док­ладом о перспективах сотрудничества Казахстана и Китая в области гидротехнических сооружений.

Нуралы Бектурганов, первый вице-президент Казахстанской национальной академии естественных наук (КазНАЕН), научный консультант АО «Научно-технологический центр «Парасат»

Популярное

Все
Значительного повышения тарифов опасаются жители Северного Казахстана
Euro-2024: Италия, Испания и Венгрия одержали победы
В Казахстане отмечают День отца
Астана и Сеул возобновили прямое авиасообщение
Определены победители первой республиканской геологической универсиады
Обряд жертвоприношения от имени главы государства совершен на Курбан айт
Токаев: «Курбан айт олицетворяет идеалы добра, милосердия и справедливости»
Личность и наследие Шынгыз-хана остаются в центре внимания ученых
День медицинского работника отмечается в Казахстане
Главы МИД стран ОДКБ соберутся на следующей неделе в Алматы
Токаев поздравил работников сферы здравоохранения с профессиональным праздником
Бектенов: «Курбан айт напоминает нам о вечных ценностях – милосердии, бескорыстии и великодушии»
В Алматы приветствовали чемпиона мира Казыбека Ногербека
Борьба с саранчой: в Туркестанской области защитные мероприятия завершены
Тело пропавшей экс-судьи из Казахстана нашли в Германии
Сотни тысяч французов протестуют против ультраправых
Редкие рукописи Корана представлены в Алматы
Продолжается химобработка полей в Актюбинской области
Сбежавший с оружием солдат осужден на 5 лет в Актюбинском гарнизоне
174 жителя Актюбинской области пострадали от укусов клещей
Иностранные компании открывают заводы в Северном Казахстане
В Косшы вместо «маятниковой» занятости появились постоянные рабочие места
Консолидация и развитие
Снегопад парализовал движение транспорта в двух регионах
Триумф и трагедия казахских баев
В Алматинской области продолжается снос незаконно построенных сооружений
Костанайские археологи бьют тревогу
Максим Фадеев выпустит песню в память о Салтанат Нукеновой
3,4 тыс. нарушителей границы задержаны за месяц в Казахстане
Эдуард Ким выиграл этап Кубка мира по артистичному плаванию
Выпускник школы из Костанайской области – призер десятков математических олимпиад
Бизнесмены останутся без лимитов на вылов рыбы?
«Умные» теплицы смогут получать инвестсубсидии в Казахстане
30 килограммов конфет раздали в Астане ко Дню защиты детей
Сезон атлантических ураганов в 2024 г. может стать самым активным в истории наблюдений
Казахстанские десантники удостоены нагрудного знака «Доблесть и мастерство» в Белоруссии
Акцию с воодушевлением поддержали жители Жамбылской области
Доходы стоматологов в Казахстане побили рекорд
Сегодня Герою Советского Союза Сагадату Нурмагамбетову исполняется 100 лет со дня рождения
Фанаты Димаша изучают казахский язык

Читайте также

Условия для развития МСБ все комфортнее
Перемелется – мука будет
Аэропорты подписали соглашения с TIACA
Бороться сообща против коррупции

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]