Каждый раз, заходя в ванную, я начинаю ругать себя за невыученные итальянский и немецкий. Десятки тюбиков, флаконов и бутылей с импортной бытовой химией окружают меня здесь. Ванная словно говорит на иностранных языках. Вот настойчивый Мистер Мускул решительно ухаживает за нежной Мадам Ленор, задумчиво наблюдает за ними поседевший в чистках полов Мистер Пропер.
А тут и мои дети подливают масла в огонь: требуют купить им иностранного мыла. «Дури камей», нам, «дури камей»! – издевательски коверкают названия популярных брендов.
Между тем производство прекрасного душистого мыла с добавками меда, молока и лечебных трав на территории Казахстана освоили еще 5 тыс. лет назад. Именно от нас секреты мыловарения перекочевали в тогда еще непросвещенную Европу. Не пора ли возродить древнюю традицию? Мы сами многое можем и надо ли поклоняться иностранцам?
Вот и статистика вроде бы утешает: в Казахстане мыло производят 20 предприятий, преимущественно на юге страны. Однако, дьявол кроется в деталях. Сырье для них – в основном, пальмовое масло и ланолин (натуральный воск животного происхождения) – завозят из-за рубежа. Хотя наши предки работали с местным сырьем, и за неимением пальм, вполне обходились без этого растительного масла. Заменяли его, к примеру, маслом из абрикосовых и виноградных косточек и кунжута. Про ланолин и говорить нечего, его получали сами, вываривая овечьи шкуры. Словом, рецепты местного мыла отнюдь не утеряны. А промышленное производство отечественной продукции даже на импортном сырье составляет не более 5% от объема рынка.
Что же в магазинах? В крупных торговых центрах на видном месте раскрученные рекламой иностранные торговые марки в красивых упаковках. Девушки, изображенные на них, улыбаются мило и уверенно, мол у нас за границей, все в порядке. Но я-то знаю, что это не так. Натуральное сырье в такой продукции почти не используется, а химическое сырье, вы не поверите, используется казахстанское!
Отечественное мыло в магазине, оказывается, имеется в наличии, но его надо еще внимательно поискать на дальних и нижних полках. Бренды его мало кому известны. «Голое», без нарядной упаковки, оно совсем не привлекает взор, а цена, к моему удивлению, выше, чем у импортной продукции.
Есть и другие образцы отечественного химпрома. Вот, к примеру, отбеливатель в желтой бутылке с названием одного из городов. В составе соляная кислота, чуть разбавленная водой. Мадам Ваниш с кокетливой розовой крышечкой на стройном флаконе, узнав об этом, как мне показалось, готова упасть в обморок на своей верхней полке. Но я не верю чувствам этой избалованной иностранки и мужественно несу чудо-отбеливатель домой. Однако супруга обоснованно опасается, что сантехника, не говоря уже об одежде, выдержит инновационный напор нашего химпрома. И остро пахнущая хлористым водородом новинка отечественного производства остается мне в качестве сувенира.
Ну и сколько же нас будут «дурить камей»? За разъяснениями я обратился к председателю Казахстанского союза химической промышленности Олегу Паку. Ответы, как водится, получил традиционные. У среднего бизнеса по-прежнему проблемы с доступом к кредитам, новые технологии малодоступны из-за высоких цен. Крупные казахстанские предприятия и торговые сети должны больше закупать отечественных товаров бытовой химии.
Конечно, нужна активная реклама для продвижения казахстанских брендов, креативные решения, а главное – инициативные бизнесмены.
Все колонки автора