Душа казаха

12324
Зарина Москау

Тонкая красавица

Домбра – это целый мир для казаха, это его душа. Выпуклый корпус, две струны – незатейливый с виду инструмент отражает глубокую философию Великой степи.

В 2018 году соответствующим указом Елбасы постановил определить первое воскресенье июля Национальным днем домбры.

Казахи испокон веков относятся к домбре с особым пиететом. Обычай иметь домбру дома, отводя ей почетный төр, сохранился до сих пор. На гриф домбры вешают пучок перьев филина – уки, чтобы защитить ее от сглаза и злых языков.

С домброй связано также такое глубокое понятие, как «обал», то есть предосудительное и чаще намеренное вредительство. Так, например, если в доме есть дом­бра, то на ней нужно обязательно играть. Иначе будет обал для инструмента. Вынужденное безмолвие лишает домбру звука, верят в народе. И человека, семью, допустивших обал, постигает заслуженное наказание.

Относясь трепетно к домбре, казахи связывают с ней и такое понятие, как «кие», то есть «святыня». Если обращаться пренебрежительно с вещами, понятиями, которые для народа священны, то в ответ получаешь бумеранг за причиненное зло. В таких случаях говорят «киесі ұрды»: настигла справедливая кара за такое поведение.

Поэтому непозволительно разбивать домбру, кидать на землю, оставлять пылиться в углу или допускать ее поломку. Хранить домбру нужно высоко, обращаясь с ней, как со святыней.

Интересна всем

Домбру любят люди разного возраста, статуса, национальности. Домбра покоряет давно и не только казахстанцев. В далеком 1925 году ее звуки очаровали Европу на сцене в Париже, где выступал Амре Кашаубаев.

Историк из Франции Аллез Гзавье уже полтора десятилетия изучает историю Казахстана, в частности, трагические события первой половины прошлого века. Музыкальная культура Великой степи очаровала его на парижском фестивале. Звуки домбры и кобыза запали в душу настолько, что позже Гзавье организовал концерт казахстанских исполнителей в столице Франции.

Он считает, что казахская инструментальная музыка аналогов в Европе не имеет. «Домбра особая. У нас такого нет, чтобы короткие и в то же время насыщенные звуки передавали все внутренние переживания. У нас народная музыка в основном танцевальная, для праздника. А здесь больше – философические темы, размышления о том, что происходило в степи. И как историку, она мне помогает понимать, как люди думают здесь», – отмечает Аллез Гзавье.

Профессиональный музыкант из Японии Акира Такегучи пробовал играть на самых разных струнных инструментах. Интересно, что выбор японца пал на домбру. Купив казахский нацио­нальный инструмент через Интернет, он начал брать уроки у турецкого коллеги. Теперь житель далекого островного государства зарабатывает, играя на степной красавице. В репертуаре Акира знаменитые кюи «Адай», «Сарыарка», «Балбырауын», «Көңіл толқыны», «Еркесылқым»… Звуки казахской домбры в японском исполнении можно услышать на улицах турецкого Стамбула. Такая вот глобализация.

Целая коллекция домбр есть у известного общественного деятеля, доктора филологических наук Мырзатая Жолдасбекова. Каждый экспонат представляет большую ценность. Среди стройных степных красавиц есть домбра знаменитого мастера Эммануила Романенко. Те, кто знаком с миром музыки, знают, что инструменты, сделанные им, уникальны. И сегодня их днем с огнем не сыскать.

Также в коллекции живут дом­бры, изготовленные из африканского карагача, инкрустированные золотом, обитые кожей… Всего в коллекции ученого 13 домбр. «Домбра – отличный собеседник и советник. У нее есть душа, есть характер, она поистине мудрец и философ», – говорил он в интервью нашей газете.

Домбра – это не просто музыкальный инструмент. Это целый мир, Вселенная для казаха, вся его жизнь. Свое восхищение и особое почтение к домбре выражали всегда акыны и писатели. Строки, полные любви к домбре, оставили Абай, Ильяс Жансугуров, Сакен Сейфуллин, многие другие мастера пера.

В 2014 году в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО включены искусство исполнения казахских кюев на домбре и навыки по изготовлению казахских и кыргызских юрт.

Лучший рассказчик

С домброй в казахском фольклоре связано немало легенд, поверий, обычаев.

Одна из самых известных легенд отражена в отечественной мультипликации. В 1968 году на киностудии «Казахфильм» по мотивам прекрасной казахской легенды, связанной с именами двух ханов – Чингисхана и Жошы, был снят замечательный мульт­фильм «Ақсақ құлан». Режиссер Амен Хайдаров и выдающийся композитор Нургиса Тлендиев создали настоящий шедевр, который полюбился не одному поколению казахстанцев.

Вкратце фабула такова. Охотясь на куланов, старший сын Чингисхана – Жошы – погиб. Однако о его смерти доложить хану никто не решался, ведь «черному» гонцу он обещал залить в горло свинец. Музыкант, советник Жошы-хана и отец известного степного жырау Кетбуги – Домбауыл пришел к хану и сыграл на своей домбре такую печальную мелодию (кюй), что, прослушав ее, хан понял, какую страшную весть принесла она. Разгневанный Чингисхан, следуя своему слову, велел казнить домбру: от горячего свинца все струны, кроме двух, на домбре лопнули. С тех пор маленькое отверстие в основании домбры напоминает об этом.

Авторство кюя приписывают степному музыканту, советнику Жошы-хана Домбауылу, чей мавзолей расположен в Улытау. Также существует мнение, что кюй написал жырау Кетбуга.

Двуструнный оркестр

Существует поверье, что дом­бра – символ мужского и женского начала, то есть начала жизни. Несмотря на то что у домбры всего две струны, палитра звучания очень богата. Посредством дом­бры можно передать все звуки природы и человеческих эмоций: шум ручья, завывание ветра, раскаты грома, злость врага, горе матери, чувства влюб­ленных…

Различают два вида домбры – западную и восточную. В зависимости от региона она имеет особую форму, и это не просто желание выделиться, а продиктованная особенностями двух исполнительских традиций необходимость. Для исполнения быстрых, виртуозных токпе-кюев нужно, чтобы левая рука могла свободно перемещаться и скользить по грифу. Поэтому гриф западных домбр тонкий и удлиненный.

Эти технические приемы не применимы при исполнении на восточных домбрах с широким укороченным грифом. Размеры инструментов и формы корпусов влияют на силу и характер звучания, влияет и техника правой руки: в токпе-кюях звук извлекается из обеих струн сильными кистевыми взмахами, а в шертпе используются мягкие щипковые переборы струн отдельными пальцами.

Чтобы «разговорить» домбру, нужно обладать особым даром. В степи было немало людей, слышавших и чувствовавших дом­бру лучше других. Одаренные талантом импровизации, имеющие феноменальную память, виртуозно играющие на домбре, кобызе, они сочиняли, исполняли произведения, дошедшие до наших дней и теперь признанные шедеврами музыкального искусства. На домбре играли не только кюи как односложные сочинения, но и большие эпические поэмы, кюи-легенды, кюи-истории со своим сюжетным и программным характером.

Древний инструмент

Задумывались ли вы, каков возраст домбры, и как она выглядела в древности?

В начале 90-х годов в Алматинской области, высоко в горах, на жайляу Майтобе, учеными был обнаружен наскальный рисунок с изображением музыкального инструмента и четырех танцующих людей. По исследованиям известного отечественного архео­лога Кемаля Акишева, данное изоб­ражение датируется периодом неолита. Сейчас этот рисунок в Музее народных инструментов им. Ыкыласа Дукенулы в Алматы. Инструмент, изображенный древним художником, сильно похож на домбру по форме. И возможно говорить о том, что домбра является прародительницей современных щипковых музыкальных инструментов.

Есть данные, что домбра в средние века по своим музыкальным возможностям соответствовала своему сегодняшнему состоянию. Яркое доказательство тому – дошедшие до наших времен кюи XIII–XV веков.

Археологическими исследованиями установлено, что сакские кочевые племена использовали двухструнные музыкальные инструменты, которые схожи с казахской домброй и могут быть ее прототипом. В 2008 году в каменной пещере Монголо-Алтайской возвышенности была обнаружена домбра, возраст которой более 1 500 лет…

Домбра покоряет мир

В руках известного казах­станского певца, любимца миллионов Димаша Кудайбергена домбра путешествует по всему миру. На своих концертах исполнитель обязательно включает номера с домброй, демонстрируя виртуозное владение инструментом.

Благодаря этому о домбре узнают в самых разных уголках планеты, немало поклонников таланта певца стремятся научиться игре на домбре.

А некоторые посвящают стихи домбре и Димашу, конечно. Как, например, Лилия Авдеева из Беларуси:

Звучит домбра, Димаш играет

И в зале тишина...

«Адай» душою покоряет,

Как в прежние года.

Бунтарский дух степей

бескрайних

В мелодии звучит,

Как стук копыт, как ветер

странствий,

И в жилах кровь кипит.

Табун несется, время скачет,

В раздумьях всадник мчит.

Домбра поет, кричит и плачет,

По прошлому скорбит.

Душа батыра рвется в небо,

Как птицы взмах крыла.

И снова душу очищает

Поющая домбра.

Всего лишь две струны осталось

От раскаленного свинца,

Но выдержала домбра ярость

И боль скорбящего отца.

Наказанные старым ханом,

Струны по-прежнему поют…

Всего лишь две, как два крыла,

В простор табун зовут.

И мчатся кони, словно вихри,

Копытами звеня,

А в небе слышен птичий гомон,

Как будто звон ручья.

Домбра спокойна, величава,

Как философский инструмент,

Вдруг снова громко заиграла,

Взмывая струны-руки вверх.

И все наполнилось тоскою

Печальных дней, в глазах – слеза.

Ах, как чиста, как беспредельна

Непокоренная душа...

Играй, Димаш, неси по свету

Учение аль-Фараби

О музыке, где нет предела

Восторгу и любви.

И таинство домбры казахской,

Природных сил тепло

В твоих руках нас покоряет

Вселенское добро!

Популярное

Все
Новую школу на 1 200 мест открыли в ЗКО
В ВКО выявили незаконную работу асфальто-бетонного завода
Зампред КНБ отправлен в отставку
В Таразе продолжается обновление парка городских автобусов
В Астане состоялся показ фильма «Капитан Байтасов»
Семь дней отдохнут казахстанские школьники на осенних каникулах
В Жамбылской области выявили свыше 500 нарушений миграционного законодательства
В Астане еще один жилой массив подключили к природному газу
Шымкент растет и уверенно смотрит в будущее
Мемориальную доску Акиму Тарази открыли в Астане
Марат Ирменов назначен зампредом КНБ
Путь к независимости через верховенство права: 35-летие Декларации о государственном суверенитете
В Китае тестируют самый высокоскоростной поезд в мире
Президент назначил нового посла Казахстана в США
День работника сферы общественного питания впервые отмечают в Казахстане
Триллионы мимо своих: кто получает реальный эффект от госинвестиций?
В Мангистау на службу заступил новый корабль береговой охраны
В Кокшетау открылась еще одна инновационная школа
Правительство расширило перечень приоритетных IT-направлений
Премьера фильма о подвиге Газиза Байтасова стартует в казахстанских кинотеатрах
Пенсионерам вход бесплатный
Треть урожая ушла под снег
WORLD UNIFIGHT CHAMPIONSHIP – казахстанский гвардеец снова на вершине
Гвардейцы — призёры Открытого Кубка Азии по дзюдо в Актау
Где и по какой цене можно приобрести уголь в Астане
Около 500 тонн продукции привезут на столичную ярмарку из ЗКО и Костанайской области
Токаев проводил Президента Италии в аэропорту Астаны
Военнослужащие Нацгвардии стали призёрами Кубка мира
Машины в кюветах, перебои с электроэнергией и сломанные деревья: в Костанай пришла зима
Завершена реконструкция Центрального стадиона
В Казахстане станет сложнее пользоваться банкоматами
Опасность в тарелке: в СКО зарегистрировали 19 случаев описторхоза
Пожар в столичном кафе: ремонт в пострадавших квартирах завершен на 90%
В Алматинской области приняли меры по факту незаконного демонтажа плотины
Чем может гордиться Темиртау?
В Шымкенте открыли 14 социальных павильонов
Главнокомандующий Нацгвардией провел приём граждан
Алматинская область вновь побила рекорд посещаемости
Лювак для бодрости
Синоптики рассказали о погоде в Казахстане на октябрь

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]