Промышленные компании ежегодно выделяют миллиарды на социально-инфраструктурное развитие Прииртышья, но при этом детальной картины – на что потратили эти средства и кто именно принимал решение – по-прежнему нет.
НЕМНОГО ТЕОРИИ
С 2007 года Казахстан стал участником ИПДО – инициативы прозрачности добывающих отраслей. Это международный, даже глобальный стандарт управления нефтью, газом и минеральными ресурсами. И главная задача ИПДО - способствовать открытому управлению и подотчетности в добывающих секторах по всему миру.
Страны-участницы ИПДО взяли на себя определенные обязательства, и добывающие компании, работающие в этих странах, также обязаны соблюдать условия стандарта и предоставлять сведения о своей деятельности. В рамках ИПДО осуществляется контроль за тем, как заключаются контракты и выдаются лицензии, куда идут доходы, какой вклад вносится в экономику, словом, инициатива затрагивает всю цепочку - от выдачи прав на недропользование до конечного эффекта на экономику. И в основе этого стандарта лежат такие принципы, как справедливое распределение доходов компаний, добывающих природные ресурсы, полная и доступная информация о доходах компаний и возможность участия гражданского общества в управлении местным бюджетом.
В каждой стране, реализующей ИПДО, создан Национальный совет заинтересованных сторон – есть он и в Казахстане, а также прописаны законодательные требования по предоставлению данных. Добывающие компании, подходящие под критерии ИПДО (в зависимости от объемов добычи и прибыли), сдают специальные отчеты – по налоговым и неналоговым платежам, и в обязательном порядке раскрывают данные о том, что они делают для социально-инфраструктурного развития регионов, в которых работают. В нашей стране по законодательству о недропользовании это могут быть платежи в бюджет по специальному коду бюджетной классификации 206114 (в рамках контрактных обязательств), либо средства, перечисляемые разным получателям на местах (акиматам в рамках соглашений о партнерстве и меморандумов или общественным фондам), либо объекты, построенные самостоятельно и переданные на балансы госструктур.
Кроме того, отчеты по требованиям ИПДО должны сдавать и местные исполнительные органы – сколько такой помощи от добывающих компаний получено и в каком виде.
Еще одно из обязательств стран, внедряющих ИПДО – это ежегодное составление Национальных отчетов о реализации этой инициативы. Отчет этот готовит частный независимый исполнитель – в Казахстане его определяют путем конкурсных закупок. Он не только собирает «все в кучу», но и анализирует состояние отраслей и, что немаловажно – сверяет данные плательщиков и получателей, то есть компаний и акиматов. К сожалению, в нашей стране последний отчет касается 2019 года, хотя уже близится время, когда должны быть предоставлены сведения за 2021 год, не говоря уже о 2020-м. Да и за 2019-й отчет подготовили в самый последний момент – позже, чем делалось прежде, но сейчас он есть в открытом доступе.
Казалось бы, глобальная инициатива, с давно отработанной схемой существования и взаимодействия всех участников, несущая исключительно пользу для общества и ничего финансово затратного не требующая. Если уж совсем по простому, то одним нужно рассказывать, что они делают и как помогают восполнить урон, наносимый местности и населению (истощение недр – это тоже урон, а не только загрязнение окружающей среды), а вторым – как они принимают и используют эту помощь.
Формы и методики отчетов – разработаны, критерии утверждены, остается только заполнять пустые графы цифрами и буквами. А с этим в Казахстане не все просто: отчеты-то есть, но назвать их информативными получается не всегда. Более того, сведения, предоставляемые двумя сторонами, совпадают не всегда.
ПРАКТИКА ПОКА ХРОМАЕТ
Павлодарская область – промышленный регион, в котором действуют десятки крупных предприятий. Да, именно добывающих компаний среди них не так уж и много: ТОО «Богатырь комир», АО «ЕЭК» (с подразделением – угольный разрез «Восточный»), АО «Майкаинзолото», ТОО «KAZ Minerals Bozshakol» (Бозшакольский горнообогатительный комбинат, занимающийся добычей меди). На этом, пожалуй, все – есть предприятия (разрезы и рудники) поменьше, но они не попадают под требования ИПДО именно из-за своих размеров.
Многие из промышленников давно попали в категорию так называемых «спонсоров» - они долгие годы финансировали профессиональные спортивные клубы (после со скандалом закрытые), не раз «дарили» региону определенные объекты, в период пандемии покупали медицинское оборудование и лекарства. Информация об этом всегда на слуху, и чаще всего распространяют ее по линии официальных каналов, то есть через местные акиматы. Жаль только, что информация дозированная, а не системная.
Например, все в Павлодарской области знают, что корпорация ERG ежегодно заключает с региональным акиматом меморандумы о взаимном сотрудничестве – это событие всегда сопровождают пресс-релизом и массовой рассылкой. Но вот только сам меморандум, вопреки заявленной открытости, никогда и нигде не публиковался. Ни один из этих документов за последние пять лет не предоставили в акимате даже по официальному запросу «Казахстанской правды».
В Национальном отчете о реализации ИПДО за 2019 год есть такой тезис: «Также в акиматах административных областей на ежегодной основе проводятся открытые заседания с привлечением компаний, общественности, СМИ, где местные исполнительные органы отчитываются об использовании средств, выделенных компаниями на развитие социальной сферы регионов. При этом, кроме средств, направленных на КБК 206114, осуществляются расходы в рамках меморандумов, договоров социального партнерства».
Честно говоря, особого доверия эта цитата из отчета не вызывает. Просто потому, что в Павлодарской области я не припомню ни одного «открытого заседания», где бы власти отчитались об использовании именно «спонсорских» средств. Как раз наоборот – получить детальные сведения о том, на что их потратили, совсем непросто. А в Национальном отчете этот тезис не подтвержден какими-либо фактами, хотя бы датами и местом проведения заседаний.
Пока главным источником информации можно считать базу данных «Единая Государственная Система Управления Недропользованием Республики Казахстан» (ЕГСУ), где размещаются обязательные отчеты промышленников, участвующих в Инициативе прозрачности добывающих компаний.
Еще один источник - непосредственно Национальные отчеты – их размещают на сайте Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК. Напомним, что в рамках ИПДО раскрывать сведения о том, как предприятия поддерживают территории, на которых работают, должны только представители добывающего сектора. В Павлодарской области много крупных заводов-переработчиков, например, те же алюминиевый, электролизный, нефтеперерабатывающий заводы, электрические станции Экибастуза и Аксу – они тоже выделяют средства на развитие региона, но отчитываться о них по требованиям ИПДО совсем не обязаны.
Важный блок Национального отчета по ИПДО – эта сверка цифр, показанных компаниями и акиматами. Подрядчик, который готовит отчет, должен не только сравнить данные так называемых плательшиков и получателей (в идеале они должны совпадать один в один), но и объяснить, откуда взялась разница, если она есть.
К сожалению, с объяснениями все обстоит не лучшим образом. Например, в Национальных отчетах по ИПДО 2018 и 2019 годов, подготовленных ТОО «Uhy Sapa Consalting», местами просто отсутствуют данные от акимата Павлодарской области. И подрядчик запрашивал объяснения разницы у промышленников - компании не только сдали отчеты, но и, объясняя эту разницу с нулевыми данными акимата, предоставили финансовые документы произведенных трат или перечислений. А почему не спросили акимат? Или спросили, но акимат не ответил. Тогда почему это не зафиксировано в Национальном отчете? Словом, вопросы и к местному исполнительному органу, не соблюдающему законодательство, и к фирме, которая отчет составляет.
ПОЧЕМУ МОЛЧИТ АКИМАТ?
Но вообще, эта сверка очень наглядно демонстрирует и то, что две стороны вкладывают в понятия «социально-значимые проекты» или «социально-инфраструктурное развитие региона» совершенно разные смыслы. Стоит добавить, что в нашем законодательстве нет четких критериев того, что под всем этим понимать – какой именно должна быть отдача от добывающих компаний для местности и населения, где эта компания работает. Как нет и прописанных легальных схем – кто и куда должен перечислять средства. Исключение – платежи в местные бюджеты по контрактам на недропользование. Но в таком случае эти деньги попадают в «общую копилку» - и отдельно их расходование не отследить. Когда же речь идет о меморандумах или соглашениях о партнерстве между акиматами и компаниями, то такая схема взаимодействия никак специально не регламентируется. И нередко непосредственными получателями финансов здесь выступают общественные фонды, к отчетности которых также нет детальных законодательных требований.
Взять, к примеру, 2018 год. Здесь акимат Павлодарской области отчитался о тех проектах, о которых промышленники умолчали. И наоборот – данные из отчетов добывающих компаний акимат решил нигде не фиксировать.
Вот конкретно о чем речь – о больших деньгах, кстати.
На данные акимата любо дорого посмотреть. Думаю, согласятся все жители региона – такой и должна быть отдача от промышленников, которые в 2018-м, что называется, не мелочились.
ТОО «KAZ Minerals Bozshakol» выделило 1 млрд 77 млн тенге на обустройство центральной набережной Павлодара от улицы Лермонтова до здания «Дома инвесторов». Наверняка, все павлодарцы помнят, как тогдашний аким области Булат Бакауов с гордостью презентовал этот проект. Этот участок набережной, кстати, приходиться латать до сих пор, особенно после дождей или весеннего паводка – качество строительства вызывает объективные нарекания со стороны горожан.
Еще 1 млрд 226 млн эта же компания вместе с компанией Eurasian Resources Group S.a.r.l (ERG) направили на строительство олимпийского бассейна (правда, нигде не уточняется, какова доля каждого спонсора).
Дальше – больше: ERG направила чуть менее миллиарда на строительство ледовой арены в Павлодаре (знаменитый местный долгострой), 300 млн – на реконструкцию здания мультимедийного музея, 200 млн – на реконструкцию набережной в городе Аксу и 476 млн на строительство велодорожной инфраструктуры (внимание!) в городе Нур-Султан. Такой подарок столице в честь ее 20-летия сделали все жители Павлодарской области при помощи своего постоянного спонсора.
Ни один из вышеперечисленных пунктов не попал в отчеты по ИПДО со стороны промышленников.
Судя по сверке, ТОО «KAZ Minerals Bozshakol» объяснили все просто – методология требует включать в отчет либо платежи в бюджет (через КБК), либо проекты по соглашениям, меморандумам, договорам, социальному партнерству с местными административными органами. Деньги на набережную были просто спонсорской помощью вне всякого меморандума, поэтому компания и не включила их в отчет по ИПДО.
Расхождение на сумму почти в 2 млрд тенге по компании «Eurasian Resources Group S.a.r.l.» в Национальном отчете остаются «невыясненными». Данная компания не участвует в сверке – пишет исполнитель отчета.
На этом можно было бы завершить, но ведь в Национальном отчете есть данные других промышленников, о которых акимат почему-то не отчитался. Например, ТОО «Богатырь комир» направило на проведение социальных мероприятий и благоустройство города Экибастуз 74 млн тенге. К слову, непосредственным получателем этих денег было ОО «За будущее Экибастуза». Исполнитель Нацотчета запросил у угольщиков подтверждение трат и получил нужные бумаги, доказывающие, что деньги пошли на поддержку футбольного клуба «Экибастуз», на проведение мероприятий, посвященных дню города, 150-летию Естая Беркимбаева, Дню шахтера и Дню конституции.
А вот среди получателей помощи от АО «ЕЭК» есть не только общественные фонды, но и государственные учреждения – отделы акимата, школы. И вновь как по сценарию – промышленник отчитывается о помощи на 18,6 млн тенге (там и покупка ламп, и завоз щебня, угля, и новогодние подарки, у карп для зарыбления и саженцы для озеленения), а акимат об этом умалчивает. Неужели о таких «мелочах» забыли?!
Еще один недропользователь, хорошо известный в регионе, - АО «Майкаинзолото». Судя по данным компании, в 2018 году она выделила 2 млн тенге на обслуживание и ремонт участка центральной магистрали тепловой сети поселка Майкаин. Проблема с теплоснабжением в этом рабочем поселке – история с бородой, ее не могут решить уже давно и без поддержки градообразующего предприятия ситуация была бы еще хуже. Но при этом акимат региона вновь молчит – по крайней мере на этапе обязательного предоставления отчетов.
Если перейти к Национальному отчету за 2019 год, то в нем вообще нет никаких данных от акимата Павлодарской области. С обратной стороны – все те же недропользователи. В приложении к Национальному отчету мы вновь находим объяснения расхождений – свою помощь на десятки миллионов доказывают предприятия, а аргументы акимата отсутствуют.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Сейчас акимат Павлодарской области готовит дополнительный ответ на запрос «Казахстанской правды», в котором мы попросили предоставить детальную информацию за последние пять лет по всему региону и с охватом всех «спонсоров».
Президент нашей страны регулярно подчеркивает значимость концепции «Слышащего государства», открытости и подотчетности государственных структур, прозрачности их работы и принятия решений. Отсутствие доступной информации о средствах промышленников, направляемых на развитие региона, противоречит этим принципам. Как и нежелание обсуждать с общественностью предварительное принятие решений.