О том, какие нас здесь ждут перспективы, рассказывает вице-министр культуры и спорта РК Тастанбек ЕСЕНТАЕВ.
– Важнейшее событие последнего времени – Послание Президента народу Казахстана «Нұрлы жол – путь в будущее», озвученное на расширенном заседании Политического совета партии «Нур Отан». Каков будет вклад спорта в новую программу развития республики?
– Все знают Казахстан как страну, которая динамично развивается по всем направлениям, сохраняя при этом единство и согласие в обществе. Достижения позволяют нам уверенно двигаться вперед, последовательно решая задачи по вхождению республики в тридцатку самых развитых государств мира.
Можно сказать, что именно в спорте мы уже достигли этого, о чем свидетельствуют наши места в общекомандных зачетах, занятые на таких крупнейших мировых форумах, как Олимпийские и Азиатские игры, первенства мира и континента. И мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Теперь у нас появилась еще одна большая общенациональная цель, обозначенная в Послании Президента «Нұрлы жол – путь в будущее», которая отвечает чаяниям всех казахстанцев.
Нельзя не отметить всплеск интереса, который вызвали Азиатские игры в Южной Корее, первый международный турнир «Әлем барысы», прошедший в Павлодаре, или тот же чемпионат мира по тяжелой атлетике, который на днях завершился в Алматы. Благодаря победам казахстанцев на международных аренах, сегодня резко возрос интерес к спорту, и, прежде всего, у молодежи.
Помимо этого можно отметить и формирующийся положительный образ нашей страны как мировой спортивной державы, в том числе за счет проведения у нас крупных международных состязаний, а также путем организации трансляций на другие страны.
– Тастанбек Кутжанович, об итогах Азиады сказано уже немало. Хотелось бы остановиться на наших перспективах. И первый вопрос – о подготовке к зимней Универсиаде, которая впервые пройдет на казахстанской земле. Какова готовность на сегодня?
– Как вы знаете, до старта Универсиады осталось всего два года. Планируется, что нашу страну посетят более 3 тысяч спортсменов и официальных лиц из 58 стран мира. При этом анализ показывает: из года в год растет не только количество стран-участниц и атлетов, но и спортивные показатели. И этот аспект особенно важен.
За годы независимости студенческая сборная Казахстана по зимним видам спорта приняла участие в 11 Универсиадах, но завоевать медали смогла лишь в 7 из них. При этом на нашем счету всего 33 награды, из них 13 – золотых, 7 – серебряных и 13 – бронзовых. А проводя такие крупные комплексные мероприятия международного уровня дома, мы не можем позволить себе выступить неудачно. Поэтому необходимо осуществлять подготовку спортсменов комплексно, с использованием всего потенциала государства.
Сегодня, во-первых, на основании рекомендаций FISU (Международная федерация студенческого спорта) уже разработан проект программы алматинской Универсиады по 12 видам спорта, а также показательных выступлений по хоккею с мячом, где будут разыграны 83 комплекта медалей.
Во-вторых, для организации качественной подготовки и достойного выступления наших спортсменов на домашних студенческих Играх Министерством культуры и спорта совместно с акиматами областей, а также Астаны и Алматы сформирован список вероятных кандидатов на участие в Универсиаде 2017 года. При этом за ними закреплены специалисты, отвечающие за подготовку к состязаниям.
Кроме того, наше ведомство совместно с Министерством образования и науки утвердило приказ о Комплексном плане, который предусматривает важнейшие нюансы – от материального обеспечения до качественного отбора претендентов. Ведь все мы понимаем, что необходимо уже сейчас принимать меры по подготовке спортивного резерва и развитию студенческого спорта.
Казахстанские атлеты, которые определены вероятными кандидатами на участие в Универсиаде 2017 года, проходят подготовку за счет средств местных исполнительных органов (в ДЮСШ, СДЮШОР, ЦПОР, ОШИОСД, ОШВСМ) и Министерства культуры и спорта (в РЦОП, РШИКОР, РШВСМ, ДШНК и СР). Но в связи с тем, что, согласно Календарному плану спортивно-массовых мероприятий, школьные и студенческие соревнования (спартакиады школьников, республиканские и международные Универсиады) проводятся по линии Министерства образования и науки, мы предлагаем расходы по проведению централизованных учебно-тренировочных сборов и участию в тестовых соревнованиях предусмотреть через Республиканский научно-практический центр физической культуры и спорта, который и относится к данному ведомству.
При этом уже сегодня необходимо сработать на опережение и принять соответствующие меры по увеличению государственных образовательных грантов для вероятных претендентов на участие в домашней Универсиаде и довести их количество до 1 000 единиц. Это позволит нам в полной мере задействовать будущих выпускников общеобразовательных школ 2015/;16, 2016/;17 учебных годов.
– Помимо Универсиады в 2017 году нас ждут еще одни комплексные состязания – зимние Азиатские игры. Сможем ли мы параллельно подготовиться и одновременно к ним на достойном уровне?
– 8-е континентальные зимние Игры, которые пройдут в японском Саппоро, действительно совпадают по времени проведения со студенческими Играми в Алматы. Изначально они должны были стартовать в 2015 году, но в июле 2009-го в Сингапуре на Генеральной ассамблее Олимпийского совета Азии было принято решение проводить их именно в предолимпийский год. Возможно, тем самым команды Азии хотят лучше подготовиться к главным стартам четырехлетия, которые в 2018 году стартуют в южнокорейском Пхенчхане.
Все мы помним успех наших атлетов на 7-х зимних Азиатских играх, которые прошли в Астане и Алматы, и мы просто обязаны сохранить достигнутые позиции. За результаты выступлений казахстанских спортсменов на данных комплексных спортивных мероприятиях ответственность несет Министерство культуры и спорта, и наше ведомство сделает все необходимое, чтобы качественно подготовить национальные сборные по зимним видам спорта.
Развитие зимних видов спорта очень важно для нашей страны. На уровне республики выполняются все запланированные мероприятия. В связи с этим хотелось бы отметить, что многое будет зависеть также от эффективности действий местных исполнительных органов по подготовке спортивного резерва.
На предыдущих коллегиях с участием представителей акиматов областей, а также Астаны и Алматы неоднократно давались поручения по увеличению финансирования и открытию дополнительных отделений по зимним видам спорта. Но, к сожалению, не все регионы данные поручения исполнили. Это, в частности, касается Астаны, Алматы, Актюбинской и Западно-Казахстанской областей.
Проведенный нами анализ показал, что при комплектовании центров подготовки олимпийского резерва в регионах предпочтение отдается летним видам спорта. В таких областях, как Алматинская, Актюбинская, Западно-Казахстанская, до настоящего времени не поставлена работа по обеспечению преемственности в системе подготовки спортсменов высокого класса по зимним видам.
В конечном итоге эти факторы и сказываются на том, что успехов по сравнению с летними видами у нас не так уж и много, а ведь в будущем, вполне возможно, Казахстан и сам примет зимние Олимпийские игры.
– Это еще одна тема, которая непосредственно интересует всех казахстанцев. Какие выгоды нам сулит проведение самых масштабных состязаний планеты?
– В первую очередь скажу о том, что Глава государства Нурсултан Назарбаев лично инициировал выдвижение Алматы на проведение зимних Олимпийских игр, и сегодня Казахстан как никогда близок к тому, чтобы стать страной – их организатором. Пекин – очень серьезный конкурент, но и наши шансы высоки. Преимущества казахстанской заявки – стабильное экономическое развитие страны, выгодное географическое расположение (евразийская зона), подходящие климатические условия, а также наличие спортивных объектов по зимним видам спорта, построенных к Азиаде-2011, и которые возводятся к Универсиаде-2017.
На основании анализа, проведенного доктором экономических наук, профессором Рустемом Нуреевым по современным Олимпийским играм, такие комплексные мировые состязания следует рассматривать как коммерческий и инвестиционный проект.
За всю историю проведения современных Олимпиад определены три модели управления и финансирования.
Первая. Это модель госуправления и финансирования, когда доля государственного участия составляет более 67%. По данной модели финансирования Игры проводили такие страны, как СССР (Москва, 1980 год – 97%), Канада (Монреаль, 1976 год – 95%), Китай (Пекин, 2008 год – 84%).
Вторая. Смешанная модель – когда доля государственного участия составляет от 33 до 67%. Подобным образом Игры проводили такие страны, как Южная Корея (Сеул, 1988 год – 46%) и Испания (Барселона, 1992 год – 38%).
И третья – это модель частного управления и финансирования, когда доля государственного участия составляет менее 33%. По данной модели финансирования Олимпийские игры проводили такие страны, как Австралия (Сидней, 2000 год – 30%), США (Атланта, 1996 год – 15%, Лос-Анджелес, 1984 год – 2%).
Стоит отметить, что, например, Россия при проведении Олимпиады в Сочи применила смешанную модель, при этом прибыль составила 10 миллиардов долларов. Япония официально озвучила, что способна получить прибыль от Олимпийских игр 2020 года в Токио в сумме около 30 миллиардов долларов.
Из перечисленных моделей финансирования видно, что без доли государственного участия еще ни одни Олимпийские игры не проводились. Такие большие комплексные Игры – важнейшее спортивное и культурное событие, привлекающее к себе внимание миллиардов людей в более чем 200 странах. Благодаря им государство создает себе благоприятный спортивный имидж, получает международный авторитет и признание.
При этом, напомню, государством создаются дополнительные рабочие места, новые предприятия спортивной и социальной направленности, которые внесут вклад в экономику страны. Таким образом, можно подчеркнуть, что Игры проводятся государством в целях укрепления международного престижа, консолидации общества и развития инфраструктуры, что, конечно же, влияет и на повышение благосостояния народа.
Финансовые источники, из которых складывается современный бюджет Олимпийских игр, можно разделить на внешние и внутренние. К внешним следует отнести пожертвования меценатов, спонсорские средства, целевые поступления от государственных структур.
К внутренним источникам следует отнести поступления от продажи прав телевизионных трансляций Игр, билетов на спортивные соревнования, лицензирования, предоставления прав на размещение информации в Интернете, на реализацию олимпийских товаров через интернет-магазины, продажи марок, монет, сувенирной продукции, проведения лотереи.
Предварительные расчеты относительно подготовки и проведения в Алматы зимней Олимпиады уже есть. Их озвучивали представители Национального олимпийского комитета Казахстана. При этом наш НОК договаривается также с Международным олимпийским комитетом о том, чтобы часть расходов они взяли на себя. В этом случае, с учетом того что в крупнейшем отечественном мегаполисе уже есть почти вся инфраструктура, затраты будут относительно небольшие.
Стоит помнить, что в эту сумму входят средства не только на проведение зимних Игр-2022, но и на подготовку к ним, строительство оставшихся объектов, а также на модернизацию городской инфраструктуры. И всем этим в дальнейшем будут пользоваться не только алматинцы, но и все казахстанцы. К тому же в перспективе учебно-тренировочные сборы и состязания могли бы проводить здесь и сборные команды из других стран.
При этом не следует сравнивать суммы, затраченные на подготовку и проведение Сочинской Олимпиады. Там фактически все возводилось с нуля, а у нас уже многое существует.
– Если оттолкнуться от профессионального спорта, то начальным его этапом выступает все-таки массовое спортивное движение. Что делается для развития этого направления?
– Основным показателем развития массового спорта и пропаганды здорового образа жизни среди населения выступают организация и проведение именно спортивно-массовых мероприятий. На сегодня в республике состоялось 27 655 спортивно-массовых мероприятий, из них 17 811 – на селе. В данных мероприятиях участвовали 3 миллиона 623 тысячи человек, в том числе в сельской местности – 2 миллиона 200 тысяч.
Состоялись ІІ летние Сельские юношеские игры в Таразе и V Игры Народного спорта на призы Президента Республики Казахстан, республиканская акция «Салауатты ұлт – салауатты ұрпақ» под девизом «Я выбираю спорт!», прошедшая в преддверии Дня спорта.
Расширяется география нашего традиционного республиканского турнира по қазақ күресі «Қазақстан барысы» в рамках прошедших в республике международных турниров «Еуразия барысы» и «Әлем барысы». Данные соревнования проводятся в целях популяризации национальной борьбы и включения ее в дальнейшем в программу комплексных международных соревнований, таких как Олимпийские и Азиатские игры.
Одним из важных составляющих спортивно-массовых мероприятий выступает сдача Президентских тестов, в которых в нынешнем году приняли участие свыше 2 миллионов 700 тысяч человек. В текущем году постановлением Правительства внесены изменения в структуру, нормативы и порядок сдачи тестов.
– Сегодня остро стоит вопрос общего обеспечения инвентарем, особенно детей школьного возраста. Недавно в СМИ появлялась информация, что у нас будет построен специальный завод, который будет выпускать спортснаряды...
– Действительно, вопрос обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием общеобразовательных учебных заведений существует. Сегодня в школах республики обучается более двух с половиной миллионов детей, и им порой не хватает даже такого простого инвентаря, как мяч. Именно поэтому нашим ведомством совместно с Министерством инноваций и развития с привлечением инвестора завершается работа по созданию предприятия, которое будет производить вначале спортивный инвентарь, а в последующем – и специальное оборудование.
На первом этапе, до конца текущего года, отечественной компанией «КазСпорт Технолоджи» планируется запустить в Алматинской области мини-завод по изготовлению футбольных, баскетбольных и волейбольных мячей для игровых видов спорта. Финансирование данного проекта обеспечивается за счет средств частного инвестора в объеме миллиона долларов. Впоследствии на предприятии планируется изготовление лыж, велосипедов и комплектующих к ним.
Наряду с этим нами был инициирован проект по развитию велосипедной инфраструктуры. Так, в рамках подготовки к международной выставке «ЭКСПО-2017» заключен трехсторонний договор между акиматом Астаны, Фондом национального благосостояния «Самрук-Казына» и министерством. Как результат – со второго полугодия в столице уже действует 40 велостанций.
Большое значение для развития массового спорта имеет и наличие развитой сети спортивных сооружений. В настоящее время у нас их в стране насчитывается 34 234, в том числе на селе – 21 915. Однако этого явно недостаточно. Мы видим это на примере столичного велотрека, «Астана-Арены», которые на сегодня перегружены.
Также министерством запланировано поэтапное строительство физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОК) посредством софинансирования из республиканского и местных бюджетов, привлечения спонсорских средств. До 2017 года планируем запустить 43 ФОКа, из них 14 – уже в текущем году. Кроме того, за счет средств Конфедерации спортивных единоборств и силовых видов спорта построено два ФОКа в городах Семее и Туркестане, один многофункциональный комплекс при Всемирной академии бокса, начато строительство Дворца единоборств в Астане.
Как вы знаете, в последние годы большую популярность у молодежи приобретают такие уличные виды спорта, как воркаут и фит-кросс. Это обусловлено тем, что для них не требуется дорогостоящего спортивного оборудования. Уже 1 декабря в Астане на базе республиканского велотрека «Сарыарқа» к Дню Первого Президента Республики Казахстан планируется проведение чемпионата мира – фестиваля по воркауту. А для развития фит-кросса нами заключен меморандум с самой развитой сетью фитнес-клубов Казахстана «ВорлдКласс». Это тоже часть решения проблемы вовлечения детей в спорт.
– Если проблемы с массовым спортом будут решены, то они, несомненно, скажутся и на последующем этапе подготовки спортсменов высокого уровня, ведь профессионалы появляются именно из масс. Как здесь расставлены приоритеты?
– Во исполнение поручений Главы государства в рамках Посланий народу Казахстана нами были внесены предложения, вошедшие в отдельный раздел по обеспечению приоритетных мер по развитию массового спорта и формированию среди населения здорового образа жизни. Предусмотрены Концепция социального развития Республики Казахстан до 2030 года и План мероприятий по ее реализации. Для достижения поставленных целей министерством ведется работа по решению следующих задач массового спорта.
Первое: обеспечение учителей физической культуры общеобразовательных школ совместно с Министерством образования и науки, местными исполнительными органами доплатой в размере 100% от базового должностного оклада за внеклассную работу.
Второе: принятие совместно с государственными органами и бизнесом комплексных мер по активизации работы отраслевых физкультурно-спортивных обществ (ФСО) в трудовых коллективах по примеру общества «Динамо».
Третье: разработка и утверждение заинтересованными государственными органами проектов типовых спортивных площадок для занятий спортом населения по месту жительства и в местах массового отдыха.
Четвертое: законодательное закрепление норм по разработке нормативов сети физкультурно-спортивных организаций и инструкторов-методистов в рамках рассматриваемого в Парламенте законопроекта «О минимальных социальных стандартах».
Решение данных задач будет способствовать дальнейшему развитию массового спорта, популяризации среди населения здорового образа жизни, увеличению продолжительности жизни, а также позволит государству и бизнесу значительно сократить расходы на медицину и социальные выплаты.
Принятие нормативных правовых актов по реализации Закона «О физической культуре и спорте» приведет к тому, что повсеместно будут созданы условия для обеспечения к 2020 году 30-процентного охвата граждан занятиями физической культурой и спортом, а это – одна из важнейших задач, поставленных Президентом страны.
Также должное развитие массовый спорт и физкультурно-спортивное движение в стране получат за счет реконструкции действующих и строительства новых спортивных и физкультурно-оздоровительных комплексов. При этом мы рассчитываем, что к 2020 году на 40% увеличится сеть спортивных секций и клубов по видам спорта в учреждениях образования всех уровней, а количество занимающихся физической культурой и спортом составит к 2030-му 40%, а к 2050-му – 60% населения страны.