Овеянное мифами имя гордой царицы саков давно стало символом силы, независимого и свободного духа, победы. Образ героической воительницы нашел отражение и в архитектуре столицы Казахстана. Уверенно смотрящая вдаль, мастерски управляющая колесницей горделивая дочь степей – такой видят Томирис горожане, гости столицы и зрители театра Astana Opera. Квадрига, установленная на здании театра, выполнена известным казахстанским скульптором Канатом Нурбатуровым. Аналогичная скульптурная композиция в миниатюре расположена в фойе Национального музея, ее автор – Сембигали Смагулов.
Легенда о Томирис популярна во всем мире. Образ степной воительницы в своих работах в разное время запечатлели Рубенс, Аллегрини, Лука Феррари, Гюстав Моро и другие мастера. История сакской царицы вдохновляла и продолжает служить отправной точкой для полета фантазии людей творческих во многих странах, на разных континентах.
Мировая популярность загадочной и притягательной красавицы послужила причиной рождения множества легенд. В справочнике «Великие дочери Великой степи» казахстанские историки излагают такую версию.
…Томирис – гордая царица, с жесткостью настоящего воина отомстившая персидскому царю Киру. Армией Томирис командовал ее сын, которого Кир обманным путем вовлек в участие в пиршестве. Эта уловка позволила персидскому царю уничтожить большую часть своих врагов, а юноша, отрезвев, покончил с собой от стыда. Томирис поклялась отомстить за смерть сына. В последовавшей битве Кир был убит. Довольно часто Томирис изображали держащей в руках голову Кира с короной. К слову, этот эпизод стал считаться символом акта правосудия, и нередко картины заказывались, чтобы украшать залы судов. Более того, средневековая типология, возрожденная в XVII веке иезуитами, превратила Томирис в прообраз Девы Марии, торжествующей над сатаной.
Имя человека – своеобразный код, формула его судьбы, были уверены люди в древности. В силу влияния имени на жизненный путь человека верят многие и сейчас. К их числу относится и астанинка Асемгуль Отаршинова, назвавшая дочь в честь сакской царицы – Томирис.
Несколько лет назад она готовилась стать мамой второй раз, ждала двойню. Но малыши – девочка и мальчик, родились раньше положенного срока на три месяца. Диагнозы, которые им ставили врачи, были очень неутешительными. Малышам грозила слепота, была высока вероятность церебрального паралича и других страшных болезней. Врачи делали все возможное, но обещать ничего не могли, добавляя, что помочь им может только чудо. Бессонными ночами несчастная мать просила чуда и верила.
По настоянию родных вскоре маленьким были даны имена, ведь хоронить безымянными даже таких крох нельзя. Асемгуль решила назвать дочь в честь воительницы, обладательницы сильного духа – царицы Томирис. Сына нарекли Дастан, что в переводе означает – поэма, легенда. «В моей ситуации, когда надежды почти не было, это решение стало отчаянной попыткой обрести ее. Удивительно, но именно вера в сакральную силу имени дала мне силу», – говорит Асемгуль. То, что произошло потом, можно назвать совпадением, эффектом плацебо или чудом. Близняшки выжили, победив все недуги, и сегодня радуют родителей.
Издревле женщины степи отличались от женщин других восточных народов тем, что обладали большей независимостью, свободой, нередко принимали они участие и в судьбоносных решениях народа, меняли ход истории. Так, являясь ярким примером жительницы свободной степи, Томирис даже сейчас, спустя века, дарит не только вдохновение, но и веру в жизнь.