​Gala de Paris – французский стиль на столичной сцене

1812
Флюра Мусина, балетный критик

Проект состоялся при поддержке Министерства культуры и спорта РК и при участии АО «Қазақ әуендері». Впрочем, по словам автора идеи Gala de Paris Антона Левихина, в этой программе получили свое отражение еще несколько важных дат: 350-летие Парижской национальной оперы, альма-матер классического танца; 200-летие Мариуса Петипа, с именем которого связана вся история русского и мирового балета; 80-летие Рудольфа Нуреева, культового танцовщика XX века, возглавлявшего в какой-то период Гранд-опера и возродившего на французской сцене шедевры Петипа. Добавим также, что нынешний год является также юбилейным для театра «Астана Опера» – столичный театр празднует свое пятилетие.

На таком вот пересечении дат, пересечении культур, традиций и современности была построена феерическая программа вечера, показанная в молодой столице, которая по своему географичес­кому расположению и культурной политике также является цент­ральной точкой евразийского пространства, точкой пересечения Востока и Запада.

Шедевры Петипа – гран-па из «Раймонды» и па-де-де из балета «Корсар» – были представлены в редакциях молодых французских хореографов Венсана Шайе и Себастьяна Берто и демонстрировали тот самый «французский стиль», который бережно сохраняет Парижская опера. Галантный и изысканный, напоминающий версальские дворцы с его прекрасными садами и фонтанами, он требует от артистов безукоризненной техники и совершенного владения своим телом. Акцент был полностью сделан на хореографию, белоснежные костюмы лишь подчеркивали красоту линий и никак не выделяли солистов.

Первая солистка Сэ Ын Пак, восходящая звезда Парижской оперы, в партии Раймонды все же выделялась виртуозной техникой, стальным каском и невероятным апломбом. Исполнитель партии Жана де Бриена – первый солист Франсуа Алю снискал особую любовь у зрительного зала. Кошачья мягкость бесшумных приземлений, стремительное вращение, зал буквально взрывался аплодисментами при каждом выходе артиста на сцену! Блестящий дуэт также показал чудеса техники в па-де-де из балета «Корсар», еще в одном шедевре Петипа, которым завершалось первое отделение.

Между 2 шедеврами XIX века были показаны 2 шедевра ХХ века: «Видение розы» на музыку

К.-М. Вебера и бессмертный «Умирающий лебедь» К. Сен-Санса. Партию розы исполнил солист оперы Марк Моро – один из самых ярких исполнителей парижской труппы. Трудно перетанцевать Нижинского, однако талантливому солисту, который занимается танцем с 4 лет, удалось создать образ не только убедительный, но и очень индивидуальный. Жаль только, что видеодекорации лишили танцовщика возможности совершить в финале номера тот фантастический прыжок в окно, который сводил с ума парижан в начале ХХ века.

Украшением гала, его фирменным французским знаком стала Летиция Пюжоль – признанная этуаль Парижской оперы. Тальоневские позы, воздушные прыжки, точеная фигура, мягкие говорящие руки и безупречный вкус позволили ей филигранно исполнить романтический образ девушки в «Видении розы».

Другой шедевр Фокина – «Умирающий лебедь» – был подготовлен специально для гастролей в Казахстане, так что на сцене театра «Астана Опера» у балерины состоялась премьера.

Классическое Гран-па на музыку Обера было исполнено самыми юными артистами труппы, которые показали чудеса владения техникой классичес­кого танца.

Камиль Бон и Томас Докир, танцуя элегантную виртуозную композицию Гжовского, сами уподоблялись классичес­ким пассажам архитектуры, изображенной на виртуальном заднике. Безупречный по чис­тоте линий, не замутненный лишними эмоциями, танец был выдержан в строгой эстетике «Гран-па классик» и рисовал блестящую перспективу балетной труппы Парижской оперы.

Оркестр этим вечером стал полноправным участником представления, а не просто аккомпанировал балету. Оркестровые интермеццо связывали между собой отдельные номера и представляли зрителям возможность перестроиться с одного настроения на другое. Так, после бравурных аккордов Д. Обера взволнованное па-де-де из балета «Щелкунчик» подготовило почву для восприятия пронзительного монолога из балета Нуреева «Манфред» в исполнении Марка Моро.

Известный дирижер Владимир Ланде, имеющий опыт работы со многими оркестрами мира, особо отметил высокий профессионализм оркестра театра «Астана Опера» и общую картину культурной жизни в стране: «Я много езжу по миру и хочу отметить, что Казахстан, на мой взгляд, сегодня самая успешная страна из всех бывших союзных республик. Идет вперед, не отвергая старого, я имею в виду в том числе и культурные связи. И музыканты прекрасно разбираются в русской музыке, это слышно по Чайковскому. Во многих странах, где я дирижировал, любят Чайковского, вероятно, знают его музыку, но по жилам в крови Чайковский не течет. А здесь течет! С этими музыкантами Чайковского играть легко и просто, они без слов все понимают».

Прекрасно был исполнен и Концерт для скрипки с оркестром Ф. Мендельсона, который служил музыкальной основой для балета «Ренессанс» в постановке Себастьяна Берто. Это был праздник и для слуха, и для глаз. Сложнейшую сольную партию исполнил концертмейстер группы скрипок Симфонического оркестра театра «Астана Опера» Багдат Абильханов.

Пластический эквивалент прекрасной музыке создал на сцене молодой хореограф. «Ренессанс» – первая его постановка для Парижской оперы, а показ в Астане – это первая мировая премьера балета. Рос-кошные, усыпанные жемчугом и ажурным шитьем костюмы от дизайнерского дома Balmain не только выглядят тяжелыми, но и на самом деле весят пару килограммов. Впрочем, как будто не ощущают этого веса, парят по сцене, совершают невероятные поддержки, подкидывают вверх и ловко ловят партнерш, поражают виртуозной техникой. Две пары основных солистов – Камиль Бон – Томас Докир и Марион Готье – Пабло Легаса – ведут сквозную танцевальную линию, но не обделены и остальные артисты. Наис Дюбок, Исаак Лопес Гомес, Адель Белем, Джек Газтоут, Амели Жоанидес, Жозеф Омер, Виктуар Анкетиль и Аксель Маглиано блистают в разных по темпу и динамике, но неизменно изобретательных, виртуозных композициях.

Другой визуальной составляющей программы являлись сценические заставки – суперзанавесы художника Ахсара Муриева, навеянные росписью Марка Шагала внутреннего купола Оперы Гарнье, а также живописью Пикассо и Матисса. Художник пытался перенести зрителей в атмосферу Парижа, в пространство Гранд-опера, и это ему удалось. А организаторам, несомненно, удалось сотворить праздник танца, от которого захватывает дух. И провести множество параллелей, которые вопреки всем законам физики пересекаются на пространствах евразийской культуры.

Популярное

Все
Казахстан укрепил свой статус международного транзитного хаба
Индустрия детских товаров ждет поддержки
Навели порядок
Заложник статуса
Чтить традиции и знать язык
Парламентарии ознакомились с развитием индустриальной сферы и деятельностью аграрных предприятий
Культурный контекст в эпоху ИИ
Цифровые помощники учителей
От идеи – к интересу
А что выбираете вы?
О чем расскажут старинные карты
Золотые артефакты найдены в Улытау
Выявлены ошибки, даны рекомендации
«Байтерек» отчитался о работе
Создавая запас прочности
Не только учить, но и воспитывать
Нацпроект ускорит модернизацию
Металлы редкие – перспективы большие
Внедрение инновационных технологий неизбежно
К вершинам Алтайских гор
Четыре человека погибли в жуткой аварии в Актюбинской области
День спорта отметят в Казахстане
Сегодня – День спорта
Осуждена за пропаганду терроризма в Интернете
Госаудит проверил расходы казахстанской науки
Дочь Эмомали Рахмона получила должность в Минздраве Таджикистана
Объединяя знания – строим будущее
Хаб «Мағжан орталығы» открылся в Петропавловске
Идет подготовка к государственному визиту
Казахстанцы сделали свой выбор
Стало известно точное время встречи Путина и Трампа на Аляске
Школа должна быть местом, где каждый ребенок чувствует себя в полной безопасности – Токаев
Больше 20 предприятий Алматы признаны победителями регионального этапа конкурса «Лучший товар Казахстана»
Путь к вершине
Образование и наука должны стать движущей силой развития Казахстана – Токаев
Системный подход, направленный на результат
Премьера оперы «Хан Сұлтан. Алтын Орда» состоится в Татарстане
Для студентов колледжа построили общежитие
Награды паралимпийцам вручили в Астане
Быстрее реагировать на вызовы
До конца 2025 года в Казахстане введут обязательную маркировку моторных масел
Десять человек погибли за два дня на трассах Казахстана
Жезказган – Кызылорда: уложены первые километры асфальта
Сильные дожди накроют Казахстан
Сильные дожди сменят жару в Казахстане
Гвардейцы впервые стали чемпионами МВД РК по спортивному самбо
В Павлодарской области масштабно отметили 125-летие Исы Байзакова
Родители потратили благотворительную помощь на лечение сына: возбуждено дело
В Кызылординской области все больше сёл отказываются от продажи алкоголя
Гвардеец завоевал бронзу на ЧМ по пляжному самбо в Сингапуре
О погоде в Казахстане на первые дни августа рассказали синоптики
Нацбанк начал валютные интервенции
Где и когда посмотреть результаты конкурса грантов?
Гвардеец стал призёром конкурса по популяризации наследия Абая
В Туркестане построят восточную объездную дорогу
В Астане 125 новобранцев дали клятву Родине
Незаконные постройки снесут в Уральске
Найдены личные вещи членов экипажа пропавшего на Сорбулаке вертолета
Алматинская область подарила земле Абая скульптуру «Золотой человек»
В Джакарте откроют showroom казахстанского экспорта

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]