Гений ХХ века

2617
Юрий АРАВИН, музыковед, член Союза композиторов РК, заслуженный деятель искусств РК

Помню, как Нургиса Тлендиев, выходя на сцену, брал в руки домбру или вставал за дирижерский пульт – и удивительным гипнотическим образом сразу брал власть не только над музыкантами оркестра, но и над всеми завороженными слушателями. Поведение его порой было неординарным, не академичным. Он мог на какое-то время вообще перестать дирижировать, и только строгий, иногда лукавый, а чаще призывный взгляд на ту или иную группу оркестра, на того или другого солиста говорил о его постоянном контроле над ситуацией.

Его коронный, ярко театральный прием: в середине произведения, перед репризой, повернуться к оркестру спиной, как бы давая музыкантам полную свободу исполнительского творчества, и изящными пасами руки то назад к оркестру, то в публику создавать удивительный эффект сомыслия, соучастия, сотворчества для всех, находящихся и на сцене, и в зале, и музыкантов, и слушателей. А когда он солировал на домбре свои виртуозные импровизации, то умел нагнетать такое напряжение ожидания, что вступление оркестра по энергичному взмаху его руки казалось взрывом эмоций, прорывом чувства радости, вдохновения, и публика с восторгом отзывалась шквалом аплодисментов.

Он был не только блестящим дом­бристом, в совершенстве владеющим всеми приемами, всеми стилями игры, не только великолепным мастером-дирижером, не только многоплановым композитором, но и гением коммуникативности, утверждающим постулат, что задача музыканта и композитора заключается не только в том, чтобы сочинить хорошую музыку и хорошо ее исполнить, но и суметь подарить слушателю право на соучастие в этом творческом процессе.

Родился Нургиса Тлендиев 1 апреля 1925 года в Чили-Кемире Илийского района Алматинской области. Судьба благоволила ему стать музыкантом. От отца Тленды он унаследовал любовь к домбре и талант музыкальных фантазий. Еще подростком его приметил Ахмет Куанович Жубанов и, создавая первый оркестр народных инструментов в 1937 году, когда Нургисе было всего 12 лет, взял его под свою опеку. Играя в оркестре в таком возрасте, Нургиса имел возможность на практике учиться у таких корифеев традиционного народного искусства, как Капия Жантлеуов, Науша Букейханов, Калми Байжанов и другие. Музыканты первого оркестра давали ему ценные уроки постижения глубин домбровой музыки.

Но счастливые дни мирной жизни были прерваны войной. В 18 лет Нургиса добровольцем ушел на фронт. С честью перенес все испытания, вернулся домой с медалями на груди – "За отвагу", "За победу в Великой Отечественной войне", "За взятие Берлина".

Истосковавшись по родной домбре, Нургиса становится одним из первых студентов факультета народных инструментов только открывшейся Алма-Атинской государственной консерватории и, уже имея опыт оркестрового музыканта, смело берет на себя руководство Оркестром народных инструментов Радиокомитета.

Понимая, что профессия дирижера требует специальных знаний, Тлендиев поступает в Московскую консерваторию в класс дирижирования профессора Р. Аносова. Уже дипломированным специалистом в 1952 году встает за пульт симфонического оркестра ГАТОБ им. Абая. Непосредственное соприкосновение с оперой и балетом реализуется в создании им оперы "Алтын таулар" (совместно с К. Кужамьяровым, либретто К. Байсеитова и К. Шангитбаева) и трех балетных партитур – "Дорогой дружбы" (либретто К. Байсеитова), "Ортеке" (либретто Д. Абишева) и "Аккулар" (либретто С. Чернышова). С 1960 по 1968 год Тлендиев возглавляет Оркестр народных инструментов им. Курмангазы, для которого пишет целый ряд произведений, разрабатывая свою концепцию современного оркестрового звучания традиционного жанра народной инструментальной музыки – домбрового кюя.

Много новых знаний и навыков за последующие 4 года Тлендиеву дает работа на "Казахфильме". Здесь он создает музыку для знакового фильма "Кыз-Жибек", а также "Погоня в степи", "Меня зовут Кожа" и ставших классикой казахской мультипликации "Ак-ку", "Почему у ласточки хвост рожками", к документальным фильмам "Академик Сатпаев", "Ибрай Алтынсарин", "Народное ремесло".

Знаменательной вехой в творчестве Н. Тлендиева и музыкальной культуры Казахстана в целом стал 1982 год, когда он возглавил новый фольклорно-этнографический оркестр "Отрар сазы", став его бессменным художественным руководителем и главным дирижером. Собственно, оркестр "Отрар сазы" – это его детище и вершина его творчества как композитора, так и исполнителя и дирижера.

В свое время рождение ставшего впоследствии знаменитым Оркестра казахских народных инструментов им. Курмангазы было смелым перенесением А. Жубановым богатого опыта Андреевского оркестра русских народных инструментов на новую национальную культурную почву. Благодаря его кропотливой и плодотворной работе совместно с замечательными музыкальными мастерами К. Касымовым и братьями Романенко, удалось расширить весь тембровый диапазон двух основных казахских народных инструментов – домбры и кобыза до полного оркестрового звучания – от баса до примы. Многочисленные оркестровые переложения народных кюев и обработки песенных мелодий, создаваемые казахскими композиторами, утвердили право партитурного звучания казахской народной музыки. Однако все, даже оригинальные произведения, созданные для оркестра им. Курмангазы, воспринимались именно как переложения, как обработки. Заслуга Нургисы Тлендиева, его композиторский талант заключаются в том, что он создал в принципе новый стиль музыкального мышления, исходящий из традиций, логики структурирования, формообразования, драматургии, присущей народному домбровому кюю, но через призму оркестровой партитуры, масштабной тембровой палитры.

Новизна звучания оркестра "Отрар сазы" и в более активном и естественном введении старинных солирующих инструментов. Это группа духовых инструментов – семейство саз-сырнаев, известных многим народам мира как "окарина" и возродившихся из глубокой древности благодаря трудам Булата Сарыбаева. Это сыбызгы – казахская флейта, которая в процессе реконструкции стала изготовляться не из тростника, а из дерева или пластика, стала уверенно держать строй. Если первые гармони звучали в оркестре лишь мелодическим голосом без использования левой гармонической аккордовой клавиатуры, то теперь полнокровное звучание этого инструмен­та значительно обогатило фактуру оркестра в целом. Значительно увеличилось звучание разнообразных ударных и шумовых инструментов. Достойное место заняли казахские арфы – жетиген и адырна, получившие в последние годы столь удачную реконструкцию.

Впечатляюще в палитру оркестрового ансамбля вписался человеческий голос, вокализы женских голосов. Характерной чертой тематического развития в оркестровых произведениях Нургисы Тлендиева является яркое, убедительно зримое выведение того или иного инструмента на солирующую позицию. Особое место в этом плане, конечно же, принадлежит домбре. Будучи сам блистательным домбристом-виртуозом, Нургиса создает в своих совместных выступлениях с оркестром эффект концертности, то есть состязания, столь характерного как для казахской музыкальной культуры устной традиции, так и европейской письменной. В его музыке плодотворно синтезируются эти две, казалось бы, несовместимые сферы – свободной импровизации и строгой регламентации. Благодаря такому слиянию рождается новое явление музыкальной культуры Казахстана – оркестровый кюй.

Что касается претворения различных исполнительских школ, то в его музыке совершенно естественно энергичное токпе может переходить в изящное шертпе, а плавность, широта мелодического движения как бы поющих инструментов – в динамичный, пульсирующий ритм "скачки". Всего Нургиса Тлендиев создал более 30 оркестровых произведений, по-новому воплощающих жанр кюя, и, кстати, многие из них существуют как в сольном, так и в оркестровом вариантах, еще раз подчеркивая естественность перехода от камерного сольного музицирования к коллективному, оркестровому.

Образный ряд его сочинений так же широк, как и в народном творчестве. В нем есть место и тотемным образам, как в пьесе "Ак-ку", и картинам степной перекочевки – "Кош керуен", и выражению глубокого уважения, почитанию предков – "Ата толгау", "Атанда мура", и воспеванию легендарного образа поэта и батыра Махамбета.

Как и в народных кюях, в его музыке можно порой услышать элементы звукоподражания: лебединый клекот, хлопанье крыльев, эффект полета в кюе "Ак-ку", звукоизобразительные эффекты движения многоликой толпы в кюе "Кош керуен". Не секрет, что это пришло в его музыку из опыта работы в кино, с решением задач создания конкретной зримости образа.

Заслуженной популярностью пользуются песни Нургисы Тлендиева. Их более ста, и в основном это лирические излияния любви к родным краям, воспевание красот джайляу, небесных гор как символа чистоты и величия и, конечно, женского изящества, облика возлюбленной и неизбывного состояния влюбленности. Одни сочинялись им в народном стиле с использованием характерных мелодических оборотов, и не случайно некоторые настолько естественно, органично звучат в контексте традиционной народной песенной лирики, что вошли в обиход без авторской составляющей. Другие – продолжают и развивают стилистику праздничного концертного казахского вальса, созданного еще Жубановым, Хамиди, Тулебаевым и ставшего излюбленным в творчестве Калдаякова, Хасангалиева и других композиторов песенного жанра. В таких песнях есть и широта диапазона, и красочные колоратурные эпизоды, что дает профессиональной певице возможность продемонстрировать свой талант. Изящество и нежность вальсового кружения Нургиса использует и в лирических песнях, посвященных близким людям – бабушке, отцу, любимой женщине.

Нургиса Тлендиев на сцене, да и в обычной жизни, ассоциируется с классическим обликом народного музыканта высочайшего профессионализма. Каковыми являлись великие кюйши, салы и сере. Раскрепощенный, уверенный, порой даже эксцентричный в своем поведении, но всегда несущий мощный заряд творческой энергии, вдохновения, он был символом неразрывного синтеза автора и исполнителя. Унаследовав всю глубину этого единства, Нургиса Тлендиев создал новый жанр музыкального искусства – оркестровый кюй, оптимистично утвердив неувядаемую силу народного жанра, его способность адаптации к новым веяниям, новым жизненным ритмам, новому времени.

Его талант, его труд на благо сохранения и процветания традиций народного музыкального искусства получили благодарное признание народа и были по достоинству оценены высоким званием народного артиста СССР, лауреата Государственных премий, избранием в депутаты Верховного Совета Казахской ССР, золотой звездой "Халық Қаhарманы".

Нургиса Тлендиев ушел из земной жизни в 1998 году, однако его духовная сущность осталась с теми, кто знал его лично, и с теми, кто соприкоснется с его творчеством в далеком будущем. Образ этого человека, музыканта, композитора, дирижера в истории культуры, Казахстана во всей полноте заслуживает определения – гений ХХ века.

Популярное

Все
Какой приговор могут вынести Бишимбаеву присяжные, рассказала адвокат
Семей: что показать туристам?
Чем чревато обещание мгновенного успеха?
Акмолинец Альмукан Сембинов брал Варшаву и Берлин
В Тегеране помнят о погибших советских воинах
Фестиваль книги преобразовался в театрализованное шоу
Память Рахимжана Кошкарбаева почтили в Астане
«Мир казахов» пришел к англичанам
Алькей Маргулан посвятил археологии всю жизнь
Лучших знатоков казахского языка определили среди гвардейцев
Казахстан служит примером для стран, ищущих свой путь развития
Быть учителем непросто
История Галымжана Габдрешова воодушевляет
Возможности внедрения альтернативных форм голосования обсуждают эксперты
Сенаторы требуют демонополизации рынка сотовой связи
Мажилисмены призывают не прощать закладчиков наркотиков
187 горняков эвакуировали из шахты Костенко в Караганде
Если бы коучи могли научить кое-чему
Самую глубокую голубую дыру на планете обнаружили в Мексике
Степь цветет, радует глаз
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Тест на прочность: держаться вместе!
Волонтерство – элемент национального характера
100 новых домов начали строить в СКО для пострадавших от паводков граждан
Токаев: Чистота городов и сёл Казахстана должна стать образом жизни
Шестую с начала года нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Казахстанским компаниям стало проще выигрывать конкурсы закупок субъектов естественных монополий
Большая вода: принимаются меры для стабилизации цен в пострадавших регионах
Волонтеры тоже нуждаются в заботе
Юные гости восхищаются пейзажами Алматинской области
Почему Александр Невский с Ордой не ссорился?
Рыбакина уверенно обыграла итальянскую соперницу на супертурнире в Испании
В Казахстане дешевеют яйца
Долговечность строений зависит от качества стройматериалов
На весенне-полевые работы аграриям требуется 1,5 трлн тенге
Навигация открылась на судоходных водных путях в Казахстане
Более 30 лет скрывавшийся от правосудия насильник задержан в Павлодаре
Йеменские хуситы вновь атаковали суда в Красном море
Король Карл возвращается к публичной деятельности
Вода уходит, села возвращаются к нормальной жизни
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области

Читайте также

Чем известна легендарная казахстанская крепость Аккесене
Полвека назад начались крупномасштабные раскопки на городищ…
В зале Улуг Улуса в Национальном музее РК собрано множество…
Марат Тажин провел заседание нацкомиссии по реализации "Рух…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]