Главная роль в жизни

12622
Дина Боранбаева, область Жетысу

Представьте сюжет: девочка из небольшого села мечтает о большой сцене и самозабвенно поет песни на «итальянском». В один прекрасный день без пяти минут студентке пединститута дядя решительно заявляет: «Ты будешь актрисой!»

фото из личного архива Галии Темербаевой

И вот итог – она блистает на театральной сцене уже почти полвека. Такой могла быть пьеса по мотивам жизни актрисы Талдыкорганского драматического театра им. Б. Римовой, обладателя звания «Қазақстанның еңбек сіңірген қайраткері» Галии Темербаевой. В ее послужном спис­ке более шестидесяти ролей, многие из которых стали знаковыми как для нее самой, так и для ее родного театра.

А началась эта история в 60-х годах: тогда ни одно школьное мероприятие не проходило без участия главной активистки, обладательницы незаурядной харизмы и прекрасного голоса Галии. Более того, у девочки был особый талант – строки любой песни на казахском или русском языках она могла моментально произносить от конца к началу. Ее оригинальные номера объявляли отдельно: «Сейчас наша ученица Галия споет вам на итальянском!»

Но, помимо пения, еще больше манил театр: родной брат ее мамы Рахметбай Телеубаев в те годы был уже известным актером, работал в Ауэзовском театре. После его гастролей на малой родине в Кербулакском районе, будучи четвероклассницей, решила организовать свой мини-театр, вспоминает Галия Темербаева. Но инициативу школяров тогда не оценили и помещения для репетиций не давали. Так что готовить первые спектакли приходилось прямо в сарае, смеется актриса.

В 1976 году юная выпускница школы поехала в Талдыкорган поступать на музыкальный факультет местного педагогического института. Конечно, грезить о театре она не переставала, но все ли мы сразу идем за мечтой? И тут в ее судьбе вновь появился дядя Рахметбай.

– Он позвонил и спросил: «Ты где?» – вспоминает Галия Темербаева. – Я, как есть, отвечаю, что уже сдала три вступительных экзамена на музфак. Он решительно сказал тогда: «Нет, ты будешь артисткой!» После этих слов я, не раздумывая, забрала до­кументы и уехала в Алма-Ату в театральную студию при драматическом театре имени Ауэзова. Правда, через время я все же поступила на заочное отделение филфака Талдыкорганского пединститута. Но жизнь все равно полностью связала с театром.

Единственный в Талдыкоргане драматический театр был открыт в 1975 году. Совсем молодой актрисой Галия Амеркамзаевна впервые переступила его порог в 1978-м, да так и осталась здесь. Первые роли были совсем эпизодические, потом сыграла конферансье в музыкальной комедии С. Жунусова «Қысылғаннан қыз болдық».

– К нам приехали тогда еще дипломники-режиссеры Алдаш Шалбаев и Тлеген Ахметов, которые ставили свою работу «Қыз жиырмаға толғанда», – продолжает собеседница. – А в то время одну роль играли сразу три состава: самый лучший выходил в первый день, кто похуже – во второй и так далее. В этом спектакле мне дали характерную роль Гаухар, и я подошла к ней со всей ответственнос­тью – усиленно готовилась, занималась. В итоге я вышла на сцену в первый день.

Следующей яркой работой 20-летней актрисы стал спектакль «Акын Сара». И сыграла она в нем вовсе не роль юной поэтессы, а ее матери. Обладая прекрас­ными вокальными данными, игру на домбре так и не сумела освоить, признается Галия Амеркамзаевна. С этим музыкальным спектаклем они объез­дили множество городов и сел.

– Сейчас, конечно, очень хорошо – везде есть гостиницы, передвигаемся на комфортабельном транспорте. А раньше мы на автобусе «Кубань» ездили в Чимкент, Актюбинск и даже Ташкент, тряслись и всю дорогу пели песни, – с улыбкой нос­тальгирует героиня. – Приедем в село, где нет гостиницы, и ждем у конторы, пока наш администратор договаривается распределить нас по домам местных жителей. Повезет, если хозяева гостеприимные, но бывало и так, что тихонько поедим, что дали, и быстрее ложимся спать. Но сомнений в выборе профессии никогда не было! Я люблю сцену, я счастлива играть. Даже если в день бывает по два-три спектакля, все равно не устаешь – сцена дает вдохновение и силы.

Потом были роли матери Абая в постановке «Абай-Айгерим», Кларичче в «Слуге двух господ», героини Т. Ахтанова, Н. Гоголя… За 46 лет работы в театре Галия Темербаева пережила десятки перевоплощений, вкладывая в каждую роль всю душу – смеясь и плача, любя и ненавидя, ища смысл жизни и теряя все вместе со своими героинями. Но среди сыгранных ролей есть самые любимые и близкие, делится актриса. Это Фарида из «Ғашықсыз ғасыр» и Даметкен в «Бір түп алма ағашы». Такие работы, по ее признанию, неизбежно оставляют след в характере.

– Наша работа очень сложная, хотя в широких массах живет убеждение, что артисты – люди легкомысленные, – говорит Галия Темербаева. – На самом деле в свой образ вживаешься задолго до выхода на сцену: ни с кем не разговариваем, не отвлекаемся. Бывает день, когда все получается само собой, а порой приходится себя даже заставлять, и в таких случаях остаешься недовольной собой. Каждый актер знает, когда он «смог», а когда не получилось, хотя его и похвалили. Каждый из нас сам себе самый главный судья.

К слову, порядка двадцати лет Галия Темербаева совмещала актерскую деятельность с руководящей: была сначала заместителем, а потом и директором драмтеатра им. Б. Римовой.

– До недавнего времени в течение двадцати лет я успевала еще работать заведую­щей студенческим театром «Жас түлек» в Жетысуском университете имени Жансугурова, – рассказывает актриса. – Столько учеников воспитала, со многими мы до сих пор пересекаемся, и это очень приятно – слышать слова благодарности. Я им говорила, что даже если вы не актеры, вы – личности, которые должны красиво себя подать в обществе, грамотно излагать свои мысли. Мы ставили различные пьесы, ездили на студенческие фестивали. А на репетиции собирались почти ночами – после моей работы и учебы ребят. Один из моих студентов, к слову, в итоге поступил в академию искусств имени Жургенова, сейчас мы работаем вместе.

И при такой бурной творческой дея­тельности она счастливо прожила в браке с супругом Маратом Темербаевым сорок лет, вырастив двоих детей. К сожалению, в прошлом году Марат Айтбекович ушел из жизни. Пережить тяжелую потерю помогают любимые дочери, трое внуков и, конечно же, сцена.

– Об актерах говорят: «Ой, знаем мы их, сходятся-расходятся», но сколько лет работаю – в своем окружении такого никогда не видела. У всех крепкие семьи, любовь и взаимопонимание, – вновь ломает стереотипы собеседница. – При этом все артисты – трудяги, посвящающие работе день и ночь. Поэтому я своим детям не разрешила пойти по моим стопам, хотя они тоже хорошо поют, в детстве играли в сказках. В итоге старшая дочь Айжан выбрала научную деятельность, 13 лет училась за рубежом, сейчас является проректором Карагандинского политехнического университета, прошла отбор в Президентский кадровый резерв. Младшая дочь Тогжан – нейропсихолог, поднимает деток с такими сложными диагнозами, как ДЦП и аутизм.

Работа на сцене не позволяет лениться и терять форму, отмечает Галия Амеркамзаевна. Как такового «пенсионного возраста» у актеров не существует, но нет и предела мастерству: актеры с богатейшим опытом продолжают ежедневно работать над дикцией, техникой речи, движениями, постоянно учатся новому.

Каждая постановка дает возможность не только радовать зрителя, получать неповторимый опыт, но и поработать со знаковыми личностями и просто встретить на жизненном пути прекрасных людей, подчеркивает Галия Амеркамзаевна. Одним из них в ее жизни является ныне покойный именитый режиссер Болат Атабаев.

– В 1998 году мне диагностировали рак четвертой степени, – раскрывает страницы тяжелого прошлого героиня. – Я лежала в онкологическом институте в Алматы, прошла девять химиотерапий. Сказали, что мне осталось жить два месяца, со мной даже приехал попрощаться целый автобус актеров. Тогда Болат Атабаев сделал мне вызов в Германию. Я бесконечно благодарна ему. Дети в то время были еще маленькие, и ради них в первую очередь я сказала болезни решительное «нет». Помню, как писала и развешивала плакаты «Я здорова», «В моих жилах течет здоровая кровь», помню, как все понимала и искренне молилась за меня моя пятилетняя дочь. В онкологическом центре в Дрездене я получала лечение в течение 45 дней. Там тоже был интересный случай: лежать в клинике было дорого, и вот ко мне совершенно случайно подходит наша бывшая землячка – немка из Карабулака, спрашивая: из Казахстана ли я и надо ли чем-то помочь? Мы с сопровождающей меня девушкой, которая помогала мне и была переводчицей, попросили найти квартиру с небольшой арендной платой. А в итоге она нас устраивает в каком-то объединении феминисток, где мы жили и даже питались бесплатно. Помимо этого, нас каждый день возили в клинику, а уже провожая в Казахстан, вручили ценнейший по тем временам подарок – видеокамеру…

Вернувшись домой, Галия Темербаева отправилась… на гастроли в Астану. Пос­ле всего пережитого страха не осталось, признается она. Напротив, главной движущей силой стали искреннее жизнелюбие, желание помогать и благодарность.

– Каждое утро, просыпаясь, я благодарю Аллаха за возможность жить, работать, творить, прошу прощения за все. А как иначе? Всевышний есть, и я верю, что он нас слышит.

Популярное

Все
МСХ РК: Ситуация в регионах по приемке и переработке сахарной свёклы на особом контроле
Усик победил Фьюри и сохранил звание абсолютного чемпиона
Свыше 1,2 тыс. единиц спецтехники убирают снег в Астане ночью
В Японии создали лекарство для роста новых зубов на месте утраченных
Аида Балаева: Реализация идеологической политики требует комплексного подхода
Мировые лидеры поздравляют президента и народ Казахстана с Днем Независимости
Итоги 2024 года Минэнерго: достижения и перспективы развития энергетической отрасли
XII кинофестиваль «Бастау» объявил победителей
Сколько выходных дадут казахстанцам в 2025 году
Известный блогер-полиглот стал послом туризма Казахстана
Денис Качеев: «Работа по укреплению независимости требует постоянного внимания и участия всего общества»
Работа над многотомником по истории Казахстана продолжается
Токаев поздравил казахстанцев с Днем Независимости
Прочные основы безопасности и развития страны
Тела 12 человек обнаружены в ресторане на горнолыжном курорте в Грузии
Обсуждены перспективы ЕАЭС
Время выбрало нас
Искать точки соприкосновения, а не проводить разделительные линии
Торжественный концерт, посвященный 95-летию Бибигуль Тулегеновой, прошёл в Астане
Столп национальной духовности
Казахстанцы: идентичность 33 года спустя
«Egemen Qazaqstan»: этапы большого пути
На благо страны
Россия – Казахстан: союз, востребованный жизнью и обращенный в будущее
«Южный вектор» открыт для бизнес-предложений
Махмуд Сабырхан нокаутом выиграл бой на ЧА по боксу
Президент подписал закон по вопросам реформирования жилищной политики
На собственной «резине»: от Нижнекамска до Караганды
Президент посетил концерт, посвященный творчеству поэта Шомишбая Сариева
Увидеть Мангистау и запомнить навсегда
Главную сверхспособность человека, которой нет у ИИ, назвали эксперты
Грустные думки аграрные
Премьер провел оперативное совещание по поручениям главы государства
Задачи прокуратуры – закон и порядок
Опыт Шымкентского водоканала изучают эксперты Всемирного банка
Производство шоколада может прекратиться
Автоочередь образовалась на казахстанско-российской границе
Лица старого Уральска
Дело о секс-рабстве девочки из Кызылорды: оглашен второй приговор
В Узбекистане погибла известная бьюти-блогер, выпав из окна
Прорыв в дорожной сфере
Трудов высокая оценка
В поликлинике Кызылорды необоснованно завышали стоимость медсправок

Читайте также

В Белграде открылась выставка «Культурное наследие Великой …
Более 12 тыс. зрителей собрал балет «Щелкунчик» в первый де…
Казахстанка взяла «золото» на международном чемпионате по п…
Аида Балаева: Казахское кино еще не раскрыло свой истинный …

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]