Город великий и научный

5260
Игорь Прохоров

– Археологическое изучение Отрара, начатое еще в конце XIX века, спорадически производилось до середины ХХ века. Планомерно Отрар начал изу­чаться с 1969 года, когда была организована Отрарская археологическая экспедиция, а затем, в 1971 году, она была преобразована в Южно-Казахстанскую комплексную археологическую экспедицию (ЮККАЭ). В ее составе под руководством Кемаля Акишева работали маститые специалисты: курганный отряд Нурмуханбетова, ирригационный отряд Грошева, новостроечный отряд Ерзаковича. Экспедиция развернула работы по всему Южному Казахстану с небывалым размахом. Основные усилия были сосредоточены в Отрарском оазисе и его периферии, на левом берегу Сырдарьи до границ Кызылкума и хребта Каратау с его северными предгорьями. Каких же результатов удалось тогда достичь?

– В те годы основные усилия были направлены на накопление археологического материала. В Отраре заложили стратиграфический раскоп, прорезавший всю толщу культурных напластований, что позволило определить время возникновения города, наметить основные периоды его жизни. На территории городища проводились раскопки широкими площадями разновременных слоев, отдельных кварталов, монументальных общественных сооружений, ремесленных мастерских, давших богатый археологический материал, который вместе с историческими данными позволил воссоздать историю этого крупного политического, хозяйственного и культурного центра на юге Казахстана.

Раскопки 1970–1980-х годов шахристана города позволили понять структуру позднесредневекового Отрара. Удалось детально изучить такие шедевры градостроительного искусства, как соборная мечеть, так называемый дворец Бердибека. В рабаде города изучены общественные бани XII и ХIV веков, обнаружен производственный квартал, состоящий из многочисленных мастерских, занимавшихся гончарным ремеслом. Что интересно, промзона Отрара относится к ХIII–XV векам, то есть она возникла уже после монгольского нашествия. Здесь же, на территории рабада, раскопана и изу­чена кирпичеобжигательная мастерская. А за городом найден некрополь с мавзолеем из жженого кирпича.

Многие объекты, обнаруженные ЮККАЭ, в настоящее время законсервированы и частично реконструированы, представлены взору туристов. Эталонные для многочисленных городищ и поселений региона раскопки были заложены на Костобе южном и Ботайтобе. Данные из них стали основой для датировки и определения характера памятников региона.

– За последние 50 лет раскопки производились также на крупных городищах Отрарского оазиса, таких как Куйрыктобе, Алтынтобе, Мардан-Куик, Кокмардан. Например, на городище Куйрыктобе были раскопаны остатки мечети XII века, одной из древнейших на территории Казах­стана. Вполне вероятно, что в этой мечети проповедовал наставник Ходжи Ахмета Яссауи святой Арыстанбаб, чей мавзолей располагается в километре от развалин города. В исторических сочинениях городище Куйрыктобе в одно время фигурировало под наз­ванием Кедер…

– Также возможно, что город носил имя святого и назывался Арыстанбаб. Под этим названием городище Куйрыктобе обозначено на карте XIX века. Также «город Арыстанбаб» зафиксирован мной на эпитафии из кладбища Арыстанбаб. Здесь же раскопан дворец тюркских правителей города с богато оформленным интерьером из резных досок. На них изображены сцены из жизни правящей элиты.

В одном из домов Куйрыктобе найдена уникальная вещь – керамическая маска с человеческим лицом. Выдвинута версия, что она использовалась для театральных представлений, а здание, в котором была найдена маска, получило название «Дом актера». Отсюда же происходит еще одна интересная находка. Это глиняный черепок от стенки большого сосуда. Он уникален тем, что вторично использован как писчий материал. На черепок чернилами нанесена надпись – первая сура Корана.

– А существовала ли в действительности отрарская подземная библиотека, о которой ходит так много легенд и слухов? Вполне возможно, что часть древних книг могла быть на глиняных табличках. Тогда неясные сведения о таинственной библиотеке получили бы вещественные подтверждения. Может быть, Вы знаете о находках в городе средневековых или древних книг?

– Легенда об отрарской биб­лиотеке получила широкое распространение благодаря художественной исторической литературе. Однако даже известный исследователь Отрара Кемаль Акишев выдвинул в свое время осторожное предположение о ее возможном существовании. С тех пор многие умы будоражит мысль о том, как ее найти. Сейчас к нам на городище даже приезжают экстрасенсы с категорическими заявлениями о том, что они знают точное мес­тоположение библиотеки. На моей памяти нас посетили три экстрасенса. Но пока, к сожалению, ни одна из их гипотез не нашла подтверждения. Пока нет точных исторических указаний о существовании отрарской биб­лиотеки. За 50 лет археологичес­ких исследований на городище никаких следов, указывающих на ее существование, не обнаружено. Возможно, это связано с тем, что культурные слои домонгольского периода города, времени ее предположительного существования, перекрыты многометровой толщей культурных напластований последующих веков. Археологам пока не представляется возможным исследовать эти слои широкими площадями. К примеру, слои домонгольского периода изучены на центральном бугре городища на площади около четверти гектара, тогда как общая площадь центрального бугра составляет 20 гектаров, а рабада – более 200 гектаров.

Для планомерного поиска широкими площадями придется пожертвовать слоями города XII–XVIII веков и потерять таким образом безвозвратно пятивековую историю Отрара, рискуя так и не найти легендарную биб­лиотеку.

Хотя прямых доказательств ее существования не найдено, имеются данные, что в средние века Отрар был центром научной мысли в регионе. Вот и Абу-Наср аль-Фараби – великий ученый – родом из Отрара. К тому же известный востоковед Абсаттар Дербисали выявил более 30 ученых, носивших нисбу аль-Фараби, то есть выходцев из Отрара. Они были деятелями в различных отраслях науки, видными религиозными проповедниками. Среди них был даже изобретатель, который пытался сконструировать летательный аппарат.

Еще одно косвенное свидетельство существования биб­лиотеки содержится в ранее неизвестных рукописях Ходжи Ахмета Яссауи «Дивани хикмет». Одна из них была обнаружена мной в начале 2000-х в книжной коллекции муллы Уалихана из Арыстанбаба (ныне покойного). Другая хранится в фондах Отрарского музея. Я сличил эти две рукописи. Они оказались идентичными по содержанию, но только обнаруженная мною рукопись оказалась более поздней копией. В них имеются несколько хикметов, посвященных наставнику Арыстанбабу. Но самое интересное, что эти хикметы отсутствуют в спис­ках, ранее опубликованных в Ташкенте, Стамбуле и Казани.

В этих ранее неизвестных хикметах приводятся интересные сведения об Отраре. В частнос­ти, говорится, что Арыстанбаб выбрал для проживания Отрар потому, что город был «великим и научным» (!). О месте захоронения Арыстанбаба говорится, что он покоится к западу от ворот города под названием «Қабуғ Иаруқ», что на современный казахский язык можно перевести как «Жарақты қақпа», то есть «Бронированные ворота». Исходя из этих косвенных данных, гипотетически можно допустить, что в Отраре было какое-то книгохранилище, характерное для научных центров средневековья. Я хочу через вашу газету обратиться к востоковедам: эти рукописи до сих пор ждут своих исследователей!

– Что действительно, по Вашему мнению, стало причиной запустения Отрара в XVIII веке? Могло ли это быть изменение русла Сырдарьи, опустынивание, недостаток воды в ирригационных каналах, изменение торговых путей? Или же виновато только нашествие джунгар?

– Назвать лишь один фактор причиной запустения города было бы неверным. Угасание его произошло не одномоментно, этот процесс растянулся на века. Поэтому это, скорее, совокупность факторов, среди которых присутствовали и некоторые из тех, что Вы назвали.

В рассматриваемый нами период Сырдарья не меняла свое русло, и не шел процесс опустынивания.

Несомненно, отрицательную роль сыграло открытие морских торговых путей, что привело к деградации наземных. Сухопутные торговые пути значительно уступали по привлекательности морским. Это и опасности, подстерегающие торговцев, множество таможенных барьеров, а также продолжительность времени доставки товаров конечному потребителю. Все это привело к постепенному снижению, а затем и полной остановке движения товаров по этим путям. А города, расположенные на этих дорогах, в том числе и Отрар, стали постепенно экономически чахнуть.

Кроме того, значительный урон экономическому благополучию города нанесли ожесточенные войны, развернувшиеся между шейбанидами и Казахским ханством за обладание присырдарьинскими городами. Противоборствующие стороны не раз осаждали город. А самый сокрушительный удар по хозяйству отрарского оазиса нанес джунгарский хан Аюка, после которого городу не суждено было восстановиться. При осаде города он подверг разрушениям всю ирригационную сеть оазиса, затопив сельскохозяйственную округу города. Это событие значительно ускорило процесс угасания города.

– Как выглядело городище Отрар в 1971 году перед первыми масштабными раскопками, и что изменилось к 2021 году?

– Сейчас на ровной, как стол, поверхности степи выделяется и притягивает взор туристов величественная громада воссоз­данного Отрара. А на сделанных до начала широкомасштабных раскопок аэрофотоснимках виден заросший бурьяном холм, редкие следы траншей, поставленных первыми археологами Кларе и Черкасовым, воронки, оставшиеся от варварской добычи строительного материала из развалин соборной мечети и дворца Бердибека. В 1971 году почти ничего не было известно о структуре города, занятиях, уровне культуры горожан. Кроме скудных исторических сведений письменных источников о городе мы больше ничего не знали.

За 50 лет упорного труда архео­логов накопленный материал позволил хорошо понять аспекты социально-экономической и культурной жизни Отрара. Мы, археологи, узнали о принципах застройки позднесредневекового города, характере домостроения, ремеслах, товарно-денежных отношениях, международных связях. Теперь также хорошо известен социальный состав горожан, их хозяйственные занятия, получены сведения о демографии, этнической истории города.

– Каковы, на Ваш взгляд, были другие столь же важные, как ЮККАЭ, этапы изучения Отрара за последние годы?

– Существенный этап в изу­чении Отрара и памятников оази­са, а также консервации раскопанных объектов связан с работами по проекту ЮНЕСКО – Казахстан – Япония «Сохранение и реставрация древнего городища Отрар в 2001–2004 годах». В работах принимали участие экс­перты из Казахстана, Германии, Великобритании, Японии, Бельгии, Италии. За эти годы была проделана большая работа по документации наследия самого Отрара и памятников оазиса. Основными объектами консервации стали мечеть конца XIV – начала XV, баня XIII–XV веков, а также гончарные мастерские, квартал XVI–XVIII веков, участок городской стены.

Важным продолжением этих и предыдущих исследований отрарского оазиса стал проект «Возрождение древнего Отрара» в рамках государственной про­граммы «Культурное наследие Казахстана», реализованной в 2006–2009 годах. Он был нацелен на раскопки и научные исследования оазиса, а также на консервацию памятников, их музеефикацию и включение в систему местных и международных туристических маршрутов. Продолжились работы по консервации мечети конца XIV – начала XV, городских кварталов XVI–XVII, XI–XII веков, стены на городище Отрар, а также консервационные работы на городищах Куйрыктобе и Мардан-Куик. Была произведена полная реконструкция дома гончара на рабаде.

В 2007–2014 годах была раскопана въездная группа шахристана, выше названная как «Жарақты қақпа», а также прилегающие к воротам городские стены на протяжении около 100 метров. За раскопками сразу же последовали консервационные работы с частичной реконструкцией (восстановлена наземная часть внешних ворот входной группы).

– Существует ли сейчас долговременный план раскопок Отрара, и какой конечный результат предполагают археологи?

– В настоящее время реализуется трехлетний план исследований Отрара с последующей консервацией и реставрацией и частичной реконструкцией раскопанных объектов. Затем последует музеефикация реконструированных объектов. Таким образом, в конечном результате на городище будет создан музей под открытым небом. Использование методов реконструкции и конструирования при актуализации вскрытых объектов в конечном итоге обеспечит сох­ранность городища, позволит широко презентовать и популя­ризовать великое культурное наследие Казахстана.

Популярное

Все
Какую форму мы увидим на наших олимпийцах?
Актауский «Каспий» является скрытым лидером Первой лиги
Свою 97-ю весну встречает кызылординка с поразительной судьбой
Люди, прошедшие войну, не жалуются и не унывают
Первый экофестиваль «Талдыкорган – столица страны петроглифов» провели в области Жетысу
Разгадывать, что означают названия рек и озер Казахстана, и увлекательно, и познавательно
Тест на прочность: держаться вместе!
Этностиль остается на пике популярности
Черепахи умеют улыбаться
Казахский должен стать языком межнационального общения
Ради водворения правды
Как ловчие птицы стали для Ивана Лаврова проводниками в казахскую культуру и язык
Знакомые Елены Константиновой называют ее наглядным пропагандистом казахской культуры
В центре знают о нуждах регионов
Всестороннему развитию казахского языка нужно уделять повышенное внимание
Наша сила в единстве
Превратили остановку в арт-объект
Легионеры будут уповать на меценатов
Эмоции взяли верх
«И Родина щедро поила меня…»
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
Уровень воды в реке Ишим поднялся за сутки более чем на два метра
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Баку и Ереван впервые договорились по поводу участка границы
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
Подпольную нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Казахстан завоевал шесть олимпийских путевок по гребле на байдарках и каноэ
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
В Астане пройдет совещание министров обороны государств-членов ШОС
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева

Читайте также

Здоровье трудящихся и безопасное производство
Созидательная сила нации
Паводковые воды направят в природные озера
Превратили остановку в арт-объект

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]