Знаменитый «незнакомец» Инициатор исполнения «Симфонии Воскресения» – главный дирижер театра, заслуженный деятель Казахстана Алан Бурибаев, один из наиболее востребованных сегодня дирижеров. В его послужном списке – работа со многими именитыми оркестрами, в числе которых Лондонский филармонический, лейпцигский Гевандхауз, Мельбурнский симфонический, Балтиморский симфонический, симфонический оркестр Токио и другие. За Бурибаевым закрепилась слава смелого и самобытного интерпретатора, а его прочтение симфоний Малера получило высокое признание у искушенной западной публики.
Премьера Симфонии № 2 в Астане прошла с огромным успехом. Но сначала несколько слов о самом австрийском композиторе, чье имя отлично известно профессионалам, а вот широкому слушателю знакомо все-таки недостаточно.
Густав Малер (1860–1911) – крупнейший представитель европейского музыкального искусства конца XIX – начала XX века – уже несколько десятилетий входит в число самых исполняемых авторов. Однако как композитор он получил признание только спустя полвека после смерти. При жизни же был известен как оперный и симфонический дирижер. Руководил оркестрами в Касселе, Праге, Лейпциге, был директором Королевской оперы в Будапеште, вершиной его дирижерской и режиссерской деятельности стала работа на посту директора Венской придворной оперы (1897–1907). Затем он уехал в Америку, где дирижировал в «Метрополитен-опера» Нью-Йоркским филармоническим оркестром. Значимая деталь: Петр Чайковский, увидев Малера за дирижерским пультом, назвал его гениальным.
В начале XX века музыка Малера казалась слишком новой, в середине 20-х годов среди поклонников новых течений – «старомодной». В 30-е, с приходом к власти нацистов, в Германии и на всех оккупированных территориях исполнение его сочинений было запрещено. В годы Второй мировой войны музыка Малера нашла «приют» в США, затем «вернулась» в Европу. Наконец, в конце 50-х годов пришло его время, и произведения композитора зазвучали повсеместно.
Примечательно и то, что Дмитрий Шостакович позже написал: «В 70-е годы давние поклонники композитора радоваться перестали: популярность Малера превзошла все мыслимые пределы, его музыка заполнила концертные залы, записи сыпались как из рога изобилия – качество интерпретаций отошло на второй план; в Соединенных Штатах нарасхват шли майки с надписью «Я люблю Малера»…» Добавим также, что в 1971-м Лукино Висконти снимает фильм «Смерть в Венеции», который по ряду причин начал восприниматься как «фильм о Малере»...
– По статистике самый популярный в западной Европе композитор – Бетховен, – отмечает Алан Бурибаев. – Однако, по данным недавнего исследования, в 2011-м – в год столетия Малера – его играли больше, чем Бетховена. То есть сегодня можно говорить о целой культуре Малера, и есть последователи, люди, которые хотят слушать только Малера и больше ничего. И я очень рад, что наш оркестр также обращается к его музыке.
Малера называют композитором, устремленным в будущее. Искусствоведы отмечают, что его творчество универсально, способно удовлетворять самые разнообразные потребности и уступает по этому «показателю» только Баху, Моцарту и Бетховену.
«Что пленяет в его музыке? – размышлял Дмитрий Шостакович. – Прежде всего – глубокая человечность. Малер понимал высокое этическое значение музыки. Проникал в самые сокровенные тайники человеческого сознания… Много можно говорить о Малере – великом мастере оркестра, на партитурах которого будут учиться многие и многие поколения».
Точка роста – точка вдохновения Произведения Густава Малера относятся к числу высочайших достижений мировой симфонической музыки. Масштабный исполнительский состав и гигантский объем Второй симфонии (она длится больше часа) не помешали ей стать одним из популярнейших малеровских произведений. В Астане для ее исполнения было задействовано рекордное количество музыкантов!
Премьере предшествовал огромный подготовительный период. Музыкантам повезло: Малера они постигали вместе с дирижером, любящим, понимающим его музыку. Алан Бурибаев неоднократно исполнял практически все симфонии композитора, включая «Песнь о земле» (одна из последних, которую композитор называл «симфония в песнях»). «Я бесконечно люблю эту музыку и надеюсь, что буду играть ее на протяжении всей своей дирижерской карьеры», – признается Алан Аскарович. Он и учил, и вдохновлял исполнителей.
– Меня глубоко трогают гуманизм, идеи этого композитора, – говорил он. – Густав Малер в первую очередь обращается к человеческой душе. Не только задает волнующие каждого из нас вопросы, но и пытается дать на них ответы, найти путь духовного развития общества. В Симфонии № 2 композитор задается вопросами: для чего дана жизнь, что мы хотим сделать и что оставим после себя? Является ли смерть концом всего или есть все-таки продолжение? При этом автор отходит от общепринятых взглядов – христианской концепции Страшного суда, Рая и Ада – и ищет ответ в философии, а именно в творчестве Фридриха Ницше, которым «болели» все интеллектуалы того времени. Малера взволновала «идея вечного возвращения», о которой Ницше писал в своей книге «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого». Получается интересная смесь: немецкий мистицизм с философией, индуистской мифологией, ведами и идеей реинкарнации. Это музыка глобальных, космически универсальных, вселенских идей.
Вторая симфония сложна для музыкантов технически, «не удобна». Густав Малер, как отмечал во время репетиций Алан Бурибаев, досконально знал возможности инструментов и писал так, чтобы музыканты работали на износ:
– Он говорил, что не пишет для инструментов удобно. Ему нужно было, чтобы скрипачи захлебывались на самых высоких нотах, а флейтисты «пыхтели» и задыхались на самых низких. Кроме того, смена музыкальных темпов у Малера происходит весьма спонтанно, так же, как проявления наших мыслей и чувств. Он одновременно дает не одну тему, а пять. Поэтому артист, играя свою, должен внимательно слушать остальные четыре, одновременно смотреть на дирижера и при этом вложить в исполнение частицу души. Это безумно трудно, однако музыкантов это только мобилизует и воодушевляет.
Мне очень хочется, чтобы мы росли как исполнители, чтобы наша публика росла вместе с нами и радовалась, глядя на нас и наши успехи. Мы играем эти большие бессмертные «полотна», потому что хотим стать лучше во всем, что делает нас людьми, достигать более высоких целей. Искренне верю и надеюсь, что в конце вечера и в нас, музыкантах, и в слушателях возникнет много новых мыслей, переживаний, мы лучше познаем себя.
Пусть музыка звучит Задачи, которые ставил маэстро Бурибаев, были блестяще решены. Публика, заполнившая Большой зал Astana Opera, словно заранее почувствовала эмоциональный заряд музыкантов, их настроение и, казалось, тоже немного волновалась: для многих встреча с Малером была первой. Ярким, вдохновенным, интересным, очень личным было вступительное слово Алана Бурибаева, рассказавшего слушателям о композиторе и симфонии.
– Сегодня дирижер Алан Бурибаев, тонко чувствующий стихию малеровского гения, поведет за собой огромный коллектив музыкантов – это расширенный состав симфонического оркестра, смешанный хор (главный хормейстер – заслуженный деятель Казахстана Ержан Даутов), солисты – заслуженная артистка Казахстана Майра Мухамедқызы и заслуженный деятель Казахстана Дина Хамзина, вела вечер музыковед Маржан Жакенова. Сам композитор определял основную тему своего творчества, цитируя Достоевского: «Как могу я быть счастливым, если где-то страдает другое существо?» Он ставит вопрос о смысле человеческой жизни, ее ценности и отвечает на него не только музыкой, но и словом. Вторая стала первой вокальной симфонией Малера. Как и Бетховену, ему понадобилось слово для полного раскрытия композиторской мысли. Так, в четвертую часть симфонии включена песня на текст из сборника Арнима и Брентано «Чудесный рог мальчика», а в финал – стихи выдающегося немецкого поэта XVII века Фридриха Клопштока. Первое исполнение всей симфонии состоялось 13 декабря 1895 года в Берлине под управлением автора.
Музыку нельзя описать словами, ее надо слышать, чувствовать, постигать. Тот вечер в Astana Opera оказался из тех, про которые говорят: прошел на одном дыхании. Музыка волновала, околдовывала, поражала мощью, глубиной, открытостью, страстностью, заставляла думать и сопереживать. Музыкально-вокальный финал нес очищение и уносил на незримые высоты духа. «Умру, чтобы жить!» – завершающие симфонию слова принадлежат самому композитору, дополнившему текст Клопштока несколькими строфами. Это был гимн вечной жизни и творческому бессмертию.
Овации публики стали благодарностью маэстро Алану Бурибаеву, оркестрантам и вокалистам за встречу с замечательным композитором и его удивительной музыкой. Такие концерты-открытия, безусловно, нужны и театру, и его зрителям.
Состоявшуюся премьеру можно назвать знаковой для Astana Opera: считают, что оркестр, который исполняет музыку Густава Малера, имеет особый профессиональный статус в мировом музыкальном сообществе. Успех следует закрепить. И следующее произведение Густава Малера симфонический оркестр столичного театра представит в рамках программы ЭКСПО-2017. Прозвучит самое монументальное из произведений композитора – легендарная Симфония № 8, которую называют «Симфонией тысячи участников».