Художник – педагог – новатор

666
Берикжан Альмухамбетов, заслуженный деятель науки и образования РАЕ

Творчество Жанузака Мусапира стало значимым событием в нашей духовной жизни

Пластическая и психологическая выразительность многих его портретов высокохудожественна и чрезвычайно убедительна. Честно говоря, если перед нами портрет незнакомого человека, то мы задумываемся в первую очередь не о его похожести или непохожес­ти. Возможно, точное подобие изображения изображаемому лицу в портрете – не конечная цель истинного художника. Оно является необходимым условием художественной убедительнос­ти, формой воплощения идеи человека – идеи лица. Но в то же время, если портрет только верен своей натуре и этим исчерпывается вся его значимость, перед нами не реалистическое изображение, а натуралистическое.

Произведения подлинного художника – всегда отражение его мироотношения. Художественное мироотношение Жанузака Мусапира выражается прежде всего через создание лица человека. Лицо – это и сам человек, и его индивидуальность. Мы говорим: значительное лицо, трагическое или комическое лицо, имея в виду черты не внешнего облика человека, но человека как личности. Разве при взгляде на портреты художника возникает хотя бы тень сомнения в том, что перед нами наши современники? А между тем ни одна деталь «не кричит» об этом. Современность истинного произведения искусства определяется не внешними приметами или приемами, а выявлением идеи эпохи, ее духа и смысла. В этом и заключается отличительная черта художника.

Приверженцем классического реалистического искусства Жанузак Мусапир заявил себя открыто, мужественно, со страстью борца, уверенного в правоте избранного пути. Но его талант не просто использует возможности и достижения классического и современного реалистического искусства, он утверждает и проповедует реа­лизм своим искусством, своим мастерством как высшую и истинную ценность, как идею именно современную. И проповедь эта не только убежденная, но, главное – художественно убедительная.

Творческое становление – это не просто профессиональное возмужание, а еще и нравственное, духовное становление личности. Его путь как человека и художника в общем-то ничем не исключителен – скорее, типичен для его поколения. Но все дело в том, что и как выносит каждый человек из аналогичного в общих чертах жизненного опыта.

Мусапир Жанузак Керимбек­улы окончил Казахский педагогический институт им. Абая, художественно-графический факультет. Годы учебы до предела были отданы труду. Право на творчество, свобода художест­венного поиска... Художник как личность начинается не с вопроса о свободе творчества, обращенного к себе, а с вопроса о собственной ответственности перед искусством, перед людьми. Подлинный талант – всегда глас народа, родившего его, поэтому он всегда – национальное достояние.

Лучшие полотна Жанузака Мусапира – плод не одного только мастерства, высокой техники изобразительности, но и живой, творящей, очеловечивающей мир мысли художника, мысли, воплощенной в образах реальных людей, наших современников, в образах родной земли. Да, конечно, не все равноценно и в творчестве самого художника. Среди портретов его современников – ученых и сельских жителей, деятелей культуры, писателей, простых тружеников – встречаются просто блестяще выполненные работы, не претендую­щие на большее. Ничего, что подвергало бы сомнению талант художника в таком признании, естественно, нет: о возможностях художника судят по его взлетам.

У Жанузака Мусапира подлинно высокие взлеты, говорящие о его завидном таланте, даре большого художника, мыслящего истинно современно, масштабно, если хотите – о даре художника-философа. Он интересный пейзажист, подлинными удачами можно назвать и его натюрморты. Но по своей природе он, мне кажется, конечно, портретист.

За серию портретов и другие творческие работы ему присуж­дено звание «Қазақстан еңбек сіңірген қайраткері». Действительно, художник выполнил задачу большой, общенациональной, государственной значимости: увековечил на своих полотнах живые черты наших современников, чьи имена стали легендарными уже при их жизни.

Портреты деятелей культуры можно отнести к жанру официального, народного портрета. Этот жанр сложен, специфичен и доступен далеко не каждому. Это своеобразный памятник человеку, живая память о нем, призванная переходить от поколения к поколению. Помимо всего, художник мастерски строит композицию, умело передает фактуру предметов – блеск, шелковистую нежность или шероховатость, жесткость. Но при этом он далек от натуралистической иллюзорности. Натюрморты красивы и гармоничны по цвету.

Для истинного художника нет ни запретных, ни сомнительных тем, подробностей, деталей. Потому что большой талант всегда несет в себе чувство меры, критерий высокого эстетического вкуса. Подлинный талант всегда художественно этичен. Истинный художник-реалист умеет выявить и представить в своем портрете наглядно, убедительно меру и форму единства внешнего и внутреннего в человеке, его телесности и духовности.

В основе декоративной концепции жанровой картины лежит стремление к стилизации современного языка под нечто более архаическое. Речь идет, разумеется, не о возрождении идейной сущности давно ушедших в прошлое исторических стилей, а об использовании некоторых приемов, известных в истории искусства, из различных пластов художественного наследия Востока и Запада для обогащения ритмики, колорита, пространственной композиции современной картины. Картина «Путь от детства к мудрости» (2020 год, холст, масло) является свидетельством этому.

Тематика картин декоративного направления охватывает широкий круг мотивов трудовой деятельности, отдыха, общественной и личной жизни людей. Но на первое место здесь, естест­венно, выдвигается тема народных праздников, особенно тех, что связаны с возрождением старинных, чуть театрализованных ритуалов, что требует колоритных костюмов, элементов архитектуры, экзотичных животных, флоры и фауны, украшений, помогаю­щих усилить декоративное значение картины. Мы видим последовательное стремление переосмыслить в современной декоративной концепции некоторые традиции народного творчества.

Художник, не ограничиваясь описанием жанровой сцены, будничного эпизода, подчеркивает торжественность, почти сказочную необычность, восходящую к поэтике народного эпоса, к духу фольклора. Это ощущается и в природе, и в образах людей, совершающих самое простое дело как священный ритуал. Выразительны величавые силуэты людей, верблюдов и лошадей, образующих плотную группу композиции. Цветовое напряжение и динамика природных форм оттеняют величавую статичность словно изваянной, монументальной группы фигур.

Образное содержание полотен воспринимается как живопис­ная поэма, в которой главный мотив – восхищение и утверждение красоты окружающей среды, родного края, национальной действительности, открывающей безграничные просторы для осуществления самых дерзких планов и замыслов.

Жанузака Мусапира можно назвать певцом человеческого счастья. В своих произведениях он поэтически раскрывает светлый мир, труд и радости бытия казахов. Его картины, полные лиризма, ярко воплощают идеал казахов. В полотнах раскрыт не только дух народных традиций, но и то новое в психологии независимого, свободного человека, что рождалось на глазах, что так радовало художника и вызвало его горячее желание воплотить в жизненно ярких образах. Его картины привлекают красотой живописи и поэтическим мироощущением. В слитности человека с природой, в тонком чувстве красоты окружающего пейзажа заключена эпическая сила этих полотен, исполненных в лучших традициях казахской живописи.

У Жанузака Мусапира есть все данные для большого и долгого полета его жизнеутверждающей мысли творца, гражданина, патриота.

Популярное

Все
Воплощают на деле бизнес-идеи
Студентов, пенсионеров и домохозяек в РК освободят от обязательного декларирования доходов
Какой будет погода этой зимой в Казахстане
Арест, штрафы и лишение прав: участников беспредельного кортежа наказали в Конаеве
Экологическая акция «Сдавай пакет – спасай планету!» прошла в Петропавловске
14-летняя тяжелоатлетка из Талдыкоргана стала чемпионкой РК среди взрослых
Глава государства посетил выставку сельхозтоваропроизводителей
Кызылординский рис: от поля до стола
Общественный контроль не помешает
Дружба – мотив серьезный
Год большой работы и серьезных наград
Эволюционирует «ныряющая» нить
Майк Тайсон ударил Джейка Пола на финальной дуэли взглядов
АПК должен стать одним из основных драйверов экономического роста
Полный текст выступления президента на первом Форуме работников сельского хозяйства
Спрос на автогаз превышает предложение
Токаев назначил ряд послов
Ерлан Карин встретился с делегацией Вьетнама
Путешествие длиною в жизнь
Миссия – создавать учебники
Врачи приближают заветные мечты тысяч семей
Казахской государственности – 12 веков, 12 столетий
Водителя арестовали из-за стикера на госномере в Жамбылской области
Второе рождение трассы
Продукцию из четырех областей везут на очередную ярмарку в Астану
Премий для госслужащих больше не будет
Реконструкция близится к завершению
Пассажир в Шымкенте – «заяц» поневоле?
Директоров школ и завучей в Караганде лишили доплаты
Чеченка с казахской душой
Ставки по депозитам населения снижаются – аналитики
Этот день изменил судьбу
Какой должна быть новая концепция национальной истории
Восстановить утраченную популяцию куланов в Костанайской области пытаются ученые
В Казахстане утвердили нормы потребления тепловой энергии
До золота рукой подать
Метель и гололед прогнозируются в Казахстане до пятницы
Последняя в этом году сельскохозяйственная ярмарка проводится в Астане
Больничный теперь не подделаешь
Резкое похолодание ожидается в Казахстане в эти выходные
Президент прибыл с рабочим визитом в Казань

Читайте также

В Астане стартовал финал Кубка мира по рукопашному бою
Двое гвардейцев стали чемпионами Казахстана по дзюдо
В Нацгвардии состоялась научно-теоретическая конференция
Стади-тур для региональных Общественных советов

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]