Саперы приступили к очистке учебных полигонов от неразорвавшихся боеприпасов, таким образом в казахстанской армии готовятся к летнему периоду обучения. Как сообщает пресс-служба оборонного ведомства, помимо полигонных команд к работам привлечены инженерно-саперные подразделения. Облаченные в защитный костюм «Сақтау» саперы с помощью современных средств поиска и разведки находят взрывоопасные предметы на достаточной глубине. Так ведется сплошная очистка полигонов и учебных полей от фрагментов боеприпасов, оставшихся после практических стрельб.
Работы саперов продолжатся до 21 мая. Такая проверка полей на наличие взрывоопасных предметов и их уничтожение проводится два раза в год.
Итак, начинается очередной период обучения воинов, и, как известно, полученные солдатские знания всегда закрепляются на полигоне. Бауыржан Момышулы учил, что ни один «мирный» и боевой день не должен проходить без учебы и тренировки. Великий сын казахского народа, чей военный талант не вызывает сомнения, убедился на собственном опыте, что для воспитания боевых качеств бойца колоссальное значение имеет военное прошлое народа и национальные традиции.
Из многочисленных свидетельств представителей разных племен и народов известно, что управление войсками у наших предков в ходе сражения осуществлялось с помощью устных приказов, а также знамен. При этом у каждого полководца были флаги определенного цвета. У отдельных родов во время военных действий имелись стяги разных оттенков или полотнища, привязанные к пике. В десятках и сотнях распределялись значки, колером соответствовавшие родовому знамени. Во время битвы конные лавы следовали за своими вымпелами, где они видимы были, там и теснились воины, устраивая жестокую сечу. Конечно, для этого в их рядах должен был царить железный порядок, а воины – пройти отменную выучку.
В очень редкие периоды в Казахском ханстве держали регулярное войско, тем не менее оно всегда было профессиональным, поскольку состояло из батыров, посвятивших свою жизнь защите Отечества. Нередко это были потомственные батыры. С малых лет к мальчику приставляли наставника, который обучал его искусству «қылыштасу» и «найзаласу». Так юноша учился обращению с «бес қару» – оружием режущим, колющим, рубящим, ударным и стреляющим. Использовались в воспитании будущего воина и национальные игры, развивавшие у ребят меткость и глазомер.
Военные реформы хана Аблая усовершенствовал Кенесары Касымов. В войске действовала жесткая вертикаль подчинения, основанная на суровой дисциплине, велась систематическая боевая подготовка. Для управления войсками хан учредил институт жасаулов, ввел централизованное снабжение воинов продовольствием.
Индивидуальную и коллективную подготовку воинов, построенную по традиционным для кочевого сообщества обычаям, Кенесары заменил систематическим обучением приемам владения разными видами вооружения. Посетивший военный лагерь хана Кенесары представитель киргизских манапов Калигул свидетельствовал: «Около тысячи джигитов обучались меткой стрельбе, отдельные группы воинов упражнялись в рубке, а другие овладевали искусством боя с пикой».
Для обеспечения своих туленгутов и ополченцев вооружением в войске существовали «кунак-хана» – оружие основных сил хранилось в специальных подвижных арсеналах, размещавшихся в строго охраняемых кибитках. Перед каждой операцией оно выдавалось участникам похода, а по возвращении сдавалось, как казенное имущество.
Все колонки автора