Послабления карантина заставили многих горожан вновь подумать о ремонте квартир, и один мой товарищ, наученный горьким опытом, ждет его, как некий страшный суд, когда за прежние прегрешения его будут мучить горе-строители.
Ситуация в этой сфере, увы, пущена на самотек и не меняется десятками лет, ведь цивилизованный рынок услуг так и не создан. В этой сфере нередко работают совершенно случайные люди, зачастую вовсе без специальности и навыков работы. Ремонт у них идет по одинаковой схеме: просят аванс и исчезают, а если не исчезают, то просят снова.
Тут уже начинаются оправдания безделья болезнями, свадьбами и похоронами неожиданно скончавшихся родственников. Да, не стесняются такие люди спекулировать самыми святыми чувствами. Если вас разжалобили, то пиши пропало. Ведь работать им теперь некогда, да и незачем. Пора идти просить аванс в другую квартиру, а чтобы прежние клиенты не доставали, можно выкинуть свою SIM-карту.
Бывают, конечно, виноваты и сами хозяева, доверившиеся проходимцам и даже постеснявшиеся спросить у них документы. Однако и налаженная годами система опознавания «свой – чужой» стала давать сбои. Проверенные строители, которых рекомендовали знакомые, берут в помощники новичков-бракоделов, дают им фронт работ и обучают их ремеслу за ваш счет. А то и вовсе отдают заказ за треть цены непризнанным гениям штукатурки. Не стесняются наследники Микеланджело и Растрелли заниматься на глазах клиентов субподрядом. Сами же целиком посвящают себя финансовым вопросам – окучивают клиентов.
Да, конечно, есть специализированные компании, оказывающие услуги ремонта, но они тоже не панацея.
Во-первых, требуют 100% предоплаты, а во-вторых, как выясняется впоследствии, нанимают работать все тех же неумех. А требовать качества, когда деньги уже заплачены сполна, так же, как и судиться с фирмами, – нервно-затратный вариант.
Словом, жаждущим ремонта собственникам при любом раскладе нужны крепкие нервы, а лучше нетривиальный подход. Мой сосед-полицейский долго не мог заставить ремонтников качественно работать в своей квартире. А что он мог сделать, не размахивать же в самом деле пистолетом?
Процесс преображения жилья не двигался с места до тех пор, пока страж правопорядка не привел в квартиру… тещу.
Строгая дама, учитель на пенсии, прежде всего обвела шабашников испытующим взглядом.
– Об авансе не заикайтесь, – грозно промолвила домоуправительница и решительно поставила свой стул, словно трон, посреди разгромленной квартиры. Она не сходила с него целыми днями и вечерами пока в доме пребывали штукатуры, плотники и прочие работники.
Перекуры и чаепития мастеровых тут же сошли на нет. Из-под грязной груды сорванных со стен обоев, будто подснежники весной, стали появляться «потерянные» стройматериалы.
Вот показался на свет мешок шпаклевки, а следом – пачка ламината. Мало-помалу ремонт закипел всерьез и (о чудо!) закончился через месяц с минимальными потерями и средним качеством исполнения.
Таким образом, на сегодняшний момент есть два варианта решения этой проблемы: либо делать все самим, либо не оставлять ремонтников наедине с квартирой. Но второй вариант подходит только людям с закаленной душой.
А как же системные меры? Свою роль могло бы сыграть общество защиты прав потребителей. В век цифровизации не сложно составлять списки благонадежных ремонтников, публиковать их на сайтах, а потом периодически обновлять, вычеркивая тех, кто проштрафился.
Словом, подбор строителей нужно как-то упорядочить, хотя бы на уровне отдельных городов, районов.
Люди бывалые также советуют не гоняться за дешевизной, выбирать профессиональных строителей, а главное, повторюсь, не давать им аванс до тех пор, пока хотя бы часть работ не будет сделана.