Каирбек СУЛЕЙМЕНОВ: Я верю в Первого Президента

1636
Галия Шимырбаева

В самые трудные для страны времена – с октября 1995 по сентябрь 2003 года – Каирбек Сулейменов был главой МВД. По словам генерал-полковника, в те годы Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сделал все, чтобы органы правопорядка имели самое необходимое для борьбы с преступностью, которая захлестнула весь Казахстан.

– С чем столкнулась казахстанская милиция в непростые 90-е?

– Естественно, с огромными проблемами. Многократный рост преступности: рэкет, наркопреступность, открытые перестрелки, бандитизм, заказные убийства... Социальные проблемы – безработица, неконт­ролируемая миграция молодежи из сельской местности в города, отсутствие элементарных товаров народного потребления – являлись экономической причиной криминогенной дестабилизации.

Дело осложняло отсутствие суверенного уголовного, уголовно-процессуального и иного законодательства. Еще одна причина – массовый уход профессионалов из милиции в частный бизнес, а то и в преступную среду, попав в которую, как они думали, можно было свести концы с концами. На плечи оставшихся представителей органов правопорядка легла двойная-тройная нагрузка. Вот тогда и проявилась незаурядная личность Первого Президента Казахстана, который делал в те годы все, чтобы органы правопорядка имели самое необходимое для борьбы с преступностью.

– Смогли ли казах­станские правоохранительные органы выдержать экзамен на независимость?

– Уже к концу 90-х криминальная ситуация в стране стабилизировалась. Это способствовало успешному ходу экономических, социальных и политических реформ, а к середине нулевых у нас в основном было покончено с откровенными проявлениями организованной преступности.

Произошло это главным образом благодаря реальной поддерж­ке со стороны Первого Пре­зидента Нурсултана Абишевича­ Назарбаева­, который взял на себя ручное управление не только в социально-экономической и политической сферах, но и в утверж­дении жесткого правопорядка в стране. Мы всегда чувствовали, что он поддерживает представителей сил правопорядка. Я, как министр внутренних дел, а до этого первый заместитель этого ведомства, в первые годы независимости все кадровые вопросы решал только с Главой государства, при непосредственном участии руководителей его администрации, Нуртая Абыкаева в частности, возглавлявшего эту структуру в первой половине 90-х.

Тогда никто не смел вмешиваться в кадровую политику МВД. Благодаря этому назначения на ключевые должности непрофессиональных людей, краснобаев, пьяниц и взяточников исключались автоматически. Иногда приходилось возражать Президенту, но не по кадрам, а по вопросам организации работы ведомства. Чего греха таить, были у нас доморощенные борцы за права человека в гипертрофированной форме, которые требовали и ликвидации агентурно-оперативной деятельности, и введения выборности начальников территориальных звеньев милиции, и превращения уголовно-исполнительной системы в гражданское ведомство, и запрета прослушивания, и так далее. При этом кое-кто доказывал необходимость беспредельной гуманизации вразрез с оперативной обстановкой. Так как я был против этого, то недругов хватало, и без поддержки Президента, скажу сегодня прямо, мы бы не справились с поставленными задачами.

– Вспомните, пожалуйста, истории, связанные с личными встречами с Президентом Казахстана. Как часто они проходили?

– Нурсултан Абишевич постоян­но встречался с личным составом МВД, создавая тем самым обстановку не только высокой ответственности, но и большого доверия. Хотя я и старался не докучать мелкими вопросами, но в статусе одного из первых руководителей ведомства мог зайти к нему с докладом в любое время.

На моей памяти осталось немало телефонных разговоров с Пре­зидентом, которые, бывало, проходили уже поздним вечером. Помню, при назначении меня в октябре 1991 года первым заместителем министра МВД в мой кабинет в тот же день, прямо ночью, провели прямой телефон для связи с Главой государства. Узнав об этом, мой непосредственный начальник, министр МВД Михаил Терентьевич Берсенев, мягко говоря, очень удивился. Но я всегда ставил его в известность о телефонных контактах с Нурсултаном Абишевичем, если ситуация того требовала. Дело в том, что Президент предпочитал получать информацию из первых уст, поэтому часто созванивался не только с министрами, но и с их заместителями.

И если читателю интересны неизвестные факты из моих взаимо­отношений с Нурсултаном­ Абишевичем, то расскажу один из них. Как-то он позвонил: «Сколько человек у тебя в охране?» На мое встречное «В связи с чем вопрос?» Президент сказал, что один из руководителей правовой системы просит личную охрану. Я ответил, что у меня нет ни одного телохранителя и необходимости в этом не вижу ни для себя, ни для других.

Когда он спросил, насколько это правильно, я сказал буквально следующее: «Зачем вам, Нурсултан Абишевич, министр внутренних дел, которого надо охранять? Настоящие преступники знают, что они имеют дело с государственной системой, а не со мной лично, и никогда не совершат покушения. А с обычным хулиганьем справлюсь и сам. Если руководитель ведомства (не только МВД – любого) принимает суровые, но справедливые решения, то он в безопасности».

Моим огромным преимущест­вом было то, что я пришел на должность заместителя, а затем и министра из Администрации Президента, поэтому хорошо знал позицию Нурсултана ­Абишевича по проблемам борьбы с преступностью. Личный состав чувствовал его доверие ко мне, и это вселяло в них уверенность в своих действиях.

Во взаимоотношениях с Пре­зидентом я считал невозможным лгать, чтобы создавать ложное мнение о наших успехах. Да с ним это было и невозможно. Однажды, в бытность мою первым заместителем, он позвонил мне, а не министру, чтобы сообщить: непосредственно возле Администрации Президента взорвали автомобиль. Мне об этом не успели доложить. Когда я честно сказал, что не в курсе, наступила пауза... Затем я услышал: «Ну разберись и доложи».

По опыту я знал, что большинство руководителей устроило бы настоящий разнос, но это было не в характере Нурсултана ­Абишевича. Этот эпизод красноречиво свидетельствует о стиле и методах его работы: он умеет слышать и слушать.

– Вернемся к сегодняшнему дню. Сейчас все больше страна склоняется к «слышащему государству». Что касается МВД, то речь идет о сервисной модели. Возможно ли это?

– Современный период развития нашего государства требует демократизации взаимоотношений с населением. Повышение роли всех институтов гражданского общества и эффективная двусторонняя коммуникация – самый надежный путь для укреп­ления доверия к государству, а еще это – средство повышения уровня поддержки гражданами внутренней и внешней политики страны. Однако здесь уместно отметить важность оптимального сочетания решений демократического порядка с жесткими, но необходимыми мерами в рамках закона. Без малейших признаков популизма с обеих сторон.

Словом, утверждение принципов сервисной модели в работе МВД – мера весьма полезная. Внедрение этого метода требует основательного обучения полицейских, но это тема для отдельного большого разговора.

– Достаточны ли проводимые в настоящее время реформы МВД, и что еще, на Ваш взгляд, необходимо сделать для реформирования ведомства?

– Разговоры о реформах правоохранительной и судебной системы идут постоянно. Сейчас принято решение о внедрении трехзвенной модели правосудия в целом. Я этим тоже занимаюсь в пределах представленной мне компетенции. Силовики и судьи страны знают мою позицию и озвученные мною предложения. Это касается и МВД. Важно учитывать казахстанский опыт и, сохраняя то полезное, что есть в нем, внедрять новое. Эта тема, как и сервисная модель, также является очень важной и объем­ной, в рамках одного интервью ее не раскрыть. Хочу сказать, что МВД, на мой взгляд, не стоит на месте и движется в правильном направлении. Это, к примеру, освобождение полиции от несвойственных ей функций, создание местной полиции и так далее.

Что делать дальше? Полагаю, что фаза институциональных реформ завершена, необходима внутренняя качественная перестройка деятельности органов внутренних дел. В частности, повышение роли прокуратуры на стадии досудебного расследования, как это предусмотрено внедряемой сегодня трехзвенной системой правосудия. Последнее влечет за собой превращение следователя в сборщика доказательств и не более. Наступило время, когда его роль как самос­тоятельной процессуальной единицы минимизирована, поэтому необходимо приступить к исследованию проблемы объединения в одном лице следователя и оперативного работника.

– Сейчас говорят о смене форменной одеж­ды МВД. Так ли важно осуществлять это именно сейчас?

– Не знаю, что из себя представляет эта форма. Не видел. Но если это, как говорит министр МВД Ерлан Тургумбаев, пройдет без дополнительных затрат, а в ходе постепенной замены старой формы на новую в связи с ее износом, то это не должно вызывать критику. Главное, чтобы она была функ­циональной и скромной на вид.

– Требует ли нового подхода система подбора и расстановки кад­ров, выдвижения и назначения на должности в МВД?

– Это также серьезная и больная тема. В последние годы реа­лизовано значительное число конкретных мер в этом направлении. Надо сказать, что это делалось по инициативе Елбасы – Первого Президента Нурсултана Абишевича Назарбаева. Следует довести дело до конкретных результатов, но проблемы есть, и МВД здесь довольно самокритично, а это лучшее лекарство.

В заключение я хотел бы еще раз отметить выдающуюся роль Первого Президента в строительстве независимого государства, обеспечении межнациональной стабильности в обществе. В труднейшей после распада СССР геополитической ситуации для Казахстана, в самые сложные годы независимости он сумел вывести страну на уровень самодостаточных и сильных государств. А что касается его роли в становлении и развитии правоохранительной сис­темы государства, то ее, поверьте мне, вообще сложно переоценить.

Популярное

Все
Результат, вошедший в историю
В зоосаде Бурабая – пополнение
Связанные одной цепью...
Объединяя природу, спорт и досуг
Победа на Кубке мира
Звезды помогут выбрать профессию
Родом из детства
За честность и прозрачность
Пока живу – надеюсь
Сегодня – День бурильщика
Аккорды памяти
Казахстан – в тройке лидеров
Амуниция как национальный код
Свои чипсы и картофель фри
Востоковедческие грани деятельности академика Сеита Каскабасова
Земля помнит добрые руки
Указ Президента Республики Казахстан О присвоении звания
Указ Президента Республики Казахстан О награждении
Когда традиции и инновации работают на общее благо
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
Кайрат» продолжает удивлять Европу и нас
Все строго по правилам
Заработал кирпичный завод
Президент наградил Елену Рыбакину орденом "Барыс" III степени
Жемчужина осеннего Шымкента
Сенсационное серебро из Японии
США исключили президента Сирии из списка террористов
Режут провода, портят светильники: Шымкент страдает от вандалов
Водоемы рыбохозяйственного значения очищены от мусора и рыболовных сетей
АПК республики входит в новую агротехнологическую эпоху
Елена Рыбакина триумфально выиграла Итоговый турнир WTA
Медицина должна помогать мечтающим о материнстве
В аэропорту задержан правонарушитель
Токаев в Белом доме, «С5+1» и Авраамские соглашения: мнение зарубежных экспертов
В СКО ограничено движение транспорта
Чипсы из нарынкольской картошки
Алматы 2035: приоритеты развития мегаполиса обсудили на форсайт-сессии
Почему Рыбакина отказалась от фото с главой WTA
Театр отмечает юбилей
Международный день анимации: гвардеец создал военный мультфильм
Гвардейцы — призёры Открытого Кубка Азии по дзюдо в Актау
Сюрприз на сцене: гвардейцы приготовили для родителей трогательный подарок
Отрасль, где гостеприимство – фактор успеха
Гвардеец завоевал золото на чемпионате Евразии по пауэрлифтингу
Жители Усть-Каменогорска построили мост методом асар
Новую школу на 1 200 мест открыли в ЗКО
Зампред КНБ отправлен в отставку
В Таразе продолжается обновление парка городских автобусов
В Астане состоялся показ фильма «Капитан Байтасов»
В ВКО выявили незаконную работу асфальто-бетонного завода
Сильная духом и мастерством
Кызылорда с размахом отмечает свой день рождения
Шымкент растет и уверенно смотрит в будущее
Марат Ирменов назначен зампредом КНБ
Петропавловские теплосети готовят к передаче в муниципальную собственность
Павлодарский «Иртыш» вернулся в КПЛ
В Жамбылской области выявили свыше 500 нарушений миграционного законодательства
В Астане еще один жилой массив подключили к природному газу
Одну из улиц в Астане закроют на 2 недели

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]