Кооперация ради общего блага
Бурю негодования в казахстанском обществе вызвал скачок цен на продукты питания, случившийся в начале лета, когда стоимость картофеля и моркови взлетела на базарах и в магазинах до 500 тенге за кило. Представители профильных министерств и ведомств, эксперты-аграрии назвали множество причин сложившейся критической ситуации на продовольственном рынке страны, в том числе сокращение запасов и сезонное повышение цен на овощную продукцию, снижение производства сахара, куриных яиц, высокая доля импорта этих товаров, рост транспортных расходов.
Между тем в сфере ценообразования большую роль играет именно цепочка многочисленных посредников, которые, создавая искусственный ажиотаж, зарабатывают на нем немалую прибыль. Для борьбы с такими спекулянтами местные власти устанавливают предельные цены на социально значимые товары, формируют стабилизационные фонды, где хранится определенное количество овощей и других продуктов питания, устраивают сельскохозяйственные ярмарки в крупных городах.
Как показывает многолетняя практика, все эти меры дают положительный эффект ровно до очередного витка цен…
Напомним, что в прошлом году Глава государства Касым-Жомарт Токаев поручил Правительству совместно с Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» запустить пилотный проект по развитию кооперационной цепочки «от поля – до прилавка».
«Следует наладить систему постоянного закупа и сбыта продукции, запустить обучение аграриев. Все это повысит доходы около 2 миллионов сельчан, увеличит загрузку отечественных сельхозпредприятий и снизит импорт социально значимых продуктов», – подчеркнул Президент страны.
Одним из механизмов доступа сельхозпроизводителей к прилавкам должны стать оптово-распределительные центры, строительство которых только начинается. Вместе с тем есть уже наработанный опыт сельскохозяйственного кооператива «Шелек фермерлері», созданного в Алматинской области благодаря сотрудничеству бизнеса и НПО.
На протяжении последних 10 лет Фонд местных сообществ Енбекшиказахского района при поддержке спонсоров осуществляет проект, основная идея которого – бесплатно обучить сельчан навыкам ведения собственного дела. Благодаря учебным тренингам около 30 местных жителей объединились и стали выращивать овощные культуры, применяя современные технологии: агроволокно, капельное орошение, посадку семян в кассеты.
Каждый год овощеводы наращивают производственные объемы, работают не только на полях, но и в теплицах, построенных на приусадебных участках. Выращенный ими урожай томатов, огурцов, перца, кабачков, зелени и других овощей напрямую, минуя посредников, поставляется в супермаркеты Алматы.
Примечательно, что вся витаминная продукция – экологически чистая, выращена без химикатов, а потому идет нарасхват. Аграрии широко применяют органические удобрения, навоз и компосты, а в борьбе с болезнями и вредителями тепличных культур им помогают сотрудники КазНИИ защиты и карантина растений.
По информации директора Фонда местных сообществ Енбекшиказахского района Бакытгуль Ельчибаевой, за 5 лет деятельности кооператив «Шелек фермерлері» вырастил и продал около 770 тонн сельхозпродукции. На 20% увеличена производительность труда, почти втрое выросла площадь возделывания овощных культур. Благодаря проекту на селе создано дополнительно 150 новых рабочих мест.
– Наша цель – на примере одного небольшого предприятия показать, что можно поднять фермерское дело в регионе и в стране на высокий уровень, – рассказывает Бакытгуль Ельчибаева. – Кооперация аграриев нужна, чтобы решить вопросы хранения и логистики сельхозтоваров, покупки техники и удобрений, внедрения новых сортов. Задача фермеров – вырастить урожай, который поставляется прямо с поля на прилавки. А это гарантированно выводит с рынка недобросовестных посредников-перекупщиков.
По данным Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», анализ цепочки от производителя до потребителя показывает удорожание продуктов питания до 40%. Как считает заместитель директора палаты предпринимателей Алматинской области Даурен Оналбаев, необходимость объединения фермеров, увеличения объемов и качества выпускаемой ими продукции назрела давно.
– «Шелек фермерлері» – пример эффективной кооперации, которую можно и нужно масштабировать, – говорит эксперт. – Хорошо видны такие плюсы, как полный цикл администрирования, сервиса, бухгалтерии. Их ведут наемные работники, а сами фермеры занимаются непосредственно выращиванием овощных культур. В рамках проекта «Бизнес Бастау» мы планируем распространить в регионе опыт фермеров Чилика, причем как в овощеводстве, так и других отраслях сельского хозяйства.
По мнению специалистов, развитию сельхозкооперации требуется поддержка государства. Это позволит решить вопросы продовольственной безопасности, трудоустройства жителей сел и, что немаловажно, снизить высокую стоимость аграрной продукции.
Цены – под контроль
Тем временем сельхозпроизводители Жетысу договорились о прямых поставках своей продукции торговым сетям Алматы. Об этом стало известно на днях в ходе подписания многостороннего меморандума между представителями аграрных предприятий, супермаркетов, акиматов Алматинской области и мегаполиса.
Достигнуты, в частности, соглашения о поставках подсолнечного масла, риса, говядины в крупные магазины Алматы. Продукция будет доступна по фиксированной цене для горожан и жителей алматинской агломерации.
Как отметили участники встречи, заместитель акима Алматы Максат Кикимов и заместитель председателя правления СПК «Жетысу» Азамат Рахимов, договоры заключены в рамках поручения Главы государства по стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары. Ранее, в июне, были подписаны аналогичные контракты по поставкам овощей, молока, сахара, яиц, мяса птицы, макаронных изделий. В результате с начала июля в Алматы отмечено снижение индекса потребительских цен на 0,7%.
На предстоящее межсезонье (с сентября 2021 года по апрель 2022-го) акиматом города заключен договор форвардного закупа 22 тыс. тонн овощей на 2,5 млрд тенге. А из бюджета Алматинской области выделено 3 млрд тенге для формирования стабилизационного фонда и предоставления льготных займов товаропроизводителям и торговым предприятиям. Субъекты предпринимательства, получившие такую господдержку, взяли на себя обязательство сдерживать цены на социально значимые продукты питания.