Как повысить казахстанское содержание в проектах нефтегазовой индустрии

5086
Алмас Кудайберген, председатель совета директоров Атырауского завода Centech

Казахстан, обладающий огромными запасами углеводородов, остается одним из ключевых игроков на глобальной энергетической арене благодаря крупным проектам в нефтегазовой индустрии.

Тем не менее необходимо обратить внимание на одну серьезную проблему, стоящую перед нами, – отсутствие в Казахстане проектирования (инжиниринга), и этот аспект Глава государства особо отметил в ходе встречи с отечественными бизнесменами.

Инжиниринг – серьезная статья­ расходов, в крупных индустриальных проектах его доля может превышать 5% от всего бюджета.

Одна из основных проблем, с которой сталкиваются в Казахстане при реализации нефтегазовых проектов, состоит в том, что практически все проектные работы выполняются за пределами республики. То есть происходит фактически легальный вывод денег инвесторов за рубеж, в частности на финансирование иностранных инжиниринговых компаний.

Поэтому, если мы хотим заявить о себе как о конкурентоспособном государстве, к чему призывает Президент в своем Послании, нам просто необходимо освоить эту проектную нишу.

К примеру, если говорить о таком амбициозном проекте, как расширение месторождения Тенгиз (ПБР), с бюджетом более 45 млрд долларов, то основные инжиниринговые работы по нему выполнялись в Фарнборо (Великобритания). Их оценочная стои­мость составила свыше 5 млрд долларов. Порядка одной тысячи иностранных инженеров было привлечено к инжинирингу. Такую же ситуацию доводилось наблюдать и при реализации других крупных проектов, таких как, например, Аджип ККО.

Такой подход к детальному проектированию имеет серьезные негативные последствия для казахстанской экономики и индустрии. В проектных решениях широко закладываются материалы и оборудование, выпус­каемые исключительно в Европе и Северной Америке, что создает значительные преграды для использования продукции казахстанских заводов в неф­тегазовых проектах. Это, в свою очередь, препятствует развитию отечественного произ­водства и мешает созданию новых заводов, а впоследствии приводит к ограничению местного участия и потере экономического потенциала.

Мы, казахстанские производители, не имеем доступа к инженерному составу, базирующемуся за рубежом, соответственно, не можем продемонстрировать свои товары и оборудование. Так, в проекте будущего расширения Тенгиза иностранные инженеры заложили в проектные решения кабельные лотки английского производства на десятки миллио­нов долларов, соответственно, наши заводы остались без заказов, хотя производство кабельных лотков не является сложной технологией. И таких примеров можно привести много.

Как результат, местное содержание в товарах и оборудовании для крупных проектов, таких как Тенгиз, Кашаган и Карачаганак, ограничивается лишь 2–3% за последние 30 лет.

Чтобы решить эту проблему и восстановить сбалансированный уровень участия казахстанских компаний в нефтегазовых проек­тах, предлагается проводить детальное проектирование (инжиниринг) непосредственно в нашей стране и это положение закрепить на законодательном уровне. Подобный переход к местному инжинирингу способен принести немало выгод.

Первое – развитие местной экономики. Перенос инжиниринговых офисов и инженерных компетенций в Казахстан позволит соз­дать новые рабочие мес­та и стимулировать развитие местных компаний. К примеру, есть факты, когда казахстанские компании выс­тупают инжиниринговыми центрами для нефтегазовых проектов в Узбекистане, принося в нашу страну валюту. В этой части можно обеспечить работой несколько тысяч казах­станских специалистов, переводя работы из-за рубежа в Казахстан.

Второе – снижение зависимости от зарубежных ресурсов. Местное инжиниринговое проектирование даст возможность уменьшить зависимость от импорта материалов и оборудования, способствуя развитию отечественных производителей и созданию десятков новых заводов.

Третье – увеличение местного содержания.

Четвертое – сокращение расходов за счет отсутствия необходимости выплачивать зарубежным компаниям огромные деньги за инжиниринг.

Пятое – рост квалификации местных специалистов. Казах­станские инженеры и специалис­ты получат возможность приоб­рести ценный опыт и знания, что будет содействовать долгосрочному развитию индустрии.

Перенос инжиниринга в Казахстан – важный шаг к устойчивому развитию нефтегазовой индустрии страны. Он поможет решить проблемы ограниченного местного участия и способствовать развитию местных компаний и экономики.

Казахстан имеет потен­циал стать не только крупным произ­водителем нефти и газа, но и центром инжиниринговых решений в регионе, создавая устойчивые рабочие места и обогащая свой технологичес­кий опыт. Опыт и «ноу-хау», накопленные в процессе проек­тирования и инжиниринга, могут быть в дальнейшем использованы в других отраслях экономики, способствуя их развитию и диверсификации.

Популярное

Все
Еще один частный футбольный клуб
Мировая популярность тогызкумалака
Промышленная группа из Казахстана запускает в США химический комплекс
На службе согласия и единства
Дроны на службе
Успех мергенов в Каире
Закон Республики Казахстан Об искусственном интеллекте
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях
Фольклорных дел мастер
Бюро Сената
Работа над четвертым томом продолжается
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан
Астана – драйвер туристической отрасли
Дебютный гол Дастана и суперсейвы Темирлана
Идет борьба за лидерство
Когда дому требуется новое «пальто»
От переквалификации – к стабильной занятости
Чтобы отдых был комфортным
Получить путевку в жизнь
Отличный старт
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
Все строго по правилам
Мегапроект Саудовской Аравии «Зеркальная линия» – на грани провала
Жемчужина осеннего Шымкента
Режут провода, портят светильники: Шымкент страдает от вандалов
Сенсационное серебро из Японии
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
Стратегическое партнерство, ориентированное в будущее
В работе помогает робот
По следам Великого шелкового пути: как провести отпуск в Узбекистане
В Halyk Bank выдали кредит на человека с инвалидностью
Подъем АПК обеспечили меры господдержки
Москву украсили флагами Казахстана и России в преддверии госвизита Токаева
Молодежь созидает будущее
Казахстан и Россия открывают новую эру стратегического партнерства – Токаев
В Шымкенте представлена монография Александра Подушкина о государстве Кангюй
На счету уже 18 медалей!
Молодые казахстанцы создали приложение для изучения английского языка
В основе успехов отечественных аграриев лежит самоотверженный труд и государственная поддержка
Дело «Хуторских»: Хасана Касымбаева приговорили к 12 годам колонии
Международный день анимации: гвардеец создал военный мультфильм
Сюрприз на сцене: гвардейцы приготовили для родителей трогательный подарок
Отрасль, где гостеприимство – фактор успеха
Гвардеец завоевал золото на чемпионате Евразии по пауэрлифтингу
Жители Усть-Каменогорска построили мост методом асар
Новую школу на 1 200 мест открыли в ЗКО
Зампред КНБ отправлен в отставку
В Таразе продолжается обновление парка городских автобусов
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
В Астане состоялся показ фильма «Капитан Байтасов»
В ВКО выявили незаконную работу асфальто-бетонного завода
Шымкент растет и уверенно смотрит в будущее
Марат Ирменов назначен зампредом КНБ
Кайрат» продолжает удивлять Европу и нас
В Жамбылской области выявили свыше 500 нарушений миграционного законодательства
Павлодарский «Иртыш» вернулся в КПЛ
В Астане еще один жилой массив подключили к природному газу
Одну из улиц в Астане закроют на 2 недели
В Кокшетау открылась еще одна инновационная школа
«Ход королевы»: Почему женщины из Казахстана успешнее в шахматах, чем мужчины?

Читайте также

Сегодня – День бурильщика
17 прорывных проектов Казахстана: 14 из них планирует финан…
Казахстан будет активно привлекать зарубежных инвесторов в …
Бренд Qazaq Organicfood может занять свою нишу на междунаро…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]