Канал «Евразия» – артерия надежности

802
Анатолий Башмаков, академик КазНАЕН, завкафедрой АНК ЕНУ им. Л. Гумилева
Послание Главы государства – это своего рода перс­пективный план развития страны. В этом документе закладывается основа будущего Казахстана, которое будет приемлемым для всех казахстанцев. Через 10–20 и тем более 30 лет страна, все казахстанское общество будет другим – в экономическом, социальном, мировоззренческом и нравственном смыслах.

В нынешнем Послании Нурсултан Назарбаев написал: «Только те народы, которым удается определить будущее и решительно пойти навстречу вызовам, а не стоять и ждать, окажутся победителями». Глава государства убежден, что прод­вижение Казахстана в чис­ло 30 передовых стран есть важнейший магистральный путь и приоритетная задача. В качестве основных направлений он назвал несколько приоритетов: это ускоренная технологическая модернизация экономики, продолжение индустриализации на основе конкурентоспособных производств, сохранение стратегической роли горно-металлургичес­кого и газового комплексов, вывод в качестве нового драйвера экономики аграрного сектора.

Особое внимание и упор Президент сделал на развитии евразийской логистической инфраструктуры. Конкретно в этом Послании сказано: «...в связи с увеличением объемов перевозок по Транскаспийскому коридору необходимо приступить к реализации второй фазы строительства порта Курык». Эту задачу следует рассматривать как реальное воплощение президентской идеи, высказанной им на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, о присоединении к проекту «Большая Евразия», который способен объединить в комплексную прог­рамму XXI века Евразийский экономический союз, Экономический пояс Шелкового пути и Европейский союз.

В рамках этой инициативы казахстанского Лидера ученые Казахстана, и в частности Национальной академии естественных наук, исследователи и специалисты России и Китая приступили к изучению различных вариантов и сценариев мультимодального Евразийского транзита через территорию нашей страны. Первые результаты уже есть. Евразийский транзит через Казахстан и Россию планируется сухопутным. А чтобы наш, казахстанский, транзитный коридор был конкурентоспособным и экономически выгодным и эффективным, необходимо увеличить долю более дешевого воднотранспорт­ного транзита. А он возможен при условии, если будет построен глубоководный канал «Евразия», который соединит Каспийское море с Азово-Черноморским бассейном. В этой экономической логистике – смысл геополитического обоснования необходимости строительства водного канала «Евразия».

Ученые нашей академии (КазНАЕН) в тесном контакте с коллегами из Российской академии предметно занимаются научным обос­нованием реализации этого проекта. В мае текущего года на очередном Астанинском международном форуме от имени Казахстанской нацио­нальной академии естественных наук прозвучит доклад, в котором будут отражены результаты нашей работы и выводы по практической рекомендации в пользу строительства этого водного объекта. В этом мы видим конкретное участие ученых и специалис­тов в реализации Послания Главы государства.

В настоящее время все документы, в том числе и технико-экономические расчеты, внесены на рассмот­рение в Совет Федерации и Государственную Думу Российской Федерации. Геополитические предпосылки предполагают и развитие практического сотрудничества в торгово-экономичес­кой сфере. Канал «Евразия» призван стать важнейшим компонентом и инструментом завершенного проекта выхода Казахстана в мировой океан. Протяженность мультимодального экономического коридора через канал «Евразия» сос­тавит 7 000 тыс. км, в том числе казахстанский учас­ток – 2 200 км, российский – 1 800 км и китайский отрезок – 3 300 км.

На сегодня учеными и специалистами КазНАЕН получены научные результаты по формированию анализа физико-географических условий территории предполагаемой линии канала. Обоснованы социально-экономические требования Евразийского воднотранс­портного транзита, экономическая целесообразность этого транзита для соседних стран Центральной Азии, а также геополитическая значимость Евразийского транспортного коридора.

Главное – уже сейчас при нынешних объемах грузоперевозок и транспортировки товаров только из КНР по территории Казах­стана выгодность этого проекта вполне очевидна. А в перспективе, после ввода канала «Евразия», объем китайского грузопотока через нашу территорию и далее по Каспию и каналу возрастет многократно. По расчетам ученых Казах­стана и Китая, этот объем составит 20–25 млн тонн в 2030 году, а в 2050-м – уже 34–45 млн тонн.

Конечно, этот мегапроект имеет прежде всего экономические, торговые и финансовые цели. Но, без всяких сомнений, не меньшая его значимость будет определяться и гуманитарно-дипломатическим измерением. Этот проект будет развиваться и как артерия дружбы и сотрудничества народов. Канал может стать одушевленным инструментом объединения и транспортной территорией толерантности. Это так важно сейчас, когда градус нап­ряженности достиг своего предела. Наша страна в очередной раз подает пример доброй воли. И разумеется, не случайно местом встречи по сирийской проблеме была выбрана наша Астана, ставшая символом мира. Водный канал «Евразия», уверен, будет артерией надежности.

Популярное

Все
Адвокат потерпевшей стороны сравнил Бишимбаева с Чикатило
Архивная рукопись рассказа Мухтара Ауэзова стала настоящим событием
Электрослесарь потушил пожар в шахте
Более семидесяти новых технологий внедрили в Национальном центре нейрохирургии
В Алматы состоялся форум детских и молодежных инициатив
Добыть и приумножить
Будет создан Научный центр ревматологии
Монография «Скрытые лики террора: история в документах и судьбах» демонстрирует новые подходы в изучении советской истории
У олимпийской сборной Казахстана 50 лицензий в 16 видах спорта
В Шымкенте отбита «тарифная атака» на бизнес
Главными ценностями остаются единство и духовный рост
Христо Кючуков: «Языки надо учить по любви»
Аудиторы покажут президенту отчет по НИШ
«Это перерастает в издевательство над моей семьей»: Айтбек Амангельды о раскаянии Байжанова
Уже третье поколение семьи Лапшиных трудится на ТГПК
Ассамблея стала важнейшим институтом волонтерства и благотворительности
Состоялся Х конкурс юных пианистов имени Ахмета и Газизы Жубановых
Наступит ли эпоха развитого туризма?
Cердцами с теми, кто пострадал от паводков
Звезды провели экскурсию в музее
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Волонтерство – элемент национального характера
Казахстанским компаниям стало проще выигрывать конкурсы закупок субъектов естественных монополий
100 новых домов начали строить в СКО для пострадавших от паводков граждан
Токаев: Чистота городов и сёл Казахстана должна стать образом жизни
Шестую с начала года нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Большая вода: принимаются меры для стабилизации цен в пострадавших регионах
Волонтеры тоже нуждаются в заботе
Юные гости восхищаются пейзажами Алматинской области
Почему Александр Невский с Ордой не ссорился?
Какой приговор могут вынести Бишимбаеву присяжные, рассказала адвокат
Долговечность строений зависит от качества стройматериалов
Навигация открылась на судоходных водных путях в Казахстане
В Казахстане дешевеют яйца
На весенне-полевые работы аграриям требуется 1,5 трлн тенге
Более 30 лет скрывавшийся от правосудия насильник задержан в Павлодаре
Йеменские хуситы вновь атаковали суда в Красном море
Вода уходит, села возвращаются к нормальной жизни
Король Карл возвращается к публичной деятельности
Молодой казахский композитор пленил Женевскую публику
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области
Спасти отечественных мукомолов от банкротства призывает сенатор

Читайте также

В Президентском центре РК открылась тематическая выставка, …
С молитвой о мире, добре и благополучии
Наполнить жизнь благодатным светом
Не бойся дороги, были бы кони здоровы

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]