Послание Главы государства – это своего рода перспективный план развития страны. В этом документе закладывается основа будущего Казахстана, которое будет приемлемым для всех казахстанцев. Через 10–20 и тем более 30 лет страна, все казахстанское общество будет другим – в экономическом, социальном, мировоззренческом и нравственном смыслах.
В нынешнем Послании Нурсултан Назарбаев написал: «Только те народы, которым удается определить будущее и решительно пойти навстречу вызовам, а не стоять и ждать, окажутся победителями». Глава государства убежден, что продвижение Казахстана в число 30 передовых стран есть важнейший магистральный путь и приоритетная задача. В качестве основных направлений он назвал несколько приоритетов: это ускоренная технологическая модернизация экономики, продолжение индустриализации на основе конкурентоспособных производств, сохранение стратегической роли горно-металлургического и газового комплексов, вывод в качестве нового драйвера экономики аграрного сектора.
Особое внимание и упор Президент сделал на развитии евразийской логистической инфраструктуры. Конкретно в этом Послании сказано: «...в связи с увеличением объемов перевозок по Транскаспийскому коридору необходимо приступить к реализации второй фазы строительства порта Курык». Эту задачу следует рассматривать как реальное воплощение президентской идеи, высказанной им на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, о присоединении к проекту «Большая Евразия», который способен объединить в комплексную программу XXI века Евразийский экономический союз, Экономический пояс Шелкового пути и Европейский союз.
В рамках этой инициативы казахстанского Лидера ученые Казахстана, и в частности Национальной академии естественных наук, исследователи и специалисты России и Китая приступили к изучению различных вариантов и сценариев мультимодального Евразийского транзита через территорию нашей страны. Первые результаты уже есть. Евразийский транзит через Казахстан и Россию планируется сухопутным. А чтобы наш, казахстанский, транзитный коридор был конкурентоспособным и экономически выгодным и эффективным, необходимо увеличить долю более дешевого воднотранспортного транзита. А он возможен при условии, если будет построен глубоководный канал «Евразия», который соединит Каспийское море с Азово-Черноморским бассейном. В этой экономической логистике – смысл геополитического обоснования необходимости строительства водного канала «Евразия».
Ученые нашей академии (КазНАЕН) в тесном контакте с коллегами из Российской академии предметно занимаются научным обоснованием реализации этого проекта. В мае текущего года на очередном Астанинском международном форуме от имени Казахстанской национальной академии естественных наук прозвучит доклад, в котором будут отражены результаты нашей работы и выводы по практической рекомендации в пользу строительства этого водного объекта. В этом мы видим конкретное участие ученых и специалистов в реализации Послания Главы государства.
В настоящее время все документы, в том числе и технико-экономические расчеты, внесены на рассмотрение в Совет Федерации и Государственную Думу Российской Федерации. Геополитические предпосылки предполагают и развитие практического сотрудничества в торгово-экономической сфере. Канал «Евразия» призван стать важнейшим компонентом и инструментом завершенного проекта выхода Казахстана в мировой океан. Протяженность мультимодального экономического коридора через канал «Евразия» составит 7 000 тыс. км, в том числе казахстанский участок – 2 200 км, российский – 1 800 км и китайский отрезок – 3 300 км.
На сегодня учеными и специалистами КазНАЕН получены научные результаты по формированию анализа физико-географических условий территории предполагаемой линии канала. Обоснованы социально-экономические требования Евразийского воднотранспортного транзита, экономическая целесообразность этого транзита для соседних стран Центральной Азии, а также геополитическая значимость Евразийского транспортного коридора.
Главное – уже сейчас при нынешних объемах грузоперевозок и транспортировки товаров только из КНР по территории Казахстана выгодность этого проекта вполне очевидна. А в перспективе, после ввода канала «Евразия», объем китайского грузопотока через нашу территорию и далее по Каспию и каналу возрастет многократно. По расчетам ученых Казахстана и Китая, этот объем составит 20–25 млн тонн в 2030 году, а в 2050-м – уже 34–45 млн тонн.
Конечно, этот мегапроект имеет прежде всего экономические, торговые и финансовые цели. Но, без всяких сомнений, не меньшая его значимость будет определяться и гуманитарно-дипломатическим измерением. Этот проект будет развиваться и как артерия дружбы и сотрудничества народов. Канал может стать одушевленным инструментом объединения и транспортной территорией толерантности. Это так важно сейчас, когда градус напряженности достиг своего предела. Наша страна в очередной раз подает пример доброй воли. И разумеется, не случайно местом встречи по сирийской проблеме была выбрана наша Астана, ставшая символом мира. Водный канал «Евразия», уверен, будет артерией надежности.