Конституционный совет Республики Казахстан. Постановление от 29 апреля 2005 года, № 3

187

О проверке конституционности статьи 13 Закона Республики Казахстан «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье»

Конституционный совет Республики Казахстан в составе председателя Рогова И. И., членов совета Абишева Х. А., Балтабаева К. Ж., Белорукова Н. В., Бычковой С. Ф., Нурмагамбетова A. M., Стамкулова У. М. с участием: представителя субъекта обращения — судьи Верховного суда Республики Казахстан Баишева Ж. Н., представителя Правительства — вице-министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан Дуйсеновой Т. Б., вице-министра юстиции Республики Казахстан Бекбосунова С. М., вице-министра финансов Республики Казахстан Амрина А. К., вице-министра экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан Исаева Б. А., первого вице-министра охраны окружающей среды Республики Казахстан Кесикбаева С. К., представителя Генеральной прокуратуры Республики Казахстан — руководителя аппарата Генерального прокурора Республики Казахстан Темирбулатова С. Г. рассмотрел в открытом заседании представление Верховного суда республики о признании неконституционной статьи 13 Закона Республики Казахстан от 30 июня 1992 года № 1468а-XII «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье». Изучив материалы конституционного производства, заслушав сообщение докладчика — члена Конституционного совета Балтабаева К. Ж., выступления представителя субъекта обращения и участников заседания, а также ознакомившись с заключениями экспертов — декана юридического факультета Казахского национального университета им. Аль-Фараби, доктора юридических наук, профессора Байдельдинова Д. Л., заведующей кафедрой трудового права и гражданского процесса Казахского национального университета им. Аль-Фараби, кандидата юридических наук, доцента Межибовской И. В., заведующей кафедрой педиатрии Казахского национального медицинского университета им. С. Д. Асфендиярова, доктора медицинских наук, профессора Мажитовой З. Х., кандидатов биологических наук, доцентов кафедры биологии и экологии Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева Инкаровой Ж. И. и Акбаевой Л. Х., Конституционный совет Республики Казахстан установил: В Конституционный совет Республики Казахстан поступило представление Верховного суда республики о признании неконституционной статьи 13 Закона Республики Казахстан от 30 июня 1992 года № 1468а-ХII «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье». Из представления следует, что в производстве Верховного суда находится иск гражданина Сергазиева С. Н. к Правительству республики о признании постановления Кабинета министров Республики Казахстан от 17 декабря 1992 года № 1057 «О мерах по реализации Закона Республики Казахстан от 30 июня 1992 года «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье» противоречащим закону. В процессе рассмотрения иска Верховный суд усмотрел, что статья 13 Закона «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье» (далее — Закон), подлежащая применению по делу, ущемляет закрепленные в статье 14 Конституции права и свободы человека и гражданина, так как связывает предоставление социальных льгот и гарантий с фактом проживания в зоне экологического бедствия. Такой порядок предоставления социальных льгот и гарантий является, по мнению Верховного суда, дискриминацией по признаку места жительства граждан, выехавших из этой зоны, но имеющих статус пострадавших. При проверке вопроса о конституционности статьи 13 Закона Конституционный совет Республики Казахстан исходит из следующего. 1. Республика Казахстан, утверждая себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы (пункт 1 статьи 1 Конституции), установила запрет на дискриминацию кого-либо по тем или иным мотивам, возведя его в ранг конституционных гарантий. В частности, пункт 2 статьи 14 Основного закона провозглашает: «никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам». Запрет дискриминации по мотиву места жительства неразрывно связан с нормой пункта 1 указанной статьи Конституции, закрепляющей равенство всех перед законом и судом. Это означает, что независимо от места жительства по одним и тем же основаниям, установленным законодательными актами, субъекты имеют одинаковые права и должны выполнять одинаковые обязанности, а также располагать равной защитой этих прав со стороны государства и нести равную ответственность по закону и суду (постановление Конституционного совета от 9 июля 2001 года, № 11/2). 2. Согласно постановлению Конституционного совета от 12 марта 1999 года № 3/2, возведение конкретной разновидности прав и свобод до уровня конституционной и объявление в Конституции о ее гарантированности предполагает возложение на государство обязанности обеспечить реализацию этих прав и свобод. Следовательно, вытекающие из статей 1, 12, 28, 29 и 31 Основного закона признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью являются обязанностью государства. Поэтому факты проживания в зоне экологического бедствия и причинения вреда здоровью граждан, оказавшихся в такой зоне, обусловливают возникновение конституционно-правовых отношений между государством и гражданами, в рамках которых последним гарантируется предоставление социальных компенсаций и льгот за причиненный вред либо за риск его причинения. При этом законодатель вправе определять конкретные виды и условия их получения, а также производить дифференциацию прав граждан по социально оправданным критериям. Рассматриваемый Закон определяет условия предоставления социальных компенсаций и льгот гражданам, дифференцируя их по следующим критериям: зона проживания; время и срок проживания; возраст; потеря здоровья. При этом условия места жительства и потеря здоровья являются самостоятельными критериями и могут учитываться как в отдельности, так и в совокупности. Такой подход в связи с различным характером воздействия на человека вредных факторов окружающей среды и его последствий представляется обоснованным. 3. Пострадавшими вследствие экологического бедствия Закон признает как проживающих, так и ранее проживавших на данной территории граждан (статьи 6—8). Вместе с тем компенсации и льготы, предусмотренные статьей 13 Закона, являются социальной поддержкой всего населения, проживающего в зоне экологического бедствия, независимо от наличия у гражданина статуса пострадавшего. В данном случае законодатель исходит из негативного воздействия среды пребывания на человека. Однако из этого не следует, что лица, признанные в соответствии со статьями 6—8 Закона пострадавшими вследствие экологического бедствия и выехавшие за пределы этой территории, подвергаются дискриминации. В отношении пострадавших вследствие экологической катастрофы и экологического кризиса в статьях 15 и 16 Закона закреплен ряд компенсаций и льгот. Кроме того, статья 17 Закона предусматривает специальные компенсации и льготы лицам, выехавшим из зоны экологической катастрофы. Определенный в указанных статьях Закона объем компенсаций и льгот лицам, покинувшим зону экологического бедствия, является меньшим по сравнению с тем, который предоставляется гражданам, проживающим на данной территории, так как законодатель принимает во внимание отсутствие вредного влияния на них среды пребывания после выезда. Таким образом, интересы граждан, проживающих в зонах экологической катастрофы и экологического кризиса, защищаются статьями 13, 15 и 16, а интересы граждан, обладающих статусом пострадавших и выехавших из этих зон, — статьями 15, 16 и 17 Закона. Тем самым Закон дифференцирует социальные компенсации и льготы в зависимости от влияния зоны экологического бедствия на человека, что представляется вполне допустимым. Разный уровень социальной защиты лиц, проживающих в зоне экологического бедствия, и лиц, выехавших из нее, не влечет дискриминации последних по признаку места жительства, поскольку социально обусловленный подход к защите указанных категорий населения не ограничивает (не умаляет) их конституционные права. Основой указанного различия является не само место жительства в географическом смысле слова, а влияние на здоровье человека неблагоприятной среды проживания. В этой связи Конституционный совет полагает, что дифференциацию компенсаций и льгот в зависимости от социально-обоснованных критериев нельзя считать дискриминацией. 4. Вместе с тем рассматриваемый Закон порождает ряд вопросов, связанных с осуществлением социальной функции государства. В постановлении Конституционного совета от 21 декабря 2001 года № 18/2 указано, что норма пункта 1 статьи 1 Конституции в части «Республика Казахстан утверждает себя... социальным государством...» означает стремление Казахстана к выполнению роли социального государства в соответствии с его реальными возможностями. По мнению Конституционного совета, это обусловливает в рассматриваемом случае необходимость максимального использования государством своих возможностей для обеспечения законных интересов всех граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия. Принятые в последнее время общесоциальные законодательные акты в недостаточной мере корреспондируются с положениями Закона. В частности, нет четкого разграничения таких понятий, как «инвалиды» и «граждане, потерявшие здоровье от заболевания, имеющего причинную связь с экологическим бедствием». Это создает трудности в правоприменении и не позволяет в должной мере обеспечить социальные интересы пострадавших, выехавших из региона экологического бедствия, что препятствует государству в эффективной реализации его социальных функций. На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 72 Конституции Республики Казахстан, подпунктом 1) пункта 4 статьи 17, статьями 31—33, 37, 40 и подпунктом 2) пункта 1 статьи 41 Конституционного закона Республики Казахстан «О Конституционном совете Республики Казахстан», Конституционный совет Республики Казахстан постановляет: 1. Признать статью 13 Закона Республики Казахстан от 30 июня 1992 года № 1468а-ХII «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье» соответствующей Конституции Республики Казахстан. 2. Рекомендовать Правительству Республики Казахстан рассмотреть вопрос о принятии мер по гармонизации законодательства в части социальной защиты лиц, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье. 3. На основании пункта 3 статьи 74 Конституции Республики Казахстан постановление вступает в силу со дня его принятия, обжалованию не подлежит, является общеобязательным на всей территории Республики и окончательным с учетом случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 73 Конституции Республики Казахстан. 4. Опубликовать настоящее постановление на казахском и русском языках в официальных республиканских печатных изданиях.

Председатель Конституционного совета Республики Казахстан И. Рогов

Популярное

Все
Гигантский осетр из металла
Правительство отвечает
Казахстан и Корея расширяют рамки программы добровольного выезда
Не бойтесь проявить себя!
Нацелены на расширение партнерства
Снижая уровень жестокости
Конструктивный обмен мнениями
Устойчивый рост и большие планы
Не только помощь, но и образ жизни
На пороге Нового Казахстана
Сформировать мультимодальный логистический каркас
Вновь обострилась проблема водоснабжения сел
Бензин станет качественней
База для повышения конкурентоспособности
Стратегия опережающих действий
«Исцеление» за три сеанса
Кошкарата: очистить дно и берега
Село должно иметь голос
Ушел из жизни основоположник казахстанской школы диалектической логики
Системный подход дает результат
Политика здравого смысла
Ушла из жизни казахстанская тележурналистка Диля Ибрагимова
О погоде в Казахстане на 2-4 декабря сообщили синоптики
Вооружённые Силы РК приведут в высшую степень боеготовности в связи с началом нового учебного года
Филиал Челябинского госуниверситета в Костанае будет работать по стандартам Казахстана и России
«Райская птица» зацвела в Северном Казахстане
214 млрд тенге выделят в ближайшие три года на субсидирование внедрения водосберегающих технологий в АПК
В Улытау раскрыто 15 фактов кражи скота
Различают только по погонам
Сделать работу сельских акимов эффективной
В основе успеха – кооперация науки и производства
Международный форум поисковых отрядов стран СНГ прошел в Павлодаре
Глава государства принял участие в заседании Совета ОДКБ в узком составе
Завершена реконструкция автодороги Кызылорда – Жезказган
Каменные идолы острова Пасхи оказались результатом соперничества независимых общин
В Алматинской области найдена галерея петроглифов
Атака на КТК наносит ущерб двусторонним отношениям Казахстана и Украины – МИД РК
Урок от чемпионов: знаменитые спортсмены присоединились к антинаркотической акции в Астане
Отважного школьника наградили за поимку автоугонщика
Чтобы тайное стало явным
Началось строительство сталелитейного завода
Сюрприз на сцене: гвардейцы приготовили для родителей трогательный подарок
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
Из казармы в кампус
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
Кайрат» продолжает удивлять Европу и нас
Все строго по правилам
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Мегапроект Саудовской Аравии «Зеркальная линия» – на грани провала
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
Зима будет теплой
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Режут провода, портят светильники: Шымкент страдает от вандалов
Метель, туман, гололед: 20-градусные морозы надвигаются на Казахстан
Уверенный рост экономики Приаралья
По следам Великого шелкового пути: как провести отпуск в Узбекистане

Читайте также

Закон Республики Казахстан О ратификации Соглашения
Закон Республики Казахстан О ратификации Соглашения
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнени…
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнени…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]