Концепция внутренней политики должна быть понятной обществу

222
Юлия Полонская
старший корреспондент отдела политики

На IV заседании Национального курултая Президент поддержал предложение разработать единую Концепцию внутренней политики Казахстана, которая упорядочит и систе­матизирует работу в соответствующей сфере. Редакция «КП» попросила экс­пертов представить свое видение основных направлений этого документа.

Фото: Kazpravda.kz / Адильбек Тауекелов

Предсказуемость государственного курса

Жанар Санхаева, руководитель отдела политических исследований КИСИ при Президенте РК

– В Казахстане постепенно формируется новая политическая культура, в которой усиливается роль общества. Одним из характерных проявлений этой трансформации стал Национальный курултай – структура, созданная для общественного диалога и обсуждения ключевых вопросов развития страны.

По итогам четырех его заседаний можно выделить следующие ключевые принципы, определяющие характер деятельности структуры. Во-первых, принцип инклюзивности и представительства, который выражается в том, что состав курултая формируется с учетом регионального, профессионального и социального многообразия. Во-вторых, принцип диалога и обратной связи, реализуемый через создание пространства для открытого и содержательного обмена мнениями, основанного на доверии. В-третьих, принцип ценностной консолидации, проявляющийся в стремлении укрепить общественное единство на основе нравственных ориентиров и культурного наследия.

И, наконец, есть принцип стратегичности и долгосрочной перспективы, выражающийся в том, что обсуждаемые вопросы имеют не ситуативный, а стратегический характер, и направлены на формирование устойчивой модели развития в различных сферах – от экономики до духовной культуры.

С момента своего создания Национальный курултай стал площадкой, где поднимаются значимые для общества темы, а по итогам обсуждений принимаются конкретные законы. В числе достижений можно выделить законодательные инициативы, направленные на защиту прав женщин и детей, запрет вейпов, меры по борьбе с лудоманией и вандализмом, по противодействию наркобизнесу. Важным шагом также стала разработка и внедрение единой программы воспитания «Біртұтас тәрбие».

В ходе четвертого заседания Национального курултая были также озвучены важные инициативы, затрагивающие общественно-политическую сферу. В частности, подчеркнута необходимость более эффективного регулирования деятельности неправительственных организаций, адаптации законодательства о религиозных объединениях к современным условиям, проведения ревизии государственных программ и комплексных планов. Кроме того, было предложено разработать единый концептуальный документ – Концепцию внутренней политики, которая позволит упорядочить и систематизировать работу в данной сфере.

Необходимо отметить, что разработка этого документа способна обеспечить предсказуемость и устойчивость государственного курса в условиях модернизации политической системы. В настоящий момент Казахстан проходит этап институциональных преобразований. Одним из ключевых шагов стало введение прямых выборов акимов, что привело к значительному обновлению местной исполнительной власти: состав сельских акимов обновился на 72%, причем каждый третий ранее не имел опыта государственной службы. С этого года стартовали прямые выборы акимов районов, что подтверждает поступательное движение в сторону открытости и обновления управленческих кадров.

Кроме того, была проведена админист­ративно-территориальная реформа. Созданы новые области и восстановлены ранее упраздненные районы. Эти изменения не только потребовали переосмысления организации работы на местах, но и обусловили формирование новой среды в рамках вновь образованных административно-территориальных единиц.

Таким образом, происходящие изменения в системе государственного управления имеют глубокий и систем­ный характер. И надо понимать, что они затрагивают не просто институциональные структуры, но и характер общественных отношений. В этих условиях особенно важно обеспечить способность государственной системы оперативно адаптироваться к изменениям, сохраняя стратегический вектор развития, основанный на базовых принципах и ценностях государственной политики. Концепция внутренней политики как раз и призвана обеспечить реализацию данной задачи.

Таким образом, разработка и реализация Концепции внутренней политики представляются необходимыми условиями для обеспечения согласованного, устойчивого и эффективного развития государства, а также укрепления общест­венного согласия.

В условиях стремительных цифровых трансформаций и ускоренного принятия решений Национальный курултай напомнил, что основой нации являются не только экономические показатели, но и идеи, ценности, нравственные ориентиры. В этом и заключается стратегическая значимость озвученных на заседании инициатив.

 

Дорожная карта ценностей

Риззат Тасым,
политолог, руководитель Центра изучения общественных процессов Казахстанского института общественного развития

Озвученная членами Национального курултая и поддержанная Президентом инициатива о разработке Концепции внутренней политики – своевременный и, безусловно, стратегически выверенный шаг. Сегодня Казахстан вступает в качественно новый этап общественно-политического развития, где особенно остро встает вопрос системности, целостности и предсказуемости государственной политики, в том числе во внутреннем контуре. Актуальность концепции заключается в ее способности отвечать на новые вызовы современности.

Это должен быть практический стратегический документ, который станет основой для разработки государственных программ, инициатив и политических решений. В идеале она не просто должна формировать идеологическую платформу, но и задавать механизмы, способные обеспечить ее реализацию на всех уровнях власти – от центральных органов до местных администраций.

Важно подчеркнуть, что внутренняя политика – это не только реакция на текущие вызовы, но и упреждающее формирование общественной атмосферы доверия, устойчивости и национального согласия. В этом плане концепция призвана стать своего рода дорожной картой ценностей, опирающейся на принципы Справедливого Казахстана, которые провозгласил Президент.

Международный опыт демонстрирует целесообразность подобного рода документов. В Германии действует Концепция внутренней безопасности, охватывающая широкий спектр аспектов внутренней стабильности. Во Франции существует национальная стратегия внутренней политики, где внимание уделяется вопросам интеграции, языковой политики и борьбе с радикализмом. В Южной Корее и Японии внутренние политические стратегии регулярно обновляются, отражая изменения в социальных трендах, демографии и структуре общества.

Таким образом, и для Казахстана наличие единого программного документа, систематизирующего внутреннюю политику, – не просто требование времени, а часть более масштабной транс­формации государственного управления, направленной на устойчивое развитие, доверие между обществом и государством, а также на укрепление казахстанской идентичности.

В связи с этим разработчикам документа важно обратить внимание на несколько принципиально значимых моментов. Во-первых, в Концепции внутренней политики должны быть четко прописаны формы и методы взаи­модействия с институтами граж­данского общества, включая неправительственные организации, политические партии, профсоюзы, религиозные объединения, экспертные сообщества, волонтерские движения, инициативные группы молодежи и другие.

Важно, чтобы документ не только декларировал вовлеченность граждан, но и включал реальные механизмы участия населения в выработке и реа­лизации государственной политики на всех уровнях – от местного само­управления до национального диалога.

Во-вторых, внутренняя политика не должна быть замкнута в логике управления «сверху вниз». Современные вызовы требуют горизонтального и сетевого подхода, при котором государство и общество выступают как партнеры, способные совместно реагировать на изменения, формировать идентичность и укреплять социальную ткань.

В-третьих, один из стратегических ориентиров концепции должен заключаться в укреплении модели «сильное государство – сильное гражданское общество». Она предполагает не конкуренцию между властью и обществом, а партнерство, при котором государство обеспечивает институциональную устойчивость, а общество – обратную связь, ценностную легитимность и контроль.

Оценка эффективности реализации Концепции внутренней политики Казахстана должна осуществляться через призму достижений, зафиксированных в действующих стратегических и прог­раммных документах, а также на основе конкретных институциональных и общественно значимых результатов.

Прежде всего необходимо обеспечить тесную увязку концепции с такими ключевыми документами и инициативами, как Национальный план развития Республики Казахстан до 2029 года, концепция «слышащего государства», национальные проекты, концепция развития Ассамблеи народа Казах­стана, а также инициативами в рамках Национального курултая.

Эффективность реализации концепции должна отражаться в достижении целевых индикаторов, предус­мотренных вышеперечисленными документами.

Кроме того, один из главных индикаторов – это уровень общественного доверия к институтам власти, который отражается в социологических опросах. Рост вовлеченности граждан, снижение уровня протестных настроений, укрепление культуры диалога – все это показатели успешной реализации внутренней политики.

 

Задачи для местного сообщества

Бурихан Нурмухамедов, политолог

Внутренняя политика – термин, понятный для государственных служащих и политологов, но большинство людей могут и не знать, что скрывается за ним. В большинстве своем мы наблюдаем очень слабое понимание внутренней политики и ее элементов, ее понятийного аппарата, целей и задач. Приведение всех этих составляющих в одну систему и является основной целью разработки концепции.

Говоря о внутренней политике, мы прежде всего должны обозначить субъект, который должен заниматься ее реализацией. В данном случае речь идет о государстве, поэтому концепция разрабатывается именно для госаппарата как главного проводника реформ.

Актуальность принятия этого документа именно сейчас заключается еще и в том, что многие вопросы, касающиеся духовного развития нации, образования, воспитания, ценностных ориентиров, получили новое звучание с начала работы Касым-Жомарта Токаева­ на посту Президента страны. Принцип «слышащего государства», триада «сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчетное Правительство», концепции «Таза Қазақстан» и «Адал азамат» прозвучали в обществе, теперь нужен четкий план системной работы по данным направлениям на практике. Концепция внутренней политики как раз и должна представлять собой в некотором смысле дорожную карту по реализации данных социально-политических идеологем.

На основании этого документа будут разработаны методические рекомендации для подготовки специалистов в области местного и государственного управления, для слушателей Академии государственной службы. Таким образом, Концепция внутренней политики должна давать представление о главных принципах государства в области межэтнического согласия, молодежной политики, главных ценностных ориентирах нации, политики в отношении семьи и так далее.

Идеологический стержень Концепции внутренней политики, на мой взгляд, должен заключаться в построе­нии Справедливого Казахстана. Общенациональные ценности – независимость и патриотизм, единство и солидарность, справедливость и ответственность, закон и порядок, трудолюбие и профессионализм, созидание и забота о будущем – ложатся в основу достижения этой цели.

Если говорить об общественных отношениях в государстве более широко, то нужно понимать: их гармоничное развитие – коллективная ответственность всех граждан.

Права и свободы каждого отдельного человека, его взаимодействие с органами власти реализуются сегодня на персональном уровне, но эффективнее многие вопросы гражданского общества или даже жилищно-бытовых отношений можно было бы решать, объединяясь в общественные группы. В Узбекистане, к примеру, работает такой институт, как махалля, который представляет собой целую систему отношений между жителями одного квартала. Во Франции используется такой термин, как «комунна», в Америке – «община».

В наше стране принято использовать понятие «местное сообщество». Мы это понятие не институционализировали, и вот теперь можно было бы использовать его как один из инструментов реализации будущей Концепции внут­ренней политики. Нам необходимо еще учиться брать на себя ответственность за эффективность реализации социально-политических идеологем. И делать это можно, используя потенциал местного сообщества.

Целевые показатели успешной реализации Концепции внутренней политики, на мой взгляд, должны заключаться в стабильном развитии страны, укреплении международного имиджа Казахстана как равноправного и ответственного партнера. Это вопросы не одного дня, но они очень важны для того, чтобы на долгосрочный период задать главные ориентиры работы всего государственного аппарата. И это позволит нам ответить на ключевой для нашего будущего как нации и государства вопрос: в каком направлении независимый Казахстан двигается в глобальном мире, какое общество и страну мы стремимся построить?

Популярное

Все
Полководец. Писатель. Патриот
Мир и согласие – самая высокая награда
Кто в ответе за персональные данные граждан?
Маленький герой большой воды
Память о подвиге вечно храним
От редакций – к читателям
Главный приз – стажировка
Слушать голос сердца
Впереди – безопасное лето
Большая работа на дорогах
Евразийский диалог
Семинар для журналистов
Фронтовой медсестре посвящается
Уникальные свидетельства героизма казахстанцев
Указ Главы государства о награждении
Путешествия объединяют
Летопись времен и судеб
Мы – разные, мы – равные!
Под единым шаныраком
Основа народного единства
Автоледи, не пропустившая машину скорой помощи в Алматы, наказана
Как обезопасить себя от сексуальных домогательств на рабочем месте
Грамот на 450 миллионов тенге хотел закупить отдел образования в Талдыкоргане
Трагикомедия «Кызыл дамбал» вышла в общереспубликанский прокат
Примем участие в стыковых матчах Евро-2026
Сильные дожди с грозами ожидаются в Казахстане
Отважный герой-пограничник
Сенатор указал на необоснованные проверки АЗРК бизнеса в регионах
Есть о чем и есть кому снимать
Токаев произвел ряд назначений
«Завтра возвращаюсь на фронт…»
Художник, страстно влюбленный в жизнь
Трудовая миграция: стоит ли овчинка выделки?
Где лечиться, если нет врачей?
Три специализированные международные выставки проходят в Астане
Меценаты помогают очагам культуры
Преобразилась набережная Капшагая
По закону – положено, фактически – недоступно
Токаев подписал поправки в ряд законов
Иртыш теряет прозрачность
В хаосе городской застройки Уральска разбирался Антикор
Самый отдаленный район Жамбылской области получит новый импульс развития
В Уральске трое неизвестных украли деньги из терминала
Улицы в честь ветеранов Великой Отечественной войны планируют назвать в Шымкенте
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
Инновационный завод в Мангистауской области: от науки к практике
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны
Нацгвардия отдала дань памяти военнослужащим Казбата
Ерлан Суттибаев назначен заместителем Управляющего делами Президента РК
Ответственность за «овербукинг» вводят в Казахстане
Педагоги из СКО достойно представили регион на республиканской олимпиаде
Формула успеха для Казахстана
Личный состав Нацгвардии перешел на летнюю форму одежды
Пятитомник «Каныш» – академическое собрание трудов первого президента Академии наук Казахстана
Бойцы Нацгвардии задержали около 5 000 правонарушителей
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безопасная дорога»
В Талдыкоргане дан старт празднованию 100-летия Нургисы Тлендиева
В каких районах Астаны появятся новые школы
Трамп поднял размер пошлин на импорт из Казахстана до 27 процентов
Аким области Абай проконтролировал ситуацию в селе Красный Яр

Читайте также

Перспективы в новых геополитических условиях
Никто за нас не сделает страну процветающей
Системный и интегративный подход к развитию регионов
Платформа для реализации инициатив

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]