Кто в автобусе хозяин?

2458
Любовь Доброта

Поймала себя на мысли, что не хочу пользоваться городскими автобусами. Не от избытка сил или обилия свободного времени, а из-за стойкого нежелания протискиваться в салон через переднюю дверь по очень узкому проходу.

Иллюстративное фото: Kazpravda.kz / Адильбек Тауекелов

Шымкентские водители в массе своей настолько суровы, что не оставляют пассажирам другого выбора. Вход и выход только через переднюю дверь.

В городских весьма некомфортабельных по своему дизайну автобусах и без того всего две узких, лязгающих металлом двери, а тут еще и водители решили, что мимо них не должен проскольз­нуть ни один пассажир, не «позолотивший ручку».

На каждой остановке звучит настойчивый призыв к входящим пассажирам оплатить проезд наличными либо перечислить на Kaspi. Тут же водитель на весь салон диктует номер телефона. Это все, что нужно знать о введении в городе дифференцированной оплаты за проезд.

Год назад Шымкент решил отказаться от кондукторов (и правильно сделал!), во весь голос выкрикивавших на остановках маршрут движения. В автобусах появились валидаторы, наклейки с QR-кодами и номерами для SMS-оплаты. Выбор вариантов достаточен, что делает систему электронной оплаты удобной для пассажиров.

Только не для водителей, судя по всему. Отсюда и достаточно часто не работающие в салоне автобуса валидаторы, ободранные наклейки и «ноу-хау» в виде входа-выхода исключительно через переднюю дверь.

Все это происходит на фоне снизившихся кассовых сборов за проезд, хотя хорошо помню, что сразу после введения электронной оплаты городская власть во всеуслышание заявила о росте пассажиропотока и увеличившихся сборах.

Наверняка этому содействовал и тот факт, что на маршрутах по­явились контролеры, проверяющие билеты. Тогда недобросовестных водителей, взявших наличные и не «обилетивших» пассажиров, тут же заставляли выдать чек.

Казалось, еще чуть-чуть – и горожане привыкнут платить как положено, а не в карман водителю. Тогда отпадет смысл всех «прогонять» через одну дверь, водители распахнут обе двери в салон, добавив пассажирам комфорта.

Не случилось. Скорее, наоборот. Заметила, что в последнее время контролеры перестали требовать от водителя выдать чек пассажиру, да и на маршрутах их стало заметно меньше. Зато среди водителей таких, кто уже не просит, а чуть ли не требует оплату наличными, да еще и обзывает пассажиров неплательщиками, стало гораздо больше.

Иногда высадка под возмущенный гул граждан растягивается на несколько минут, ибо иные водители считают, что имеют право проверить оплату у каждого пассажира, покидающего салон автобуса. И точно так же требовать у каждого входящего приготовить мелочь для оплаты. Тем самым водитель ясно дает понять, что автобус его и он здесь хозяин. Зачастую еще и добавляет при этом, что если кому-то не нравится, тот может идти пешком.

Теперь понимаете, почему проезд в шымкентском автобусе у меня ассоциируется как минимум с испорченным настроением? То, что система дает сбой, подтвердила на днях и городская власть. И даже предложила выход: штрафовать водителей, которые не выдают чек при расчете за проезд наличными. Таких уже 2 500 случаев зафиксировано. На водителей наложено штрафов на сумму свыше 6 млн тенге.

Поможет ли это улучшить ситуа­цию и навести порядок в городском общественном транс­порте, включая обязательное открывание всех дверей? Или водители опять «приспособятся», продолжая командовать в автобусе как у себя дома?

Все колонки автора

Популярное

Все
Сносить нельзя оставить
На грани закрытия оказались частные детсады Петропавловска
Кызылординский «Кайсар» будет играть без легионеров
Он жизнь свою Отчизне посвятил
В Алматы ученые обсуждали историко-культурное наследие Золотой Орды
Скоро на экраны выйдет продолжение культового фильма «Менің атым – Қожа»
Фронтовик дал бата гвардейцам
Создать устойчивую экосистему
Как укрощается сталь
Когда отходы превращаются в доходы
Моя профессия – мое будущее
А за весною спешит лето...
От сердца к сердцу
Браконьеры наносят огромный ущерб
Основа стабильного будущего
Любые конфликты можно разрешить за столом переговоров
Танцующие тени степей
Возраст спорту не помеха
Молодежь продвигает экологические инициативы
Без коррупционных рисков
Возврат к историческому времени
Астана переходит в «умный» режим
В Атырау запланирована реконструкция центрального моста
Рассматривается возможность освобождения микро- и малого бизнеса от уплаты НДС
Мангистау составит конкуренцию мировым курортам
В стране раскрывается половина киберпреступлений
Дженерики, замещающие импорт
Два золота завоевала женская команда Казахстана по борьбе на турнире в Минске
Картофель по 1340 тенге хотел купить ясли-сад в Павлодаре
Пешком и без денег путешествует Аскар Серикпаев
Приоритеты климатической повестки
Саудовская Аравия готова принять переговоры о мире в Украине
Взрыв на шахте имени Костенко: 10 человек предстанут перед судом
Зеленский заблокировал сделку Трампа о природных ресурсах
В каком размере получают пособия по уходу за ребенком в Казахстане
Казахстанские спортсмены впервые завоевали два исторических золота на Азиаде
Усилить потенциал страны
Бейбит Жукаев впервые выиграл «Челленджер» в парном разряде
Односменка стала реальностью
Прагматичный подход – основной принцип модернизации
«Проблема из пальца высосана»: вице-министр – о прогреве автомашин более пяти минут
Кызылорда – наша гордость, слава, история
Горжусь тем, что говорю по-казахски
Буренки нынче довольны
В столичных торговых сетях сняли ограничения по реализации картофеля
Институциональное становление Академии наук завершено
Печальное событие произошло в семье Баян Алагузовой
Почти 30 млн тенге похитили чиновники из сферы образования в Туркестанской области
Арабская компания запускает новый проект в Казахстане
Парикмахерские услуги подорожали в Казахстане
Как в гимназии № 27 Алматы воспитывают всесторонне развитых личностей
Общественный туалет с уникальным дизайном построили в Шымкенте
Сбежавшего от полиции водителя привлекли к ответственности по 8 статьям в Таразе
Ученые исследовали происхождение казахских собак породы тобет
Резюмируя поручения Президента
Инфляция в Казахстане: в какой области растут цены
Бизнес в Семее сетует на бесконтрольное повышение тарифов
Сколько пенсионеров в Казахстане и какую пенсию они получают
История Каргалинского клада: в 1939 году республику взбудоражила весть о находке клада с золотом
Северный Казахстан демонстрирует успехи в АПК

Читайте также

А за весною спешит лето...
Февраль
«Гроза» района
Кодекс нам в помощь

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]