Кто в автобусе хозяин?

2130
Любовь Доброта

Поймала себя на мысли, что не хочу пользоваться городскими автобусами. Не от избытка сил или обилия свободного времени, а из-за стойкого нежелания протискиваться в салон через переднюю дверь по очень узкому проходу.

Иллюстративное фото: Kazpravda.kz / Адильбек Тауекелов

Шымкентские водители в массе своей настолько суровы, что не оставляют пассажирам другого выбора. Вход и выход только через переднюю дверь.

В городских весьма некомфортабельных по своему дизайну автобусах и без того всего две узких, лязгающих металлом двери, а тут еще и водители решили, что мимо них не должен проскольз­нуть ни один пассажир, не «позолотивший ручку».

На каждой остановке звучит настойчивый призыв к входящим пассажирам оплатить проезд наличными либо перечислить на Kaspi. Тут же водитель на весь салон диктует номер телефона. Это все, что нужно знать о введении в городе дифференцированной оплаты за проезд.

Год назад Шымкент решил отказаться от кондукторов (и правильно сделал!), во весь голос выкрикивавших на остановках маршрут движения. В автобусах появились валидаторы, наклейки с QR-кодами и номерами для SMS-оплаты. Выбор вариантов достаточен, что делает систему электронной оплаты удобной для пассажиров.

Только не для водителей, судя по всему. Отсюда и достаточно часто не работающие в салоне автобуса валидаторы, ободранные наклейки и «ноу-хау» в виде входа-выхода исключительно через переднюю дверь.

Все это происходит на фоне снизившихся кассовых сборов за проезд, хотя хорошо помню, что сразу после введения электронной оплаты городская власть во всеуслышание заявила о росте пассажиропотока и увеличившихся сборах.

Наверняка этому содействовал и тот факт, что на маршрутах по­явились контролеры, проверяющие билеты. Тогда недобросовестных водителей, взявших наличные и не «обилетивших» пассажиров, тут же заставляли выдать чек.

Казалось, еще чуть-чуть – и горожане привыкнут платить как положено, а не в карман водителю. Тогда отпадет смысл всех «прогонять» через одну дверь, водители распахнут обе двери в салон, добавив пассажирам комфорта.

Не случилось. Скорее, наоборот. Заметила, что в последнее время контролеры перестали требовать от водителя выдать чек пассажиру, да и на маршрутах их стало заметно меньше. Зато среди водителей таких, кто уже не просит, а чуть ли не требует оплату наличными, да еще и обзывает пассажиров неплательщиками, стало гораздо больше.

Иногда высадка под возмущенный гул граждан растягивается на несколько минут, ибо иные водители считают, что имеют право проверить оплату у каждого пассажира, покидающего салон автобуса. И точно так же требовать у каждого входящего приготовить мелочь для оплаты. Тем самым водитель ясно дает понять, что автобус его и он здесь хозяин. Зачастую еще и добавляет при этом, что если кому-то не нравится, тот может идти пешком.

Теперь понимаете, почему проезд в шымкентском автобусе у меня ассоциируется как минимум с испорченным настроением? То, что система дает сбой, подтвердила на днях и городская власть. И даже предложила выход: штрафовать водителей, которые не выдают чек при расчете за проезд наличными. Таких уже 2 500 случаев зафиксировано. На водителей наложено штрафов на сумму свыше 6 млн тенге.

Поможет ли это улучшить ситуа­цию и навести порядок в городском общественном транс­порте, включая обязательное открывание всех дверей? Или водители опять «приспособятся», продолжая командовать в автобусе как у себя дома?

Все колонки автора

Популярное

Все
МСХ РК: Ситуация в регионах по приемке и переработке сахарной свёклы на особом контроле
В Японии создали лекарство для роста новых зубов на месте утраченных
Аида Балаева: Реализация идеологической политики требует комплексного подхода
Мировые лидеры поздравляют президента и народ Казахстана с Днем Независимости
Сколько выходных дадут казахстанцам в 2025 году
XII кинофестиваль «Бастау» объявил победителей
Итоги 2024 года Минэнерго: достижения и перспективы развития энергетической отрасли
Известный блогер-полиглот стал послом туризма Казахстана
Денис Качеев: «Работа по укреплению независимости требует постоянного внимания и участия всего общества»
Работа над многотомником по истории Казахстана продолжается
Токаев поздравил казахстанцев с Днем Независимости
Прочные основы безопасности и развития страны
Тела 12 человек обнаружены в ресторане на горнолыжном курорте в Грузии
Время выбрало нас
Обсуждены перспективы ЕАЭС
Торжественный концерт, посвященный 95-летию Бибигуль Тулегеновой, прошёл в Астане
Столп национальной духовности
Искать точки соприкосновения, а не проводить разделительные линии
Казахстанцы: идентичность 33 года спустя
«Egemen Qazaqstan»: этапы большого пути
На благо страны
Россия – Казахстан: союз, востребованный жизнью и обращенный в будущее
«Южный вектор» открыт для бизнес-предложений
Махмуд Сабырхан нокаутом выиграл бой на ЧА по боксу
Президент подписал закон по вопросам реформирования жилищной политики
На собственной «резине»: от Нижнекамска до Караганды
Президент посетил концерт, посвященный творчеству поэта Шомишбая Сариева
Увидеть Мангистау и запомнить навсегда
Главную сверхспособность человека, которой нет у ИИ, назвали эксперты
Грустные думки аграрные
Премьер провел оперативное совещание по поручениям главы государства
Задачи прокуратуры – закон и порядок
Опыт Шымкентского водоканала изучают эксперты Всемирного банка
Производство шоколада может прекратиться
Автоочередь образовалась на казахстанско-российской границе
Лица старого Уральска
Дело о секс-рабстве девочки из Кызылорды: оглашен второй приговор
В Узбекистане погибла известная бьюти-блогер, выпав из окна
Прорыв в дорожной сфере
Трудов высокая оценка
В поликлинике Кызылорды необоснованно завышали стоимость медсправок

Читайте также

Непреодолимой силы сервис
Руың кiм?
Счастливый ли билет?
«Здоровый образ жизни» для тенге

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]