Кто в автобусе хозяин?

2815
Любовь Доброта

Поймала себя на мысли, что не хочу пользоваться городскими автобусами. Не от избытка сил или обилия свободного времени, а из-за стойкого нежелания протискиваться в салон через переднюю дверь по очень узкому проходу.

Иллюстративное фото: Kazpravda.kz / Адильбек Тауекелов

Шымкентские водители в массе своей настолько суровы, что не оставляют пассажирам другого выбора. Вход и выход только через переднюю дверь.

В городских весьма некомфортабельных по своему дизайну автобусах и без того всего две узких, лязгающих металлом двери, а тут еще и водители решили, что мимо них не должен проскольз­нуть ни один пассажир, не «позолотивший ручку».

На каждой остановке звучит настойчивый призыв к входящим пассажирам оплатить проезд наличными либо перечислить на Kaspi. Тут же водитель на весь салон диктует номер телефона. Это все, что нужно знать о введении в городе дифференцированной оплаты за проезд.

Год назад Шымкент решил отказаться от кондукторов (и правильно сделал!), во весь голос выкрикивавших на остановках маршрут движения. В автобусах появились валидаторы, наклейки с QR-кодами и номерами для SMS-оплаты. Выбор вариантов достаточен, что делает систему электронной оплаты удобной для пассажиров.

Только не для водителей, судя по всему. Отсюда и достаточно часто не работающие в салоне автобуса валидаторы, ободранные наклейки и «ноу-хау» в виде входа-выхода исключительно через переднюю дверь.

Все это происходит на фоне снизившихся кассовых сборов за проезд, хотя хорошо помню, что сразу после введения электронной оплаты городская власть во всеуслышание заявила о росте пассажиропотока и увеличившихся сборах.

Наверняка этому содействовал и тот факт, что на маршрутах по­явились контролеры, проверяющие билеты. Тогда недобросовестных водителей, взявших наличные и не «обилетивших» пассажиров, тут же заставляли выдать чек.

Казалось, еще чуть-чуть – и горожане привыкнут платить как положено, а не в карман водителю. Тогда отпадет смысл всех «прогонять» через одну дверь, водители распахнут обе двери в салон, добавив пассажирам комфорта.

Не случилось. Скорее, наоборот. Заметила, что в последнее время контролеры перестали требовать от водителя выдать чек пассажиру, да и на маршрутах их стало заметно меньше. Зато среди водителей таких, кто уже не просит, а чуть ли не требует оплату наличными, да еще и обзывает пассажиров неплательщиками, стало гораздо больше.

Иногда высадка под возмущенный гул граждан растягивается на несколько минут, ибо иные водители считают, что имеют право проверить оплату у каждого пассажира, покидающего салон автобуса. И точно так же требовать у каждого входящего приготовить мелочь для оплаты. Тем самым водитель ясно дает понять, что автобус его и он здесь хозяин. Зачастую еще и добавляет при этом, что если кому-то не нравится, тот может идти пешком.

Теперь понимаете, почему проезд в шымкентском автобусе у меня ассоциируется как минимум с испорченным настроением? То, что система дает сбой, подтвердила на днях и городская власть. И даже предложила выход: штрафовать водителей, которые не выдают чек при расчете за проезд наличными. Таких уже 2 500 случаев зафиксировано. На водителей наложено штрафов на сумму свыше 6 млн тенге.

Поможет ли это улучшить ситуа­цию и навести порядок в городском общественном транс­порте, включая обязательное открывание всех дверей? Или водители опять «приспособятся», продолжая командовать в автобусе как у себя дома?

Все колонки автора

Популярное

Все
В Байсеите родились герои Бреста
«Мы с прошлым кровно связаны судьбой...»
От брони до боеприпасов
Вася-казах
Подвиг на все времена
В 1940-е Гурьевская область была на военном положении
Книгу о ветеране выпустили с помощью ИИ
Защищали Отечество, спасая раненых
Имя казахстанца увековечили на Орловщине
Детство, опаленное войной
Токаев поздравил казахстанцев с Днем Великой Победы
Они освобождали Европу
Спасибо, ветераны, за Победу!
Диорама расскажет о былом
В Семее открылась выставка «Ерлік – елге мұра, ұрпаққа ұран»
Отцу не было и восемнадцати
Незабываемые огненные годы
Ищем ровесников следы…
На медицинской передовой
Забота о ветеранах – приоритет социальной политики государства
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Нацгвардия МВД РК отметила 80-летие Победы масштабной патриотической акцией
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
США и Украина подписали соглашение о природных ресурсах
Какие национальности проживают в Казахстане
На Землю падает советская межпланетная станция «Космос-482»
Израиль запросил международную помощь в тушении лесных пожаров
Поэты Карагандинской области презентовали в Астане альманах «Летят по небу журавли Победы»
Актау станет международным курортом
В Астане за нахождение вне жилища после 23.00 задержано более тысячи несовершеннолетних
Дату последнего звонка перенесли в школах Казахстана
80 лет подвигу Рахимжана Кошкарбаева
Как будут работать ЦОНы и спецЦОНы в праздничные дни мая
Краснокнижный снежный барс вновь попал в объектив фотоловушки на Алтае
Школьники реконструировали историю освобождения концлагеря
Праздник музыки: более 30 мероприятий пройдет в рамках международного фестиваля «Опералия»
Авиакомпания Qazaq Air официально меняет название
Американец в течение 18 лет вкалывал себе яд змей
Трамп уволил советника по национальной безопасности Майка Уолтца
Самый отдаленный район Жамбылской области получит новый импульс развития
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
Инновационный завод в Мангистауской области: от науки к практике
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны
Ответственность за «овербукинг» вводят в Казахстане
Личный состав Нацгвардии перешел на летнюю форму одежды
Пятитомник «Каныш» – академическое собрание трудов первого президента Академии наук Казахстана
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безопасная дорога»
В лицее Шымкента хотели закупить 45 тысяч пачек бумаги на 90 млн тенге
Акмолинец выехал на встречную полосу прямо перед полицейскими
Ставить и достигать цели
Начато возведение крупного металлургического завода
Около 2 тысяч казахстанцев получили спецвыплату за вредные условия труда
Почему огородик в Шымкенте стал дороже сайрамского гектара?
Полководец. Писатель. Патриот
Концерт Дженифер Лопес в Астане – стоимость и правила продажи билетов
Правительство определилось с суммой порога по НДС, и это не 15 миллионов
Если звезды зажигают, то это кому-нибудь нужно
Казахстан в ЕАЭС: достижения и ожидания
Боевой путь пулеметчика

Читайте также

Спасибо, ветераны, за Победу!
9 Мая
Страх на руку мошенникам
Не бойтесь просить о помощи

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]