Легла рентабельность на плечи пассажиров

2183
Валентина Мелехова, Костанайская область

Жил-был автобус № 120, курсирующий между Костанаем и Рудным. Маршрут этот был совсем молодой, поскольку появился на свет лишь в июне ­2022-го, а потому считался, как выразился представитель обслуживающей его компании, многоубыточным. Пришлось изрядно потрудиться, чтобы наполнить его пассажирами.

Фото: Kazpravda.kz / Адильбек Тауекелов

Ну, например, пришлось увеличить количество остановок в 2,5 раза: с 11 до 28, чтобы сделать маршрут более доступным для населения, а также удвоить число обслуживающих его автобусов. Сегодня здесь работают четыре автобусных экипажа, а раньше на линию выходили лишь две машины.

Правда, несмотря на все старания и усилия, маршрут и по сей день считается нерентабельным, хотя и пользуется сейчас большой популярностью.

Во-первых, между Костанаем и Рудным расположен новый строя­щийся микрорайон «Кунай», добраться до которого раньше можно было только на автобусе № 103, чей интервал движения составляет около часа, так что с запуском 120-го передвигаться стало удобнее. Во-вторых, вдоль рудненской трассы находятся сразу несколько садовых обществ, и новый маршрут очень полюбился дачникам. Тем не менее оплата проезда от одного населенного пункта в другой, установленная в 340 тенге, не покрывает всех расходов компании-перевозчика.

Тогда ИП «Брунер» решил воспользоваться государственной помощью: в 2023-м подал документы на признание маршрута социально значимым, чтобы получать дотации, и стал ждать. Вот только ждать пришлось довольно долго. Сначала возникли бюрократические проволочки: запрашивались дополнительные материалы, но в конечном итоге спустя год, а именно осенью 2024-го, маршрут включили-таки в перечень социально значимых.

Вот только оказалось, что эти проволочки негативно сказались на самом перевозчике. Ведь в прошлом году бюджетную заявку на выделение субсидий подавали в сентябре, а новый статус маршрут № 120 получил лишь в октябре. И ему, одному-единственному по области из 72 других социально значимых, в ближайшее время дотаций не видать. Впрочем, эти перспективы призрачны и для других перевозчиков.

– На 2025 год для акимата Костаная не выделены в полном объе­ме средства на субсидирование социально значимых маршрутов. Потребность в средствах на сегодня составляет 7,9 миллиарда тенге, а ассигновано только 2,1 миллиарда. То есть не хватает еще 5,8 миллиарда, – разъяс­нил положение дел завсектором ГУ ­«Отдел ЖКХ, пассажирского транс­порта и автодорог акимата Костаная» ­Нурдаулет Бейсенов.

Такое положение дел представители ИП «Брунер» резонно считают «игрой в одни ворота». Ведь свои обязательства, соглас­но договору на обслуживание маршрута, компания-перевозчик выполняет исправно, а вот власти – нет.

– Аким области ранее говорил о том, что только те перевозчики, которые вкладываются в обновление своего автопарка, будут получать государственные субсидии. Мы вложили 150 миллионов тенге, приобрели два новых автобуса, выставили их на маршрут № 120, таким образом, «обновились» на 50%, но субсидий как не было, так и нет, – жалуется представитель ИП «Брунер» Александр Волкун.

Впрочем, в отделе ЖКХ решили пойти по другому пути и сделать рентабельным пригородный маршрут за счет… кармана пассажиров: сейчас рассматривается вопрос о повышении оплаты проезда еще на 120 тенге. Но компанию-перевозчика такое положение дел никак не устраивает.

Во-первых, есть опасения, что в этом случае произойдет отток пассажиров, поскольку многие пересядут на такси, ведь с конечной Костаная до Рудного можно уехать за 500 тенге. К тому же, согласно таблице обновления, которая является обязательным пунктом, прилагаемым к договору между перевозчиком и акиматом, в следующем году на маршруте № 120 должны появиться еще два новых автобуса, а это опять дополнительные расходы.

Впрочем, компания-перевозчик готова их понести, вывес­ти на линию новые машины. Вопрос только в том, как долго социально значимый маршрут будет выживать без положенных ему государственных субсидий?

Популярное

Все
Стипендии повысили студентам в Казахстане
SMS-коды 1414 больше не используются в Казахстане
В тройке лидеров
Автоледи получила 1 год лишения свободы за нетрезвую езду в Конаеве
В столице в честь Дня Независимости пройдет республиканская ярмарка ремесел
Охотничьи испытания казахского тазы провели в Алматинской области
В Бенине военные захватили власть
Костанайские предприниматели просят отложить запрет на эксплуатацию трехосных самосвалов на 3 года
Избран новый президент Федерации борьбы Казахстана
Жители села Шамши Калдаякова активно участвуют в преобразованиях
Мечта, ставшая реальностью благодаря Президенту Касым-Жомарту Токаеву
Президент Ирана прибыл в Акорду
Водителя груженого бензовоза заподозрили в нетрезвом вождении
Нацбанк предупредил казахстанцев о новой схеме мошенничества
«Адал азамат»: внимание к каждому ученику
Мы третьи в мире!
Итоги большого общественного пути
Когда призраки прошлого оживают в семейном доме
Фигуристка Самоделкина завоевала «бронзу» на турнире в Хорватии
Месси установил новый рекорд по числу трофеев в футболе
Началось строительство сталелитейного завода
В армию со своей гитарой: история талантливого солдата
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
Из казармы в кампус
Ключевой ориентир – человекоцентричность
«Райская птица» зацвела в Северном Казахстане
Политика здравого смысла
Устроившие погром на остановке нарушители получили по 10 суток ареста в Астане
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Сильнейшие бадминтонисты мира соберутся в Астане
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
Зима будет теплой
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Уверенный рост экономики Приаралья
Метель, туман, гололед: 20-градусные морозы надвигаются на Казахстан
По следам Великого шелкового пути: как провести отпуск в Узбекистане

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]