
Между тем опубликованное в 1968 году в переводе Наума Гребнева в журнале «Новый мир» стихотворение «Журавли» начиналось такими словами: «Мне кажется порою, что джигиты,/С кровавых не пришедшие полей,/В могилах братских не были зарыты,/А превратились в белых журавлей».
Дагестанский поэт Расул Гамзатов, который был известен тем, что «по-аварски пишет и поет», написал стихи на родном языке. Не случайно там есть такие слова: «Не потому ли с кличем журавлиным от века речь аварская сходна?»
Журавль, крупная и длинноногая, с изящной шеей, ясными и блестящими глазами перелетная птица, способен лететь долго без отдыха и совершать самые продолжительные перелеты. Журавли летят клином, или, как выразился поэт, «Летят своим определенным строем,/Как по полям людьми они брели». Говорят, что больных и ослабленных или старых журавлей поддерживают остальные птицы из стаи.
Однако существует несколько версий относительно того, чем была навеяна поэту журавлиная тема. Согласно одной из них, стихи зародились после посещения памятника семи братьям из осетинского села, не вернувшимся с фронтов Великой Отечественной войны. В память о воинах, ушедших на войну из одной семьи, в их родном селении возвели монумент с изображением опечаленной матери и семи улетающих вдаль гусей. Но из-за сложности с подбором рифмы к слову «гуси» в стихотворении появилось слово «журавли».
Надо сказать, что птицы, в том числе и журавли, носили определенный образ во многих культурах. В мифологии самых разных народов, в том числе и тюркоязычных, существовал «птичий тотемизм», то есть люди возводили свое происхождение к птицеподобным образам. К примеру, у нас запрещено стрелять лебедей. Есть поверье, что человека, убившего лебедя, которого казахи всегда называли царской птицей, может постигнуть несчастье. Широко известно и почитание ласточек.
В курганах, которые называют скифскими или сакскими, находят изображения крылатых грифонов. Скорей всего, у людей, оставивших эти захоронения, существовали поверья, что останки человека разносят по свету птицы, грифоны и другие фантастические летающие существа.
Согласно старинным представлениям наших предков, душа умершего не только являлась во время сна человека, но также приходила наяву в образе птицы, волка, верблюда, лошади. А основными носителями душ ушедших в иной мир называли лебедя и ласточку.
В разных странах и согласно представлениям различных народов душу отождествляли с улетающей птицей. Упоминания об этом можно встретить в древнетюркских надписях. В погребениях на территории древних городов Южного Казахстана тоже находят изображения пернатых, птицу изображали и на каменных изваяниях, разбросанных по степям Евразии. Скорей всего, это тоже следствие существования представления о душе-птице.
Вернемся к стихам Расула Гамзатова «Журавли». Уже через несколько лет после выхода песни в эфир в местах боев Великой Отечественной войны стали возводить стелы и монументы, на которых обязательно изображали летящих журавлей. Эти птицы из стихотворения аварского поэта стали символом памяти о не вернувшихся с полей сражений.