Личность и эпоха

1141
Каримбек Курманалиев, академик НАН РК, Майра Сарыбай, профессор

Национальная интеллигенция играла важную роль на разных этапах дореволюционной и постреволюционной истории Казахстана. Одним из ярких ее представителей был Шамгали Сарыбаев, чей 130-летний юбилей страна отмечает в этом году.

Двадцатые-тридцатые годы прошлого столетия – период формирования советского нацио­нально-государственного строи­тельства, становления новой советской системы учреж­дений образования, науки и культуры. Данный период был ознаменован такими масштабными события­ми, как преобразование Казахской автономной советской социалис­тической республики (1920) в союзную (1936), создание казах­станской базы Академии наук СССР (1932), научно-исследовательских институтов, открытие высших учебных заведений и другими.

«В многочисленной армии казахской интеллигенции того времени советская власть видела огромную силу, способную провести среди простого населения грамотно организованную про­светительскую работу и сплотить не только казахский народ, но и народы Центральной Азии», – отмечает доктор педагогических наук, профессор Гульнас Ахметова.

Однако уже вскоре в условиях ускоренной индустриализации, коллективизации, урбанизации, культурной революции, партийно-государственного диктата, голода, массовых депортаций усилились репрессии, получившие размах в 1937–1938 годах. Репрессивная политика в отношении интеллигенции, в том чис­ле педагогической, проводилась начиная с 1920-х годов.

Интеллигенция первой трети ХХ века в Казахстане стала свидетелем, продолжателем, заложником стремительно меняющихся исторических процессов и явлений. Жертвами тоталитарного режима стали бывшие деятели Алаш-Орды, государственные и общественные деятели: Ахмет Байтурcынулы, Алихан Букейхан, Магжан Жумабаев, Мыржакып Дулатов, Турар Рыскулов, Ораз Жандосов, Сейткали Мендешев и многие другие.

Весомый вклад в развитие политической, социальной, образовательной, культурной сфер Казахстана внес яркий представитель казахской интеллигенции 1930-х годов Шамгали Сарыбаев. В 1944-м он стал первым педагогом-методистом, защитившим диссертацию «Методика преподавания казахского языка в русской школе». Шамгали Сарыбаев оставил обширное научно-педагогическое наследие как педагог, лингвист, литературный критик, журналист, собиратель устного народного творчества, переводчик, поэт, организатор образования.

Становление Шамгали Сарыбае­ва как представителя казахской интеллигенции во многом продиктовано его окружением. Его отец Харес – переводчик, помощник и писарь аульного старшины, дед Сарбай Байкал – указной мулла (согласно указу Жангир-хана от 1845 года) и мударис, дядя Хайролла Сарбай – ахун и мударис, брат Муфтигали Харесов – сотрудник Казучпедгиза, друг отца Молда Муса Байзаков – акын-просветитель. Перечислим лишь некоторых представителей педагогической интеллигенции, с которыми связаны жизнь и деятельность Шамгали Сарыбаева: идейные вдохновители – Ахмет Байтурсынулы, Абубакар Диваев, учителя и наставники – Сейткали Мендешев, Халел Досмухамедов, Садык Утегенов, сокурсники – Габит Сарбаев, Елемес Жарменов, Тамимдар Сапиев, соавторы его работ – Утебай Турманжанов, Жумахан Кудерин, коллеги и друзья – Гани Муратбаев, Мендыболла Кузембаев, Кудайберген Жубанов, Сарсен Аманжолов, Ныгмет Сауранбаев, Кажимолла Басымов, Гали Бегалиев, Мадина Бегалиева, Ораз Исаев, Сара Есова, Ермеккали Ныгметов, Фатима Габитова, Ильяс Джансугуров, Билял Сулеев, Владимир Сокольский, Митрофан Сильченко, Ишанали Арабаев, Базаркул Данияров.

Шамгали Сарыбаев – уроженец Внутренней Кыргызской орды (ныне – Бокейординский район Западно-Казахстанской области), окончил новометодную школу в селе Новая Казанка (ныне поселок Жанаказан Жангалинского района), с 1915 года работал учителем в русско-туземных школах и наемным учителем в период учебы и после окончания Оренбургского медресе «Хусаиния», где обучались многие деятели «Алаш». С 1918 по 1932 год в Ташкенте Шамгали Сарыбаев преподавал казахский язык в Первом казахском педагоги­ческом вузе (Киринпрос, ныне – КазНПУ им. Абая), Туркестанском Восточном институте, затем в Среднеазиатском коммунистическом университете (САКУ), где проявил себя, как талантливый педагог, принимал активное участие в научной, социокультурной жизни учебных заведений, города и республики.

В развитии педагогической нау­ки Казахстана существенную роль сыграли научные и учебные заведения Москвы и Ленинграда, других городов России. Об этом красноречиво свидетельствует лишь один биографический факт из жизни Шамгали Сарыбаева. В 1944-м на защите диссертационной работы Шамгали Сарыбаева первым оппонентом выступила профессор Раиса Лемберг, сосланная из Ленинграда в Казахстан в 1938-м. Вторым оппонентом был Шакир Кокумбаев, который в 1930–1931 годах обучался на Мос­ковских высших педагоги­ческих курсах, окончил аспирантуру в Москве и в ­1937-м там же защитил диссертацию «Русско-киргизская⁄казахская школа».

Переезд Шамгали Сарыбаева в 1932 году из Ташкента в Алма-Ату, где он прожил до своей кончины в 1958-м, стал важной вехой в биогра­фии ученого. Решение о переезде было принято во время его работы в Ташкентском САКУ, который в тот год был преобразован в Среднеазиатскую Высшую коммунистическую сельскохозяйственную школу. В этом вузе Шамгали Сарыбаев преподавал казахский язык с 1923 года, в ­1930-м вошел в секцию научных работников этого института.

Первым местом работы пос­ле переезда стало Алма-Атинское казахско-русское педагоги­ческое училище, где он работал в должнос­ти преподавателя казахского языка. Спустя два года, в 1934-м, когда открылся Казахский коммунистический институт журналистики (КазКИЖ), он стал и. о. доцента, а также членом Ученого совета КазГУ. В 1935-м становится членом профессионального Союза работников высшей школы и научных учреждений.

Известно, что в 1940 году ­КазКИЖ был переименован в Казахский государственный институт журналистики, а 8 мая 1941 года, за полтора месяца до начала Великой Отечественной войны, ликвидирован как самостоятельная единица, а всех студентов и преподавателей перевели в КазГУ им. С. М. Кирова, где открыли факультет журналистики.

Опыт работы корреспондентом газеты «Еңбек», в различных радио­газетах Ташкента, редактором в газете «Жетісу», организация литературного раздела студенческой газеты «Кедей ­айнасы» при САКУ, сотрудничество и публикации в газетах «Ұран», «Сәуле», «Тілші», «Жас қайрат», «Шолпан» были крайне необходимы для создания учебно-методической базы КазКИЖа. Шамгали Сарыбаеву поручили подготовить учебное пособие для студентов. В 1934 году было издано пособие «Газет істері» под редакцией журналиста, писателя и переводчика Ахмета Елшибекова, корректором издания указан Муфтигали Харесов (брат Шамгали Сарыбаева).

Если в 1936-м Шамгали Сары­баевым опубликовано 11 работ по различным проблемам казахского языка, литературы и методики преподавания, то на следующий год вышла лишь одна статья в студенческой газете «Коммунист» при КИЖе. В ­1937-м он был уволен из КазКИЖа в связи с двумя пуб­ликациями в респуб­ликанских газетах. Сотрудники КазКИЖа, в том числе Шамгали Сарыбаев, были причис­лены к вражеским ­элементам, а его книга «Газет істері» объявлена контрреволюционной.

После публикации он был также уволен из Коммунистического института марксизма-ленинизма (КИМЛ), где преподавал казахский язык, и выселен из служебной квартиры.

Через год Шамгали Сарыбаева вновь приняли на должность преподавателя кафедры казахского языка и литературы КазГУ. Его штатная трудовая деятельность в КазГУ длилась до 1941 года, затем до 1949 года – по совмес­тительству.

Научно-исследовательская деятельность Шамгали Сарыбаева началась в 1920-х годах: он принимал участие в научных экспедициях под руководством туркестанского ученого башкирского происхождения Абубакира Диваева по Семиречью, в работе Академического центра, созданного в 1921 году Ахметом Байтурсынулы. В ­1926-м Академический центр был реорганизован в научный и научно-методический советы Нар­комата Народного просвещения КазАССР, которые затем были преобразованы в научно-исследовательские институты – НИИ национальной культуры (истории, языка, литературы, искусства, материальной культуры, краеведения) и НИИ педагогики (Научно-исследовательский педагогический институт).

Шамгали Сарыбаев внес значительный вклад в работу НИИ на всех этапах их становления и преобразования. Так, НИИ нацио­нальной культуры, созданный в 1934 году, после структурных трансформаций в 1946-м вошел в состав Академии наук Казахской ССР в виде Института литературы и языка (в настоящее время – Институт языкознания им. А. Байтурсынулы, Институт литературы и искусства им. М. Ауэзова).

Что касается Научно-исследовательского педагогического института (ныне Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина), то он был образован в 1933 году и неоднократно подвергался переименованиям. Шамгали Сарыбаев был в числе членов совета учебно-методического кабинета, куда входили Сакен Сейфуллин, Беимбет Майлин, Кудайберген Жубанов, Санжар Асфендияров, Молдагали Жолдыбаев, Шарапи Альжанов.

В дальнейшем Шамгали Сарыбаев продолжает занимать активную позицию в научном сообществе страны. Так, в 1936 году состоялась Первая юбилейная научная сессия в КазГУ им. С. М. Кирова, посвященная пятилетию вуза. Старший преподаватель Сарыбаев выступал на ней с докладом. В круг научных интересов ученого в 20–30-е годы входили вопросы лингвистики (орфографии, этимологии, грамматики), методики преподавания языка и литературы, устного народного творчества, педагогики, перевода. Тогда были опубликованы учебные пособия, программы, научные, научно-пуб­лицистические, информационные статьи, очерки и заметки, рецензии, детские художественные произведения.

Шамгали Сарыбаев разрабатывал инновационную идею для того времени – обучение основам академического чтения и письма, аудирования и говорения на казахском языке. Его наработки по преподаванию казахского как языка для академических целей в конце 20-х – начале 30-х годов легли в основу учебного пособия «Күнделік керектер», изданного в 1933-м в Ташкенте и переизданного в 1936-м в Алма-Ате.

Что касается библиографи­ческого описания опубликованных работ Шамгали Сарыбаева, то данная работа велась с 1961 года, начало ей положил доктор филологических наук, профессор Иманбек Уюкбаев. В библио­графическом указателе по методике преподавания казахского языка насчитывается 31 статья. Позднее сын Сарыбаева, академик НАН РК Шора Шамгалиевич Сарыбаев, дополнил его новыми данными, и в шеститомном «Библиографи­ческом указателе литературы по казахскому языкознанию» описано 70 работ его отца. В настоящее время ведется систематизация и описание более 180 публикаций Шамгали Сарыбаева по различным проблемам филологических и педагогических наук, образования и культуры на арабице, латинице и кириллице.

Следует подчеркнуть, что изучение биографий и трудов представителей казахской интеллигенции позволяет переосмыслить, сопоставить, выявить различные процессы и явления в рамках проблемы взаимодейст­вия личности и эпохи.

Популярное

Все
Будем здесь учиться на хорошо и отлично
Ни закупочных цен, ни субсидий
Завершился 22-й раунд переговоров по Сирии
Легенда купеческой эпохи оживает в Петропавловске
Увеличить объем подачи питьевой воды в Актау обещают до конца ноября
Будущее детей родители связывают с новой школой
Дорогу и возможности – молодым
Инновации и инклюзивность
В Алматы прошел творческий вечер поэтессы и певицы Аксункар Акынбаба
Сделать ход конем
Пришел в кино, а там...
«Казаханимация» запустила серию международных мастер-классов
В Петропавловске состоялась международная выставка голубей
Доля шутки
Музыкальная машина времени
Урок мужества провели в Нацгвардии
Молодое пополнение принимает присягу
Точки духовного притяжения
Музейный уголок
Ироническая сказка для взрослых
Казахской государственности – 12 веков, 12 столетий
Водителя арестовали из-за стикера на госномере в Жамбылской области
Второе рождение трассы
Продукцию из четырех областей везут на очередную ярмарку в Астану
Директоров школ и завучей в Караганде лишили доплаты
Метель и гололед прогнозируются в Казахстане до пятницы
Больничный теперь не подделаешь
До золота рукой подать
Фуры двинулись в обход мегаполиса
Нацбанк сообщил о переходе на международный стандарт ISO 20022
Мы будем привлекать инвестиции в туристическую отрасль ВКО для ее продвижения на международном уровне
Кто и как охотится за нашими детьми?
Димаш Кудайберген выступил в Елисейском дворце
Движение ограничили на трассе в Карагандинской области
Осмысливая «Средний коридор»
Казахстанский борец возглавил мировой рейтинг UWW
Шесть рейсов не могут вылететь из аэропорта Астаны
Строительство завода будет возобновлено
Первый приговор по делу о вовлечении школьницы в секс-рабство вынесли в Кызылорде
Макпал Жунусова пожаловалась на FlyArystan
Более 30 лет «пряничный домик» привлекает горожан и туристов в Семее
Отключения света и подачи воды стали обыденным явлением в Алматинской области
Реконструкция близится к завершению
Премий для госслужащих больше не будет
Пассажир в Шымкенте – «заяц» поневоле?
Обувная фабрика мощностью 200 тысяч пар в год появится в Шымкенте
Россельхознадзор нарушает условия Договора о ЕАЭС - депутат Ходжаназаров
Чеченка с казахской душой
Ставки по депозитам населения снижаются – аналитики
Этот день изменил судьбу
Какой должна быть новая концепция национальной истории
Восстановить утраченную популяцию куланов в Костанайской области пытаются ученые
Последняя в этом году сельскохозяйственная ярмарка проводится в Астане
В Казахстане утвердили нормы потребления тепловой энергии
Резкое похолодание ожидается в Казахстане в эти выходные
Засоряют Большой Алматинский канал
Президент прибыл с рабочим визитом в Казань
Редкие породы собак представили на международной выставке «Созвездии псовых» в Алматы
Шатры и юрты Великой степи
В Алматы будут выпускать лекарство от рака молочной железы

Читайте также

Сенаторы оценили потенциал края
Верховенство права
Состоялся второй внеочередной саммит ЛАГ – ОИС
Газовый баллон и неисправная печь – все равно что порох

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]