Да, именно так, хотя еще совсем свежи переживания, а впечатления пока не удается «разложить» по полочкам. Антракт, тем не менее, уже наступил. Причем в прямом и переносном смысле. Ведь самой яркой фестивальной точкой театральной недели стал спектакль «Антракт» Московского Театра Луны.
Спектакль москвичей задел за живое всех зрителей, но особенно эмоционально на него отреагировали актеры и режиссеры. Да это и понятно! Ведь «Антракт» – своеобразная исповедь закулисья, где так же, как и в обычной жизни действует закон бумеранга. Публика долго не отпускала со сцены полюбившихся актеров. Теплая волна взаимной симпатии была столь велика, что розы из корзины, которую преподнесли им от акимата столицы, полетели в зал. И как же радовались те, кому удалось поймать счастливый цветок!
По максимуму выложились не только москвичи, но и Киевский театр PaperWall, показавший трогательный визуально-пластический спектакль «ОнОнаЖизнь», и казахстанские актеры – столичные и региональные.
Высоких оценок жюри заслужили мюзикл «Моцарт», поставленный театром «Жастар» и треш-драма «Пробуждение» – подарок зрителям от столичного Русского театра драмы им. М. Горького. С трепетом ждали горьковцы вердикта жюри, но когда слово взяла Гульжахан Аспетова, волнение перешло в радость. Народная артистка РК сказала, что тоже хотела бы сыграть героиню «Пробуждения», которую исполнила прима театра Светлана Фортуна. Г. Аспетова отметила, что гордится тем, что в постановке играют выпускники вуза, в котором она преподает. Член жюри выразила уверенность, что этот спектакль будет востребован и успешен на фестивалях любого уровня.
– Самое главное в подобных смотрах, – резюмировал председатель жюри, театральный критик и драматург Еркин Жуасбек, – качественный спектакль. О секретах этого качества мы и говорили с коллегами. В течение недели обменивались опытом, обсуждали проблемы в театральной сфере. Надеюсь, молодые актеры и режиссеры получили много полезного. А этим и ценен фестиваль в первую очередь. Дипломы и памятные статуэтки станут для них своеобразным напоминанием о счастливых минутах.
Да, у театроведов свои критерии, а зрители до сих пор, перезваниваясь и встречаясь на улице, спрашивают друг друга: «А ты смотрел?...» Одних поразила интерпретация небезызвестной гоголевской «Женитьбы», поставленная Восточно-Казахстанским областным драматическим театром, других – фантастическая история «Зверь» Семипалатинского драмтеатра.
Третьи вспоминают спектакль областного казахского драматического театра из Уральска «Жалт еткен бір сәуле» – «Промелькнувший луч света». Этот спектакль начался весьма интригующе. На сцене восседал весьма колоритный мужчина, дымя сигаретой, а в зрительном зале между рядов в плаще с хозяйственной сумкой в руке ходила странная женщина и просила помочь ей снять квартиру. С этим вопросом она даже обратилась к членам жюри – знаменитым режиссерам Игорю Краснопольскому и Талгату Теменову. Один ответил, что и рад бы помочь, но только-только прилетел из Москвы и еще не совсем осмотрелся, другой предложил обсудить цену вопроса...
Событием для театралов стал и фестивальный спектакль «Бас» Шымкентского областного казахского драматического театра им. Ж. Шанина, повествующий о трагической истории останков казахского поэта и композитора Махамбета Утемисова. По мнению члена Гильдии театральных менеджеров России Игоря Краснопольского, эту работу отличает талантливая игра актеров и режиссерское решение.
Спектаклем, достойным международных фестивалей, назвала драму «Бір кем дүние», воплощенную Государственным казахским академическим музыкально-драматическим театром им. К. Куанышбаева, театровед, куратор Международного театрального фестиваля стран СНГ и Балтии «Встречи в России» Мария Юрьева. В основе сюжета лежит рассказ классика казахской литературы Шерхана Муртазы «Текебұрқақ» о разрушительной силе жажды наживы.
Фестиваль закончился. И он, пусть хоть на чуть-чуть, но приблизил нас к границе, существующей между видимой и невидимой стороной реальности, о которой можно только догадываться или фантазировать на ее счет. Театр в большей степени, чем кинематограф, способен на это. Он манит и притягивает к себе. И ты не просто умом воспринимаешь происходящее, а словно подключаешься к какому-то сновидению. Вдруг прерывается время и отчетливо проявляется не только прошлое, но и будущее...
До новых встреч, «Сахнадан сәлем!»