​​​​​​​Мир, который построил Гюнт

1066
Елена Брусиловская
корреспондент Алматинского корпункта

Республиканский немецкий академический драматический театр показал премьеру спектакля «Пер Гюнт» по пьесе классика норвежской литературы Генрика Ибсена в постановке художественного руководителя театра Наташи Дубс.

Вхождение в тему

Это первый опыт постановки ибсеновского «Пер Гюнта» на казах­станской сцене. Несмотря на то, что пьеса, написанная более 150 лет назад, давно стала знаковой в мировой культуре – по ней созданы опера, несколько вариаций балетов, в том числе на музыку Эдварда Грига и Альфреда Шнитке, она была многократно экранизирована, в Советском Союзе по мотивам «Пер Гюнта» снято два мультфильма, – теат­ральные режиссеры не спешили к ней обращаться.

Драма Ибсена действительна сложна в плане театральной постановки, и не только потому, что в ней большое количество действующих лиц, «Пер Гюнт» – это своего рода «одиссея», где герой странствует во времени и мире в поисках самого себя. Пьеса написана на стыке реализма и романтизма, она необычна как по форме, так и по содержанию, которое пронизано фольклорными элементами, поэтому нелегка для восприятия: в ней фантазии героя переходят в реальность, а реальность прорастает вымыслом.

Не случайно после выхода в свет «Пер Гюнт» был негативно встречен современниками, даже великий Андерсен назвал пьесу совершенно бессмысленной. Но большое, как известно, видится на расстоянии, и время все расставило по своим местам. В этом переосмыслении в немалой степени сыграл свою положительную роль образ Сольвейг – символ верности и вечной любви. Эта тема настолько поразила композитора Эдварда Грига, что вскоре после выхода пьесы он создал к ней прекрасную музыку, где «Песня Сольвейг» тоже стала знаковым произведением, начав самостоятельную жизнь.

Кстати сказать, в постановке нашего немецкого театра слишком узнаваемую мелодию Грига вы не услышите. По мнению режиссера-постановщика Наташи Дубс, это настолько мощная музыка, что она заслонила бы собой все остальное.

– Нам хотелось показать свое­го Пер Гюнта, – поясняет Наташа Дубс, – а Григ – тот образец классики, который у каждого вызывает вполне определенные ассоциации. Эту музыку я часто слышала еще в детстве и юности, и всегда она вызывала во мне некое душевное беспокойство, как, наверное, и все великое.

Что же касается «Пер Гюнта», я давно думала об этой постановке, но, если честно, не знала, как к ней подойти. И как-то совершенно случайно услышала мелодию, которая сразу меня зацепила. Это был современный аргентинский композитор Себастьян Легович, я решила ему позвонить и предложить написать музыку к нашему спектаклю. Удивительно, но, даже не зная о нашем театре, он согласился. Работали мы с ним в режиме онлайн: показывали ­фрагменты спектакля, что-то вместе придумывали. Так что наш «Пер Гюнт» – это международный проект, – говорит режиссер.

А душу можно ль рассказать?

Спектакль сразу было решено ставить не на немецком, как ожидаемо, а на русском языке. Текст ибсеновской пьесы настолько афористичен, что его сложно воспринимать нашему зрителю. Да и сама пьеса – сплошная метафора. Именно так ее и решает режиссер-постановщик.

В ней все необычно, все иносказательно, начиная с костюмов-комбинезонов, имитирующих обнаженные тела, и оформления сцены, которая практически пус­та. Лишь на полу, словно выложенная пазлами картина – летящие в некоем пространстве то ли тела, то ли души, то ли какие-то сущнос­ти. Волею фантазии Пер Гюнта они превращаются по ходу пьесы в тех или иных ее персонажей.

– В пьесе есть такой персонаж – Пуговичник (актер Бекарыс Боранбаев), который пытается найти, где у человека орган фантазерства. И я подумала: а давайте мы вместе попробуем поискать этот самый орган, – рассказывает Наташа Дубс. – Вокруг этого и выстраивалась основная линия спектакля. В центре композиции с летящими телами находится то ли метеорит, то ли планета, при попадании на которые у Пер Гюнта возникают или исчезают фантазии, – рассказывает режиссер.

Я постоянно объясняла исполнителю главной роли Тимуру Бонданку: «Пойми, мы все появляемся по твоему желанию, ты движешь действующими лицами, и от тебя зависит, какими они будут, это лишь воплощение твоей фантазии». Поэтому в центре сцени­ческого пространства Пер зачастую один, а все переосмысления – это попытка понять самого себя. Поэтому так сложно ему было услышать в конце жизни приговор, что он никогда не был самим собой. Более того, Пер Гюнт даже не понял, кем же был на самом деле.

Он приходит к самому себе лишь в вере или любви своей. Эту тему любви и верности несет Сольвейг (актриса Рената Клетт). Это некая метафора, которая час­то используется в искусстве, когда после долгих испытаний, после долгих странствий и поисков, в том числе духовных, блудный сын возвращается к родному порогу, и этот родной дом принимает образ близкого ему человека – отца, матери, жены, любимой. Это место некоего успокоения, как материнская утроба, где можно спрятаться от житейских бурь.

История Пер Гюнта – это история его путешествий, а спектакль – это тоже всегда путешест­вие: в историю, в эпоху, в мир автора. И нам хотелось взглянуть на этот мир глазами людей ХХI века, чтобы наши зрители тоже задумались: кто мы и зачем приходим в эту жизнь?

Мне кажется, что тема Пер Гюнта особенно актуальна сегодня, в эпоху компьютерных технологий, когда люди начинают жить не только в реальном, но и в виртуальном мире. Генрик Ибсен помогает увидеть те мая­ки, которые не дадут утонуть или раствориться, а может даже и затеряться в этом безбрежном море человеческой фантазии, порой и очень страшной.

И еще мне подумалось: если автор придумал путешествие Пер Гюнта по странам и континентам, то почему его не может придумать сам Пер Гюнт? Меня не покидала идея – может, все это произошло лишь в его воображении, потому что ему было свойственно придумывание? Он вырос на сказках, которые ему рассказывала перед сном мать. И в свой взрослый мир Пер Гюнт вошел через сказки, а в них все возможно: можно выйти сухим из воды, можно победить всех врагов и даже нечистую силу.

Для Пер Гюнта стерлась граница между жизнью и сказкой, между действительностью и его воображением, он домысливал происходящее, которое поэтому и приобретало какие-то гигантские, немыслимые, ­фантастические формы. Он как художник создавал свой мир, но не кистью на полотнах, а в своем воображении, – говорит Наташа Дубс.

Видимо, этот процесс придумывания настолько захватил всех, причастных к созданию столь необычного спектакля, что им явно удалось создать еще одну метафору – своего собственного, ни на кого не похожего Пер Гюнта.

– У нас работала молодая команда студентов, выпускников Академии искусств имени Жургенова, это художник по костюмам Асем Сапаргалиев, художник-ассистент Алина Гаврилова, ассистент по вокалу Рената Клетт, ассистенты по хореографии Ольга Ли и Жанна Кравченко. В спектакле участвуют 16 актеров, которые наделены навыками разного существования на сцене, они умеют работать с разными формами и очень богатым литературным материалом. И что еще очень важно – у них есть чувство ансамбливости, потому очень сложно работать на пустой сцене, где нет возможности спрятаться за декорациями, – заключает режиссер.

Впереди у молодого коллектива немецкого театра еще один, не менее интересный проект – «Трехгрошовая опера» Бертольта Брехта.

Популярное

Все
Государства без идеологии быть не может
79-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН открылась в Нью-Йорке
Федеральный канцлер Германии посетит Казахстан с официальным визитом
Феномен құсбегілік: от степного увлечения до национального бренда
Нужно прислушаться к профессионалам
Преимущества АЭС разъяснили молодежи
Измени мышление, и ты изменишь свою жизнь
Базис развития – закон и порядок
Более 800 тыс. гектаров земли повторно ввели в оборот
Участие в голосовании – проявление гражданской ответственности
Закредитованность населения бьет все антирекорды
Покоритель сердец
В Кокшетау прошли XV Национальные Дельфийские игры
Спасли мальчика, укушенного осой
Вандалов меньше не становится
«Макияж» для мегаполиса
Сборная Казахстана стала победителем 5-х Всемирных игр кочевников
Казахстан – ОТГ: партнерство во благо
Нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 13 сентября 2024 года №51-НП
В центре внимания
Не нужно путать атомную бомбу и мирный атом!
Паралимпиада: расписание на субботу
Совещаются молодые атомщики
На энергетической безопасности экономить... опасно
Растущее энергопотребление свидетельствует об устойчивом росте экономики
Против певицы Монеточки возбудили уголовное дело
Казахстанский туризм выходит на мировой уровень
Отбасы банк и акимат области Жетісу запускают жилищную программу для жителей районов и сел
Группа общественников побывала на экскурсии в учебном центре Института ядерной физики
Синнер – первый итальянец, вышедший в финал US Open в одиночном разряде
Иностранные гости – о ВИК в Астане: «Это удивительно, невероятно и круто»
«Сам просил»: подростки грозились сбросить ребенка с балкона в Астане
Казахстанцы продолжают активно изымать пенсионные деньги на жилье
Члены Народного штаба за строительство АЭС провели встречи с жителями Туркестанской области
Президент назначил новых послов Казахстана в ряде стран
Взрастим своих Курчатовых!
ВИК - 2024: определился первый чемпион по қазакша курес
Генсек Всемирной туристcкой организации ООН высоко оценил уровень организации ВИК в Астане
О важности развития казахского языка высказался сенатор Жусип
Вторые сутки разыскивают трехлетнего малыша в области Жетісу
Кайрату Сатыбалды смягчили приговор
Круглосуточную охрану приставили к дому девочки, попавшей в секс-рабство в Кызылорде
Премьер Индии призвал Украину и Россию к переговорам
Рыбалка закончилась трагедией
Казахстанцы собрали 140 млн тенге для впавшего в кому солдата-срочника
Автобус – не вертолет. Местные власти отстранили от работы перевозчика, обвинив его в саботаже
«Лучший педагог»: стартовал прием заявок на конкурс в столице
Тенге незначительно подешевел к доллару за неделю
Масштабный марафон «SARYARQA RUN» пройдет ко Дню Конституции в Астане
Быть или не быть АЭС – решим всей страной
Есть время и возможность подготовить атомщиков
Не использовавшийся по целевому назначению участок в Шымкенте вернули государству
В Великобритании начались испытания РНК-вакцины от рака лёгких
Посвященная наследию кочевников выставка открылась в Астане
Нарколаборатория по производству «синтетики» ликвидирована в Алматинской области
Доля дистанционно работающих казахстанцев остаётся крайне небольшой
Стали известны обладатели государственных грантов в магистратуру
Казахстан приложит все усилия для соблюдения своих обязательств перед ОПЕК
До начала ВИК-2024 остаются считанные дни
Культурная волна набирает силу

Читайте также

Казахстан – ОТГ: партнерство во благо
Сборная Казахстана стала победителем 5-х Всемирных игр коче…
«Макияж» для мегаполиса
В Кокшетау прошли XV Национальные Дельфийские игры

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]